обложка

За пределами «Большой тройки»

Как часто вы задумываетесь о том, где и кем будете работать через пять лет? Знаете ли вы, что консалтинг существует и за пределами «Большой тройки»? The Вышка поговорила с выпускницей ОП «Мировая политика» Ариной Егоровой о хэд-хантинге, консалтинге и о том, как с нуля построить карьеру

О выборе между МГИМО И НИУ ВШЭ

До переезда в Москву я жила в небольшом городке Тверской области, который можно было обойти за полчаса. В 11-м классе передо мной встал выбор: либо остаться на малой родине и довольствоваться должностью старшего кассира в «Магнит-косметикс», либо сделать усилие и поступить в хороший вуз.

Сдав ЕГЭ, я поступила на бюджет на политологию в МГИМО и на международные отношения в Вышку с 70% скидкой. Я выбрала Вышку. Во-первых, политология, в целом, была совсем не тем, чем я хотела бы заниматься. Во-вторых, МГИМО — это, как мне казалось, «закрытая тусовка», где сложно стать «своим», подъезжая к зданию универа на метро, а не на икс пятой.

Вышка мне нравится именно тем, что у нас много простых ребят, которые часто выходят из  глухих провинций, но добиваются огромных результатов.

Можно сказать, что здесь царит предпринимательский дух. В МГИМО гораздо более консервативная система: посещаемость — обязательная, лекции — принудительные, совмещение учебы с работой — очень сложно.

О переводе на бюджет

Когда я окончательно решила выбрать Вышку, папа вручил мне 120 тысяч рублей со словами «В добрый путь». Эту сумму необходимо было заплатить за обучение на первом курсе. Вся семья понимала, что оплату учебы в 500 тысяч рублей в год (в случае потери скидки) мы не потянем. Снова встала дилемма: или переводиться на бюджет и покорять Москву, или привет «Магнит Косметикс». В общем, мотивация была мощная. На первом курсе я много работала, мало спала и боролась за скидку. Я искренне за то, чтобы помогать друг другу или по крайне мере не топить и без того утопающего мученика. Мои знакомые, которые избрали тактику «скидочник скидочнику волк» в результате так и остались на платном.

В общем, на первом курсе я дважды вошла в топ-5 на курсе, закрыла все сессии на 9-10, перевелась на бюджет и подумала, что сейчас и начнется крутая студенческая жизнь. Я еще никогда так не ошибалась.

О начале карьеры

На втором курсе я потеряла сразу несколько членов семьи, и пришлось зарабатывать всем, что под руку попадалось: заполняла кучи социальных анкет, раздавала флаеры, развозила пешим курьером доставки плюс устроилась субботним секретарем к Караганову Сергею Александровичу (Декан Факультета мировой экономики и мировой политики, ученый, советник Президента РФ — прим. The Вышка).

К началу лета я разобрала большую часть свалившихся на меня проблем и улетела на два месяца в Италию по программе AIESEC (AIESEC – крупнейшая молодежная организация, проводит международные обмены – прим. The  Вышка). В моей ситуации это было так: мне дают жилье и питание, а взамен я занимаюсь с итальянскими детками английским. Тут я решила, что вот сейчас будут классные итальянские каникулы. Я еще никогда так не ошибалась-2.0.

Началось всё неплохо: мы приехали в очень красивый город Бари. А потом всё в лучших традициях триллера сменилось фразой «жить ты будешь неподалёку отсюда».

Чтоб вы понимали, это неподалёку находилось в 10 км от ближайшего населенного пункта, а жить надо было в  полуразваленном спортивном комплексе. В конечном счете я организовала встречу с итальянским президентом AIESEC и разорвала контракт. В тот момент у меня в карманах было 200 евро и закрытый билет в Москву на 31 августа.

Благодаря друзьям-профессорам из Вышки я смогла найти работу в небольшой семейной итальянской компании, занимающейся производством био-продукции. Проработав там почти два месяца, я подняла уровень своего итальянского, и поняла, что надо завязывать с работой из разряда «принеси-подай». Появилась резкая необходимость в постоянной работе, которую нужно было хоть как-то совмещать с учебой.

Я рассылала свое резюме по компаниям, но первые отборочные этапы заканчивались отказами. Сорок семь отказов!

У меня не было ни опыта работы, ни хорошего резюме. Работодатели часто говорили о том, что на третьем курсе работу невозможно совмещать с учебой.

В тот момент мой друг Антон Маслов, с которым сейчас мы вместе ведем проект Mindset,  совершенно случайно открыл для меня ящик пандоры: хэд-хантинг (Хэд-хантинг – поиск и подбор руководителей высшего звена – прим. The Вышка). Он рассказал, что есть компании, чьи сотрудники занимаются поиском, подбором и развитием топ-менеджеров. Звучало круто! Я буду консультантом, да еще в такой нише. Я написала в международную компанию Spencer Stuart и предложила себя на должность аналитика. Мне ответили, выслали тестовое задание, потом помучали месяца 2 кейсами, дополнительными заданиями и интервью. В конце концов случился момент “икс”, когда мне выслали оффер. С этого момента и началась моя карьера в этой сфере.

