unspecified

И тебя на гражданина выучим

Мы часто слышим фразы «гражданское общество», «гражданское воспитание». Об этом говорят все, кому не лень, в особенности это актуально в связи с последними событиями. Питерская редакция узнала о проекте «Гражданское образование» студентов московской Вышки и поговорила с его создателями о том, тяжело ли работать со школьниками и должно ли государство поддерживать инициативы подобного рода

О проекте и единомышленниках

Женя Ефимова

ОП «Политология», 3 курс
Руководитель студенческой организации

Наш проект появился осенью этого года среди студентов-третьекурсников программы «Политология». У нас немало тех, кому интересна работа со школьниками и важно будущее нашей страны, поэтому мы довольно быстро нашли единомышленников и смогли начать свою работу в Лицее 1535 уже в октябре. В нашей команде, помимо политологов, есть выпускники этого лицея. В основе проекта лежит идея о том, что школа не просто дает ребенку знания, а воспитывает его как гражданина.

Гражданское образование — это калька с английского «civic education». Я занималась этой темой в рамках курсовой работы второго курса и накопила достаточно много интересных материалов. В какой-то момент мы поняли, что у этого всего может быть вполне практическое приложение.

Мы решили, что обычный формат вечерней школы нам совершенно не подходит и что нашей целевой аудиторией должны быть школьники 5–9 классов.

Наша цель не подготовка к олимпиадам, экзаменам или поступлению в престижные вузы. Вместо этого мы пытаемся открыть для них политику — или даже наоборот, открыть школу внешнему миру и впустить в нее реальную жизнь.

Для нас важны не знания, а навыки и опыт, которые ребята получают на наших встречах: умение делать публичные выступления, вести аргументированную дискуссию, грамотно пользоваться средствами массовой информации, организовывать коллективные обсуждения и приходить к общему решению. Кроме того, мы хотим заставить их задуматься над «взрослыми» темами, которых не хватает в школьном образовании, такими как гендерное равенство или антикоррупция, например.

Вероника Толоконникова

ОП «Социология», 2 курс
Организатор

О проекте я узнала в ноябре прошлого года из рассылки на групповую почту. Студенты-политологи приглашали социологов провести занятие в школе на социологическую тему. Это, кажется, все, что я тогда для себя подчеркнула. Решила заполнить анкету для волонтеров по трем причинам.

Во-первых, я искренне верю, что дети открыты к тому, чтобы взглянуть на мир с другой точки зрения. Работа с ними — это благодарное дело: есть реальная возможность, что ребята уйдут с урока, изменив свое представление о чем-либо, а не будут стоять на своей позиции вопреки ее абсурдности только потому, что им стыдно признать свою неправоту. И если есть возможность рассказать школьникам о чем-то важном для их развития как личности, как думающего человека и как ответственного гражданина, это нужно сделать.

Во-вторых, я правда считаю, что разобраться в какой-либо теме лучше всего можно, объясняя ее другому. В таком случае просто невозможно отнестись к знанию халатно, так как несешь ответственность не только за то, что есть у тебя в голове, но и за то, на что, вероятно, будут полагаться доверяющие тебе ребята.

Ну а в-третьих, опыт работы с детьми у меня уже был. Будучи в школе, я стажировалась в языковом центре на позиции преподавателя для младших школьников. Не углубляясь в подробности, хочу сказать, что проект объединил столько интересных, разносторонних и знающих студентов, что, будучи его частью, очень хочется работать и развиваться.

Сейчас ГО для меня — действительно значимый и важный проект. Очень хочу, чтобы он рос как качественно, так и количественно, и стараюсь этому способствовать.

На прошлой неделе мы вместе с Алисой Бабаевой проводили второй тренинг для новоприбывших волонтеров, где я фигурировала в роли, о которой бы не могла подумать еще пару месяцев назад.

Денис Панфилов

ОП «Политология», 3 курс
Волонтер-преподаватель

Основная цель этого проекта, на мой взгляд — помочь детям сформировать свой независимый и компетентный взгляд на жизнь, окружающие реалии, и, прежде всего, на самих себя.

Мне было легко присоединиться к проекту, так как мне в школе недоставало таких интересных и утверждающих встреч со студентами, которые добровольно делятся определенными знаниями и мудростями.

