обложка

Выступление в стиле TED

Как не бояться выступать, покорять аудиторию и убеждать слушателей, совсем как спикеры TED, — об этом The Вышка поговорила с экспертом по публичным выступлениям, преподавателем ВШЭ Павлом Носачевым

Разбудить аудиторию
Видов речей очень много, но в целом их можно разделить на убеждающие и информационные. Информационные включают лекции, доклады. Убеждающие же связаны с продажей идей. В  последних главное — постановка проблемы, которая касается аудитории. Нужно убедить слушателей, что им необходимо узнать ее решение. Еще один момент, который важно помнить, — эффект края. Аргументы, расположенные в конце и в начале речи, запомнятся лучше. В середине же, во время основной части, мозг немного засыпает, и это естественно. Любые истории, иллюстрирующие вашу речь, но напрямую с ней не связанные, — тоже будут повышать внимание аудитории, делать речь более яркой и убедительной.

Победить страх
Страх публичного выступления будет всегда. Он неизбежен. Чтобы он не сковывал, можно попробовать визуализировать события: прокручивать в голове предстоящую презентацию, представлять себе, что все пройдет идеально. Такие техники особо распространены на Западе и в определенных случаях могут помочь. Хотя, на мой взгляд, больше пользы принесут классические методы, например, обычная подготовка. Главное здесь постараться проникнуться тем, о чем вы будете говорить. Это уже даст вам определенную уверенность. И надо понимать, что любые ваши ошибки — это не проблема. Их замечаете, прежде всего, вы, а не аудитория.

Проверка лифтом
Вам необходимо знать, о чём вы собираетесь рассказывать. Лучше, выбрать тему, которая будет вам близка. Если вы ничего в ней не понимаете, то нужно сесть, разобраться и выбрать то, что ближе всего. Переосмыслить и постараться пересказать своими словами. Готовясь, вы запомните то, о чем хотите рассказать, и начнёте понимать, зачем вообще вы это будете рассказывать. Ко всему прочему, подготовка влияет на длительность речи. Речь должна легко умещаться в несколько минут. Вы не знаете, что вас будет ожидать в аудитории и за какое количество времени вам придется рассказывать. Весь смысл вашего выступления  нужно уметь выражать в одном предложении. Эта известная «проверка лифтом».

речь1

Ответ на все вопросы
Желательно понять, перед кем вы собираетесь выступать. Очевидно, что нужно знать место, время и условия, в которых предстоит делать презентацию. Это в идеале. Но на речь влияют и другие аспекты. Нужно понять, что за люди будут вас слушать, что они знают по вашей теме и зачем им слушать вас. И вы будете более уверенным, и выступление будет нацелено на конкретных слушателей.
Надо осознавать, что вашу информацию могут воспринимать только структурировано. Надо попытаться её разложить. Подавать постепенно, идея за идеей, мысль за мыслью. Убеждающая речь строится по принципу внутреннего диалога с аудиторией. Слушатели могут и не задавать вопросы, но они обязательно возникают в их головах. Ваша задача — построить выступление так, чтобы вы отвечали на вопросы, которые внутренне появляются у окружающих вас людей.

Перемещения
Если стоять на одном месте, то публика может просто уснуть. Тогда уж лучше поставить проигрыватель, который будет транслировать ваш голос. Любой шаг к аудитории повышает её заинтересованность, а шаг от аудитории — снижает. Понятно, что перемещения по аудитории не должны быть постоянными. Нельзя забывать и о жестикуляции. Язык рук и тела может сыграть как на пользу, так и против вас.

Типичные ошибки
Иногда то, как мы говорим, отвлекает от того, что мы говорим. Здесь большую роль играет зрительный контакт. Люди любят, когда вы разговариваете именно с ними. Поэтому нужно обязательно смотреть на аудиторию, охватывать её взглядом постоянно. Ни в коем случае нельзя смотреть в пол, поворачиваться к слушателям спиной, боком. Любые жесты-аффекты будут вредить вашей речи (привычка складывать руки в замок или скрещивать ноги). Люди подразумевают, что так вы показываете вашу неуверенность или что-то хотите скрыть. Когда мнете лист бумаги, поправляете волосы — это не способствует пониманию вашей речи и называется «белым шумом». Также есть слова и выражения, которые нужно убирать из речи. Постоянные «ааа», «нуу», «бэ», «мэ» — лишь отвлекают. Понятно, что ваша речь может быть значимой и даже хорошо структурированной, но важно относиться к себе критично. Работать над своими ошибкам, доводить речь до идеала, чтобы оставаться конкурентоспособным специалистом.

В помощь
В современном понимании информация не то, что говорит оратор, а то, что он создает вместе с аудиторией. Тут важно вовлечь слушающих в коммуникацию, заставить их понять, принять и как-то уразуметь то, что говорит автор. Лично я бы выделил классическую для техники презентации книгу «Мастерство презентации» Алексея Каптерева, она на 2/3 посвящена мастерству устного выступления. Стоит смотреть TED — это хорошие примеры устных выступлений. ПостНаука также хороший проект, но подразумевает, скорее, транслирование информации, хотя там, безусловно, есть и выступления очень высокого класса.

Информация предоставлена Павлом Георгиевичем Носачевым, курс читается на отделении культурологии факультета философии

С техникой презентации знакомилась Полина Кленова-Ленская