tumblr_static_5q5if45lwokcc8k40wk0cgkg0

Выборы, выборы

Решается вопрос об отчислении из-за дисциплинарного взыскания? Считаешь, что кто-либо в университете ущемил твои права? Находишь, что локальные акты Вышки нуждаются в доработке? С такими вопросами теперь можно будет обратиться к Уполномоченному по правам студентов НИУ ВШЭ, иначе говоря — омбудсмену

Краткая справка: омбудсмен следит не только за законностью, но и за справедливостью действий других властных органов

Эта должность является совершенно новой для российских высших учебных заведений, и именно Вышке в этом году выпала честь быть первым университетом, включающим студенческого омбудсмена в структуру самоуправления. Планируется, что уполномоченный станет своеобразным противовесом студенческому совету, дабы создать равновесие во власти. Искренне надеемся, что данное нововведение сделает самоуправление еще более эффективным, и предлагаем поближе познакомиться с кандидатами на эту должность.

Георгий Варганов

Мой опыт в этой сфере решения проблем студенчества в основном касался различных учебных вопросов. Считаю, что мне удалось выстроить достаточно хорошие отношения с преподавателями, что позволяет эффективно учиться. Это я и попытаюсь развивать на других факультетах со своей командой в случае победы.

Ключевой пункт моей программы — это совершенствование учебного процесса

Рассмотрение объективности оценок по результатам экзаменов студентов, усиленная поддержка студентов, которые оказались в критической ситуации (скажем, комиссия), и, конечно, решение проблем в общагах и столовых.

Если меня выберут, я в первую очередь начну формирование команды. Будут проведены мини-выборы представителей на факультетах, а также ознакомление администрации университета и преподавателей с новым введением — Уполномоченным по правам студента.

Лейла Шушкова

Что касается опыта решения проблем студентов, нужно сказать, что я как староста группы в прежнем университете, конечно, решала различные ситуации. Опыт управления я получила во время работы в общественно-политических организациях РМ и КВН.

Одним из ключевых пунктов своей программы считаю создание единой информационной среды правовой поддержки студентов (далее — ЕИСППС), в которой планируется создать несколько тематически отдельных блоков, содержащих основную информацию для решения актуальных вопросов

Где? Социальные сети, раздел на сайте НИУ ВШЭ. Необходимость создания правовой информационной поддержки для студентов обусловлена текущей необходимостью рассказать о том, как мы можем действовать в случае нарушения наших прав.

Также планируется проведение открытых встреч со студентами, проведение ликбез-семинаров.

Еcли выберут меня, то в первую очередь займусь набором команды.

Следующие цели:

  1. Разработать план действий, задач
  2. Собрать и систематизировать информацию
  3. Запустить ЕИСППС
  4. Выяснить, существует ли в других университетах подобная практика
  5. Решить вопрос о возможности разработки и введения изменений, регулирующих права студентов, в локальные акты НИУ ВШЭ

Иван Чернявский

В студенческое самоуправление я пришёл в 2013 году, когда учился на 4 курсе факультета права. Я шёл с конкретной задачей, решив которую, правда, остался. Мне казалось, что комендантский час и гостевой режим (когда даже студенты-вышкинцы из одного общежития могли прийти в гости к своим друзьям из соседнего общежития только с 15:00 до 21:00) — это полный совок и не соответствует ни законодательству, ни идее построения единого пространства университета, ни здравому смыслу.

К моменту моего прихода в студенческий совет Дубков ребята уже пытались изменить такой порядок через директора по общежитиям и проректора по общежитиям, но эти сотрудники Вышки считали, что студенты — это дети, и если им вдруг разрешить свободно передвигаться, то они разрушат общежития.

Совместно с председателем студсовета Вышки мы решили попробовать добиться отмены этих полувоенных порядков через ректорат и учёный совет. Я создал юридический комитет внутри совета, мы набрали команду и написали поправки к положению  «О правилах внутреннего распорядка общежитий НИУ ВШЭ».

Я презентовал эти поправки перед ректоратом, а потом перед ученым советом. Кузьминов встал на нашу сторону, и несмотря на протесты руководителей общаг был отменён комендантский час и установлен свободный пропускной режим

Кроме того, нам удалось закрепить в правилах запрет дежурным заходить в комнаты студентов без их разрешения, так как это прямо противоречит конституции и жилищному законодательству. Мониторингу соблюдения администрации новых ПВР у меня и был посвящён весь год, ведь не так просто было объяснить дежурным, что заходить в комнаты студентов без их разрешения — это уголовное преступление.

