Яхт1

Попутный ветер МИЭМа

А вы знали, что у ВШЭ есть собственный яхт-клуб?  О том, кто в него входит, как покупают яхты и что делать, чтобы поехать в Ла-Рошель

Яхт-школа в МИЭМ началась с его первого ректора Арменского. Вуз тогда был камерным, 75-ый год. Студенты сами отстраивали лагерь. Ректор поверил в наш проект. Поверил, что это будет хорошей визитной карточкой вуза. Первых студентов, участников клуба, уже, пожалуй, и не вспомнишь. Но флот у нас остался прежний.

В 96-ом секция была на грани развала. Прежний зав. кафедры физкультуры был тренером тяжелой атлетики. И он предлагал продать яхты, а на эти деньги закупить штанги и другое оборудование: тяжелой атлетикой ведь «все» занимаются. С трудом, но яхты мы сохранили. Штанга ломается и её выкидывают, заменяют новой. Яхту же ремонтируют. Каждый год приходят новые «рекруты» из студентов, занимаются яхтами и частичку себя оставляют. Все ребята, кто тогда занимался, многого добились в жизни. Яхт-спорт учит бороться, развивает лидерские способности. Та наша команда ещё на 10 лет дала толчок к развитию секции.

Набор студентов в яхт-школу происходит в октябре. По осени приходит человек 100, а остаются 7-8%. Девушек приходит много. Кстати девушки быстрее схватывают материал, скорее обучаются.

Мы даем студентам покататься на яхте, пока еще тепло. А зимой проходят теоретические занятия. По субботам и воскресения ребята приезжают мыть яхты, убираться. Каждому человеку «выделяют»  судно. И он полностью за него отвечает. Если у яхты два хозяина — значит лодка скоро придет в негодность. У нас нанятых рабочих нет, всё делаем сами.

В Москве всего три места, где можно покататься. В Тушино, где наш лагерь, на Пироговском водохранилище и в Строгино. На Пироговском плесе проходят соревнования, там и лодки получше. В Строгино большой водоём: два километра на один километр, есть выход к Москве-реке, а это значит, что можно еще по ней проехать 20-30 км. Там как раз собираются открывать новый факультет. Придут ребята, а у них уже под боком лагерь, лодки. Записывайся и занимайся.

На воду выходим 20 мая и до 25 августа, тёплый сезон у нас короткий. Понятное дело, что хочется пригласить на яхту друзей или девушку, но это в свободное время. Если человеку нужно только это, то проще арендовать яхту. Современная обойдется ему в 20 тыс. рублей в день, такая как наша – семь тысяч. Здесь студенты получают яхту так, бесплатно. Здесь и научат, и накормят. Единственная плата – ваш труд.

Перед тем, как стать капитаном собственного корабля, необходимо уметь подчиняться, учиться и внимательно слушать. Нужно пройти все этапы. «Тот адмирал хорош, который начинал с драйки палубы». Зато после окончания обучения можно получить права шкипера. Более того, за границей вы так же будете считаться профессионалом в своём деле. Вот только тогда, если есть такое желание, можно кого-то учить.

яхт2До 2000 года организовывались дальние походы из Пироговского плеса до Финляндии: по Балтике, по Москве-реке. В 96-ом участвовали в чемпионате миро по виндсерфингу. В основном люди не заморачиваются, добираются туда на машинах, на самолете, а мы решили отправиться в Германию под своим парусом. Экипаж был сменный, на машине подъезжала другая команда и менялась. 12 дней туда, 12 обратно. Самый длинный наш поход длился 47 дней, почти 1,5 месяца.

А так, каждый год ездим до Твери, до Углича. Это примерно 300 км. Своего рода экзамен. Туда ведут опытные шкиперы, а обратно возвращаются уже сами, можно за штурвал со спокойным сердцем пускать.

Но повторюсь, главное — элемент спортинга, участие в соревнованиях. В конце августа проходит кубок вузов. Примерно 10 вузов снаряжают свои суда. Самая сильная школа у МГУ, вторыми были мы, сейчас нас сместили МАМИ (Михов), но они держатся за счёт мелких лодок, да и учат полу-профессиональных шкиперов. Каждый год один из вузов организовывает соревнования, в том году это были мы, Высшая школа экономики. 300 участников, 100 лодок. По нормативам определяется длина дистанции, на каждой дорожке свой класс яхт. Потом проходит награждение, хотя на пьедестале дело не заканчивается. После собираемся своим обществом любителей, общаемся. Во время таких соревнований ребят забирают на другие лодки, переманивают. Мы не держим, если хотят перейти в другой более сильный коллектив.

Сейчас наша главная цель подготовиться к чемпионату мира в Ла-Рошель. Руководству мы уже идею озвучили. У Газпрома, Роснефти есть свои команды, и они отправляются на чемпионат. То, что у Университета есть своя Яхт-школа, – хороший показатель.

О яхт-клубе ВШЭ The Вышке рассказал Андрей Маслов

Материал подготовлен Полиной Кленовой-Ленской