Даже от нескольких таких встреч я бы о многом задумался и начал бы стремиться к чему-то большему, хотя бы на какое-то время. И государство должно в первую очередь заботиться о такой мотивации и стремлении детей. Ведь если они будут сидеть 11 лет за партами, слушая одну и ту же нудную информацию без малейшего потенциала применения ее в жизни, ничего толкового на выходе не получится.

Современное школьное образование безнадежно отстает от реалий жизни, не предоставляет прикладных навыков общения и коммуникации с социумом, не дает детям понимания процессов в обществе и что с этими процессами можно делать.

Мария Балякина

МИЭФ, 3 курс
Волонтер-преподаватель

Мне кажется крутой и полезной идея говорить со школьниками на темы, которые обычно в школе не дают или дают в скомканном, странном изложении. Мне самой было недостаточно тех знаний, которые в меня пытались впихнуть в школе, они казались совершенно ненужными и скучными. Теперь же, понимая, что нужно и важно знать в подростковом возрасте, я стараюсь делиться этим.

Я считаю, что государство должно помогать таким проектам, поддерживать их, ну или хотя бы не мешать, потому что если каждый отдельный человек будет совершать правильный, осознанный выбор, то и общество будет работать эффективно.

У нас в команде много волонтеров (но всегда нужны новые свободные руки и светлые головы), так что я проводила всего два занятия в нескольких классах. Для этого мне хватило посещения нашего специального семинара, который проводят девушки из нашего проекта. На нем разбираются сложные ситуации, возникающие на занятиях, и способы их разрешения. Для подготовки я также читала несколько наших методичек, составленных ребятами на основе уже проведенных занятий.

Главная цель проекта — дать подрастающему поколению необходимые знания, которые могут помочь им в будущем стать осознанными гражданами и делать свой, независимый выбор.

На выпуске из школы мы часто не знаем своих прав и обязанностей, мы не представляем, как работает мир вокруг нас. И ГО пытается это исправить.

Илья Горельский

ОП «Политология», 3 курс
Куратор школы 1521

Участие в проекте я решил принять потому, что практически сразу осознал: «Вот чего мне не хватало в мои школьные годы». Вспоминая себя и своих одноклассников, могу сказать, что уже на рубеже 7–8 классов у многих было желание высказаться не только по темам школьной программы (которая мала кого заботила), но и обсудить «насущные вопросы» — то, что происходило в реальной жизни, там, «за окном». По мере взросления желание подискутировать все более усиливалось, а в итоге интересующие нас темы мы затрагивали, как это ни странно, на уроках литературы.

Проект «Гражданское образование» — лучшая площадка для обмена мнениями, для того, чтобы слушать и слышать друг друга в современной школе, не найти. Считаю, что не ошибся.

Конечно, работать со школьниками сложно. Но и легко одновременно. Легко, потому что они довольно охотно откликаются на все новое, необычное. В этом смысле проект — это, что называется, взлом фрейма — они такого не видели до этого, поэтому сейчас относятся к проводимым занятиям как к чему-то «с другой планеты».

Сложно же потому, что все равно приходится прилагать усилия для того, чтобы в середине урока им не наскучило и они не заснули на задних партах. Иногда это бывает сложно, потому что все понимают, что в отличие от урока, наши занятия — дело добровольное.

О преподавательском опыте

Денис: «Изначально я просто согласился помочь поволонтерить, так как нужны были преподаватели в новый проект, который основали мои приятели. Но потом я задумался и расписал давно созревавшее у меня в голове занятие по парадоксам и дилеммам, и вот тут уже появилась мотивация попробовать себя в роли учителя и наставника, который хочет и может поделиться важным (с его точки зрения, конечно) знанием.

После буквально первого же занятия страх и тяжесть ушли, главное — спокойно и быстро проанализировать аудиторию, выявить потенциальных нарушителей спокойствия и ни в коем случая не отклоняться от основного плана занятия.

Если соблюдать эти правила и при этом обладать харизмой и эмпатией, с детьми почти любого возраста можно найти общий язык.

И, что самое важное — нужно рассказывать полезные вещи, те, в которые преподаватель сам верит и хотел бы, чтобы ему о них рассказали в школе. Я придумывал свое занятие из этих побуждений, и, насколько могу судить, детям оно нравится.

Так что здесь нужно доверять своей собственной интуиции и неплохо бы прибавлять к этому действительную заинтересованность. И даже несмотря на то, что я по жизни не очень хорошо общаюсь с детьми, именно в таком формате я ощущаю обоюдную пользу от нашей коммуникации».