Кстати, после того как комендантский час был отменён в Вышке, Министерство образования решило отменить его и во всей стране по примеру ВШЭ.

В прошлом году я занимался организацией работы по созданию нового положения об органах студенческого самоуправления НИУ ВШЭ. Потом из-за сдачи госов и диплома и поступления в магистратуру отошёл от дел, и многое в этих положениях изменилось, но к фундаменту я руку приложил. Пока был в самоуправлении, я также консультировал обратившихся студентов, если у них возникали проблемы с учебной частью, апелляцией, зачетом практики и по прочим академическим вопросам.

Моя программа базируется на трех основных направлениях деятельности:

  1. Служба поддержки студентов;
  2. Правовое просвещение студентов;
  3. Ревизия локальных актов Вышки.

И все это было бы невозможно без команды, которая у меня уже собрана. Аппарат уполномоченного, по моей задумке, должен состоять из двух уровней. Первый — это руководители описанных выше направлений. Это в основном аспиранты с большим опытом работы, которые будут заниматься подготовкой кадров, организовывать работу направления и включаться в наиболее сложных ситуациях. Верхушка команды уже есть, останется только привлечь практикантов для работы в службе поддержки студентов. Второй уровень – это студенты, которые будут и обрабатывать основную массу обращений к уполномоченному, и заниматься собственно консультированием. Думаю, это могут быть студенты любых факультетов, но прежде всего я рассчитываю на юристов. И думаю, удастся договориться с руководством факультета права о том, чтобы работу в аппарате уполномоченного студентам засчитывали как практику или проектную деятельность.

Считаю, что все три пункта, которые я перечислил выше, являются ключевыми, и мы займемся ими сразу после выборов.

Кроме того, они очень взаимосвязаны. Вот у нас функционирует служба поддержки студентов, к нам обращаются студенты и мы видим, что жалобы однотипные (например, немотивированный отказ от апелляции). Мы понимаем, что необходимо не только работать по каждому подобному случаю, но и менять положение о контроле знаний. Далее нужно объяснить студентам, что изменилось, рассказать, в каких случаях и в каком порядке они могут подавать апелляцию и т.д. Для распространения такой информации будет использоваться группа в ВК, будет страница на сайте Вышки (FAQ). Я также постараюсь периодически проводить очные встречи со студентами, и, возможно, удастся устроить межкампусную конференцию, посвященную правам студентов.

Если меня выберут, то уже в декабре я планирую закончить формирование команды и уже в первый месяц вынести пакет поправок в ПВР Вышки ученому совету

Что касается положения «о контроле знаний» (точнее его современного аналога), то тут уже есть ряд предложений от Элен (участница команды, отвечающая за мониторинг организации учебного процесса). Но я не хотел бы торопиться и предпочел бы проработать месяца два-три с обращениями и, возможно, выявить еще некоторые проблемные точки, а потом уже выносить предложения на ученый совет.

Яков Маньшин

При моем участии буквально пару дней назад разрешилась масштабная проблема, беспокоившая многих на моем потоке. Контрольную по экономике разные группы писали в разных условиях (одним разрешили пользоваться теорией, другим – нет), так как у одной из групп контрольную проводила преподавательница, а у остальных — семинаристка. Виноватыми попытались сделать нас, заставив переписывать работу. Причем дата переписывания совпала с работой по ППО (которая приравнена к экзамену) — очень сложным предметом, по которому в предыдущие годы было до 70% пересдач. Очевидно, такое «совпадение» незаконно.

Сначала я написал в учебную часть, но ничего дельного мне там не ответили. Решить вопрос напрямую с преподавательницей также не удалось: она прислала язвительное письмо, последняя фраза которого («Жизнь в современном мире должна строиться на ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ») стала локальным мемом у социологов.