О том, как стать самым молодым ассоциатом в компании Ward Howell

Хэд-хантеры (или talent equity consultants) занимаются поиском и развитием топ-менеджмента. Для того, чтобы найти подходящего человека, средний компенсационный пакет которого в неплохой международной компании достигает 30-50 миллионов рублей в год, нужно пройти через несколько этапов. Для начала мы составляем target-лист из потенциальных компаний, откуда мы могли бы взять человека. Размер target-листа зависит от позиции искомого человека. Если она очень высокая, то с большой вероятностью лист будет небольшим.  Затем из target-листа мы выбираем наиболее подходящие компании с точки зрения бизнес-модели, корпоративной культуры и выстраивания процессов в конкретной функции (например, в маркетинге, если мы ищем Директора по маркетингу).

Дальше — сплошные продажи. Я продаю позицию кандидату, он продает себя мне, я продаю его клиенту, который благодаря компетенциям моего кандидата хочет продать свои услуги/сервисы/товары нам с вами. Вот такая вот цепочка.

В Spencer Stuart я проработала почти два года. Это очень консервативная компания с точки зрения продвижения людей. Изначально я занимала должность аналитика, делала срез рынка, составляла target-лист, вычленяла нужных людей.  Спустя год я поняла, что мне уже мало этих обязанностей, хотелось быстрого роста. Я перешла на полный рабочий день и начала выполнять новые обязанности, например, обзванивала потенциальных кандидатов, брала интервью, писала отчеты. Тем не менее, формально назначить меня на должность ассоциата коллеги не могли в силу моего возраста (мне тогда был 21 год, а коллегам по 30). Ну не могли и не могли, и я ушла в Ward Howell – хэдхантеры тоже хантят друг друга. Честно говоря, было жаль расставаться со Spencer Stuart, и я благодарна им за весь мой профессиональный бэкграунд.

О карьерном акселераторе Mindset

Карьерный акселератор Mindset мы с Антоном (тем самым, который посоветовал мне написать в Spencer) запустили на 4 курсе. Это адаптационный курс для первокурсников, второкурсников… в общем, для всех желающих. Он состоит из пяти блоков, каждый из которых посвящен определенной проблеме. Первый блок посвящен учебе в Вышке, тем проблемам, с которыми может столкнуться студент, и лайфхакам. Второй блок посвящается борьбе со стрессом. А во время третьего, четвертого и пятого блоков мы рассказываем о карьере.

Большая часть Mindset посвящена вопросам карьерного роста потому, что большая часть молодых людей не представляет, чем они будут заниматься в ближайшие пять лет, куда пойдут работать и существует ли перспектива карьерного роста за пределами “большой четверки” и “большой тройки”. Мы рассказываем ребятам о том, как много международных FMCG компаний с оборотом более 100 миллионов долларов существует на российском рынке, о множестве каналов для поиска работы. Наша основная задача – нещадно рушить рамки мировоззрения у студентов.  Вся информация, которой мы делимся с ребятами, сформирована на базе наших собственных проб и ошибок.

Знакомые стабильно и очень часто обращаются ко мне за помощью в поиске работы, составлении резюме и прочих рабочих моментах. В августе этого года я, наконец, поняла, что такие встречи отнимают много времени, а делиться полезной информацией хочется в более эффективном формате. Поэтому я решила создать свой telegram-канал https://t.me/bezaspera, где я рассказываю обо всём, что связано с карьерой, начиная собственными неудачами и заканчивая зарплатами топ-менеджеров.

Канал посвящен карьерному развитию, а не учебе в Вышке, поэтому среди читателей есть как наши студенты, так и вполне состоявшиеся люди, работающие в разных сферах. Работу не надо искать на хэдхантере, эйчару можно писать в WhatsApp, жизнь и отличные зарплаты есть за пределами BIG3 и инвест-банкинга и т.д.

О жизни за пределами «большой тройки»

Меня удивляет, что люди думают о своей карьере в квадратно-гнездовом формате: либо большая тройка, либо инвест-банкинг, либо топ-5 крупных FMCG компаний. А если подумать, то все громкие переходы и назначения на рынке топ-менеджмента (начиная Генеральным Директором Почты России и заканчивая Советом директоров Норникеля) делают всего 5 компаний на рынке, о которых знать никто не знает. Если мы приведем классного человека, мы поможем клиенту развернуть свой бизнес на 180 градусов, прирастить выручку, выйти из кризиса — в этом наш business value. Приведем плохого — всё будет не очень. При всём при этом у нас неплохой work-life balance, корпоративное такси, заграничные оффсайты и всё в этом духе. И самое главное — это то, что исходя из опыта переходов наших кандидатов, мы понимаем, как выстраивать собственную карьеру.

 

Текст: Мария Калинина