Маша: «Чтобы стать преподавателем, нужно быть готовым быстро реагировать на изменения среды вокруг тебя, не бояться подростков (они наша главная аудитория) и любить то, что делаешь. Если преподаватель, какого бы возраста он ни был, будет страстно любить свой предмет и с удовольствием рассказывать о нем другим, то и аудитория будет заинтересована».

Илья: «Мне кажется, что самое главное качество для любого учителя – это способность держать внимание аудитории. Важно суметь зажечь ее в первые несколько минут, а уже дальше можно непременно ожидать положительного для нас результата. Именно поэтому в рамках проекта регулярно проводятся тренинги для совершенствования навыков преподавателей, а потом полученные навыки мы применяем на практике».

О занятиях

Маша: «Я провожу занятия по финансовой грамотности. На уроке мы обычно говорим о том, как работает финансовая система в России и как функционирует банки. Мы обсуждаем, кто и зачем может завести себе кредитную карточку, по каким критериям выбирать свой банк. Ребята также играют в игру, во время которой они должны составить бюджет типичного школьника или студента на месяц вперед. Такие задачи помогают им усвоить материал и лучше осознать, как можно применить новые знания в жизни».

Денис: «В моем опыте забавные ситуации были связаны с ответами детей на мои вопросы и обсуждением абстрактных категорий. Часто, обсуждая теоретические мысленные эксперименты, ребята предлагали очень бытовые решения вопроса, например, в «Дилемме вагонетки», они предлагали кричать рабочим, чтобы те ушли с рельсов, на которых их собьет поезд, или возмущались тому, что вообще делают люди на путях, по которым идет поезд.

С маленькими детьми это сложнее всего, так как у них пока очень слабое представление об абстрактном, и даже после десятикратного объяснения, что такие условия теоретичны и фиксированы, они продолжали давать наивно милые ответы, призванные на спасение всех участников эксперимента, хотя по условию кто-то должен умереть».

И, конечно, очень интересно читать отзывы о занятии: там дети делятся впечатлениями от "Я узнал, что такое парадоксальная дилемма" и "Я узнал, что бывают такие толстые люди, которые могут остановить поезд! " до "Я узнал, что нужно 10 раз подумать, прежде чем принимать решение" и "Ы". Просто "Ы". До сих пор считаю это высшей похвалой».

Илья: «Лично я еще ни одного занятия не провел, но мне приходится часто «ассистировать» волонтерам, которые проводят занятия в моей школе. При этом чуть ли не главная моя задача как куратора заключается в том, что я должен снова и снова напоминать администрации, что в среду мы придем, проведем интересное занятие. Также приходится постоянно регулировать вопросы с нашей "контрольной группой" — 8 "В" классом, который то уедет на экскурсию, то уйдет в полном составе на замену».

Планы на будущее

Женя: «Сейчас мы работаем с пятью школами, в ближайшее время планируем взаимодействовать с как можно большим количеством. Выпускники этих школ — наши помощники, они помогают установить контакт с администрацией, а затем становятся кураторами своих школ в рамках проекта.

Наша команда планирует развиваться как количественно (для чего нам нужны, конечно, новые волонтеры-преподаватели), так и качественно. В первую очередь нужно наконец покинуть пределы родного ФСН и начать активно привлекать к работе проекта студентов других факультетов.

Кроме того, мы намеренны работать над развитием сообщества гражданских просветителей — педагогов и ответственных граждан, готовых вовлекать в политику тех, кто все еще считает, что это скучно или бесполезно».

Текст: Анна Петросянц
Фото: из личных архивов героев

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы проинформировать нас.

Также рекомендуем
Принято считать, что дружба со временем невозможна, если не умеешь планировать свой день. Питерская редакция решила провести эксперимент, который разрушит или подтвердит эти слова.
В новом выпуске Питерской дегустации редакция предложила двум студентам НИУ ВШЭ Спб выяснить, что за религия шавермы существует в Петербурге и с чем её едят
Питерская редакция поговорила с председателем петербургского Студсовета Юлией Аверьяновой и заместителем председателя Русланом Валиевым о деятельности Студсовета кампуса
Питерская редакция погрузилась в быт кураторов шести Образовательных Программ, чтобы понять, есть ли жизнь во время кураторства и как запомнить всех первокурсников
Один переезд равен трем потопам, но какие масштабы приобретает переезд между странами? Питерская редакция поговорила с тремя студентками, которые приняли решение изменить все