Мне пришлось обратиться к руководителю образовательной программы, которая в итоге перенесла экономику на более удобную дату

Приоритетной задачей я для себя обозначил борьбу со злоупотреблениями властью со стороны должностных лиц университета. Я, например, столкнулся с несколькими фактами недопустимого обращения преподавателей со студентами (одну девочку препод просто довела до слез своими шуточками и подколами). Подобные ситуации не должны оставаться без внимания, поскольку они не только несут в себе нарушение прав, но и портят имидж университета в глазах потенциальных абитуриентов.
Очевидно, что проконтролировать всех работников университета один уполномоченный не в состоянии. Поэтому я также отмечаю важность профилактики нарушений: регулярного проведения инструктажей с работниками Вышки и информирования студентов об их правах (впрочем, об обязанностях тоже).

На посту уполномоченного по правам студентов я в первую очередь займусь созданием единого центра по разрешению правовых вопросов

В идеале это должна быть служба, куда студент, который хочет сообщить о проблеме (или просто получить консультацию), может обратиться в любое время, точно зная, что вскоре получит ответ на свой вопрос. Ради интереса я попытался найти подобную службу в Вышке, но кроме красной кнопки (которую многие считают «последней инстанцией», опасаясь туда обращаться из-за возможных последствий) ничего не нашел. Идея моей службы в том, что студенты обращаются к студентам (лично ко мне, например), а не к работникам университета. Это более комфортно психологически. При этом все обращения, разумеется, конфиденциальны.

Никита Андреев

Наиболее крупным моим достижением в рамках решения проблем студентов, была относительная победа в ситуации с обвинением 60 человек моего курса в списывании. Конечно, студенты были виноваты, но формально это не было списыванием.

Поэтому получилось добиться справедливого компромисса: контрольные аннулировали, но выговоров вынесено не было

Самый главный пункт моей программы — развитие представительства омбудсмена на каждом мегафакультете/общежитии. Почему я считаю, что на каждом мегафакультете/общежитии должен быть свой представитель? Логика простая: во-первых, этот человек «свой», и к нему изначально больше доверия, во-вторых, он ориентируется в ситуации, в-третьих, проблемы затрагивают его личные интересы, так как изменения, которые носят локальный характер, отразятся на его судьбе в том числе. По результатам работы уполномоченного и его команды будут публиковаться ежемесячные отчеты для публичного обсуждения. В случае неудовлетворительной работы представители будут меняться.

Моя задача состоит в том, чтобы каждый был услышан и ни один голос не остался неуслышанным

Если меня выберут, я сразу же займусь делом, например, запуском и раскруткой группы (при необходимости сайта омбудсмена). Будут созданы почтовые ящики для обратной связи, объявлен добор в команду. Начнётся работа по налаживанию контактов с администрацией и студсоветами. На локальные жалобы будем реагировать оперативно. Предложения общевышкинского характера будут собираться в течение некоторого времени, обобщаться и детально прорабатываться, так как необходимо проделать большой объем работы, перед тем как представить готовый проект изменения какого-либо локально-нормативного акта. Наиболее актуальные из них будут сопровождаться открытым обсуждением со всем студенческим сообществом и представителями администрации.

Василий Григорьев

Одна из самых серьезных проблем в нашем общежитии  — это отсутствие спортзала. На её решение мы потратили три месяца и уже получили значительную часть согласований.

В ближайшие дни тренажёрный зал будет окончательно укомплектован

Закон — всем, справедливость — каждому! Именно этим принципом я буду руководствоваться в ходе деятельности с момента избрания и до окончания срока полномочий. Не права и интересы студентов должны подстраиваться под текущее законодательство, а именно локальные НПА необходимо пересматривать, делать более логичными и справедливыми.

Я — человек дела.

В данный момент моей командой проводится анкетирование в общежитиях и корпусах Вышки, по результатам которого будут выявлены наиболее актуальные проблемы студентов

В отличие от других кандидатов, я хочу заранее определить, какие вопросы сейчас наиболее интересуют студентов, и определить приоритетные задачи своей деятельности в качестве омбудсмена. Я ценю время – как свое, так и своих избирателей. Считаю, что важно решать задачи оперативно и качественно.

Сергей Виньков

 

С кандидатом не удалось связаться

 

Долорес Канделаки

Мой опыт в решении проблем студентов в первую очередь относится к учебному процессу: расписание, подсчет итоговых оценок, и административные процедуры, в том числе выдача справок (их приходилось долго ждать, но на самом деле можно было прийти даже в отличное от указанного на двери кабинета время и получить ее). Я все время слышу о нетактичном общении со студентами в соц.сфере. Мол, доводят человека до слез. Идем вместе с человеком: все в порядке, вопрос решается. Более того, много чего мной было сделано для студентов своего общежития. Иногда положительные экстерналии касались и других общаг. Перечислять можно долго.

Свою программу я сформулировала лаконично. Я не обещаю золотых гор.

Давайте реально смотреть на вещи: Уполномоченный — это адвокат-медиатор

Опыт у меня есть. Пять лет я заставляю административный персонал Вышки работать в нужном направлении. Вы можете найти сотрудников, которые мной недовольны, но нет таких студентов, которые бы обратились ко мне за поддержкой и результат был отрицательный. Да, результат не всегда 100%, но без компромиссов никуда. В своей программе я кратко сформулировала алгоритм, который применяется при решении вопросов в Вышке. Именно это должен вам рассказать юрист, когда вы пришли к нему на консультацию: предложить варианты действий и их алгоритм.

Первоочередными задачами считаю два самых главных направления: стипендии и переселение из одного общежития в другое. Разумеется, есть куча других проблем. Но вот мухлеж со стипендиями считаю самой-самой наболевшей. Постоянно задерживают выплаты. Стипендия и так не бог весть какая большая (в Университете Дубны, например, стипендия для перваков и магистратуры и бакалавриата — 5000, и ее платят с сентября, и проблем с банками нет). Вот сейчас, надеюсь, стипендию выплатят в декабре, а потом только в марте… Отмазки разные находят. Мол, деньги замораживаются, отчетность идет. Странно, а сотрудникам зарплаты не задерживают! А если студент задержит оплату за обучение? Сами знаете, что его ждет. И не всегда так просто можно получить отсрочку платежа. Где справедливость?

Почему Уполномоченный – это именно Канделаки? Потому что есть опыт — колея, что экономит время и усилия по решению проблем

А кто-то другой должен сначала сориентироваться, а потом еще прокладывать ту самую колею, которая у меня уже имеется.

Сергей Ильин

Уже через месяц после поступления я стал старостой курса факультета права и вошел в Студенческий совет. С осуществлением функций в этих должностях и коррелирует мой опыт в решении проблем студентов. Например, на нашем факультете проблема расписания – одна из самых актуальных уже не первый год. С первых дней своей деятельности я занимался урегулированием вопроса с поиском аудиторий и корректировкой расписания, находя компромисс между интересами студентов, преподавателей и администрации. Помимо этого, определив, что на факультете права практически отсутствует самодеятельность, организовал ряд мероприятий, вовлекших большое количество участников. Например, официальный День юриста 2014. Также ко мне обращались студенты по поводу невыплаты повышенных и социальных стипендий, с претензиями к программам предметов и формулам выставления оценок, как староста курса я представлял их интересы перед администрацией и преподавателями.

К сожалению, проблема с расписанием все еще остается злободневной, однако многие вопросы, возникающие в старом корпусе, не всплывают даже при переезде в новый

Считаю, что в первую очередь следует выделить практико-ориентированные вопросы. Например, проведение научно-образовательных мероприятий, где за основу берется цель формирования правового мышления у студентов. Помимо этого, реализация студенческих инициатив представляется мне одним из основных каналов, по которым будет происходить правовая модернизация и решение проблем студентов. Обеспечение эффективных механизмов претворения в жизнь интересов студентов – главная задача Уполномоченного. Наконец, введение занятий по военной кафедре в кредитно-рейтинговую систему также представляется интересным проектом, за который хочется побороться с целью защиты прав обучающихся на ней.

Я постараюсь сделать так, чтобы данный институт оправдал те надежды, которые на него сейчас возлагаются. В первую очередь, необходимо отработать механизм взаимодействия со студентами, с администрацией, а также иными образованиями Высшей школы экономики, включая Студенческие советы. Далее,  университет нуждается в сильной команде под эгидой Уполномоченного для решения повседневно возникающих задач.

В случае успешных выборов собираюсь в ближайшее время организовать встречу со студентами, просветить в создании института омбудсмена, разъяснить свои полномочия, выслушать вопросы, тем самым создав «первый контакт»

Помимо этого, в планы входит проведение мониторинга проблем студентов в режиме онлайн.

Сергей Плотников

Отказался от комментариев

 

 Текст: Нелли Гасимова