RdCTPw488eQ

Есть ли жизнь после эконома

Если вы учитесь на экономе или только собираетесь поступать туда и не знаете, что будет с вашей жизнью дальше – мы поможем. На главные вопросы о жизни в вузе и после него отвечают выпускники экономов МГУ, Финансового университета при Правительстве РФ и ВШЭ

 

Поступление

Я всю жизнь хотела поступать в МГУ, но родители говорили, что это невозможно. Особенно если ты хочешь учиться бесплатно. А еще я хотела работать предпринимателем, первый свой бизнес я открыла в 16 лет, и понимала, что для этого нужна экономическая основа. В итоге я очень хорошо сдала математику, а другие экзамены – по русскому и экономике – сдала на четверки, и этого результата хватило чтобы поступить на бюджет.

Учеба и контакты

Конечно, в вузе учиться было сложно. Но, во-первых, я всегда любила трудности, а во-вторых все это точно того стоит. Университет требует от тебя очень строгой дисциплины: ты должен быть пунктуальным, трудолюбивым и должен полностью отдаваться учебе. К тому же, вуз – это не только процесс получения образования, но и общение с новыми людьми. Мне очень повезло с коллективом, в котором я училась – было с кем пообщаться. Все ребята были разносторонние, подкованные и умные, как на подбор. С однокурсниками мы видимся как минимум раз в три года. А с лучшей подругой, которую я тоже встретила в свои студенческие годы, мы встречаемся не реже раза в неделю.

Вообще, много друзей и знакомых, которые помогли мне не только в работе, но и в жизни, я встретила именно в универе.

В этом плюс обучения в топовых вузах: ребята, с которыми ты сейчас учишься, так или иначе добьются успеха, и ты сможешь за счет знакомства с ними решить тот или иной вопрос

Мы продвигаем кампанию в сфере пожарной безопасности, я ее соучредитель. Там мы занимаемся повышением культуры пожарной безопасности. Мы хотим, чтобы люди понимали, что от того, насколько хорошо они ее обеспечат, зависит их собственная жизнь.

Помимо этого, я председатель правления общественной организации «За безопасный город». Её основная задача – повышение культуры уже личной безопасности человека. Вместе с МЧС мы занимаемся тем, что помогаем людям задуматься об их безопасности и учим тому, как ее обеспечить.

В моей работе вуз помог мне очень сильно. Он дал мне дисциплину и воспитал во мне умение работать, что очень ценно. А поскольку я предприниматель, сама экономическая основа, умение управлять и понимать психологию человека – все это тоже помогает мне в работе.

В обучении в вузе есть один большой минус: если ты лентяй, то ты очень быстро вылетишь. Хотя скорее минус не это, а то, что учеба требует колоссального количества времени, сил и самоотдачи. Для того, чтобы учиться на красный диплом, или идти на достойные оценки, тебе придется пахать. Потому что МГУ не тот вуз, в котором тебе просто поставят оценки, здесь важны знания. И чтобы эти самые знания получить, надо много трудиться.

В обучение я бы добавила больше англоязычных кейсов. Чтобы студентов готовили к работе не только на российском рынке, но и на международном.

Плюсы обучения 

Я до сих пор благодарна МГУ за то, что мне удалось попасть в Бостон в рамках программы обмена студентов. Я очень рада, что у меня была возможность поехать в Америку и получить опыт международной практики, потому что это бесценно. Но, к сожалению, там было очень ограниченное количество мест и жесткий отбор, и многим студентам, которые туда так рвались, уехать не удалось. Поэтому было бы здорово, если бы подобные программы расширили на большее количество студентов.

Советы студентам 

Любите свою профессию. Отдавайте всего себя ей и по-настоящему всем этим увлекайтесь, потому что чтобы стать первоклассным специалистом, это действительно необходимо. Цените тех, кто учится рядом с вами, ведь пройдет 5-7 лет, и эти ребята точно станут кем-то. После этих лет вы случайно встретитесь и сможете помочь друг другу в вашей работе. И последнее: больше задавайте вопросов педагогам, берите от них все. Ведь можно получить диплом, но не получить знания. А ваша основная цель – это получить хорошее образование, пока у вас есть такая возможность.

Финансовый университет при Правительстве РФ. Дмитрий Литвинов

Поступление

Я закончил Финансовый университет 3 года назад, но формально только в этом году. Я проучился все 4 года, сдал все экзамены, ФГОСы, а диплом не написал и поэтому был отчислен. Прошло три года, я восстановился, написал и защитил его. На самом деле, мне было без разницы куда поступать. В моем школьном окружении все хотели поступить в экономические вузы, это было престижно. Все рассматривали Вышку, Плешку и Финашку. Меня особо туда не тянуло, но, как и все, я пошел в это напраление, да и родители настаивали. Смысла я во всем этом не видел, и шаг этот был неосознанный.

Финансовый университет я выбрал потому, что туда поступил мой друг и позвал меня с собой

Учиться было непросто, потому что уровень моей школьной подготовки был немного ниже уровня людей, с которыми я учился. Но за первые 3-4 месяца мы уравнялись. Через два года нас распределяли по кафедрам, и я выбрал специализацию, где собрались самые умные ребята нашего курса. И если первые два года я был таким «середнячком», учился на четверки, пятерки, был где-то в середине рейтинга, ближе к верху, то после двух лет обучения я был строго внизу рейтинга своей группы.

В принципе, учиться не сложно, если учить. Но я не усердный. Я скорее из тех, кто списывает, пропускает занятия, но рассчитывает на пятерку. Первые два года у нас в группе были тесные и дружные отношения, а потом все как-то разделились на отдельные кучки, и общения всей группой уже не было. Последние два года все были больше заняты своими работами, хобби, а некоторые даже семьями.

В вуз я поступал не целенаправленно, но до поступления в него меня интересовала биржа и было желание открыть свой бизнес.

Тогда я думал, что сначала надо выучиться, поработать где-нибудь, накопить капитал, и только потом уже открывать свое дело. В итоге оказалось, что для этого не нужны ни вуз, ни капитал

Ни после вуза, ни во время обучения по специальности я не работал. Да и просто наемным сотрудником я работал всего один раз — в начале этого года два месяца работал в колл-центре. А так меня интересовали только бизнес, реклама и биржа. Вообще вся моя работа это различные стартапы. Это началось давно и продолжается каждый раз по одному и тому же сценарию. Я беру какую-то идею, по особому ее упаковываю, реализовываю, а потом мне становится неинтересно. Я что-то зарабатываю, но в итоге все это не получается устроить так, чтобы дело продвигалось без меня. Но сейчас я как раз делаю один стартап, который, мне кажется, будет у меня долго, потому что перспектива мне интересна.

Пережитки прошлого

Помогает ли обучение на экономическом факультете в такой работе? Нет.

Вся теория, которую дают в вузе, не особо применима в жизни. Все эти знания устаревшие

Взять тот же маркетинг. Тебе дают учебник. А как он появился? Скорее всего был давно какой-нибудь бизнесмен, он достиг определенного уровня в маркетинге. Потом знания этого человека суммируются каким-то ученым. Учёный пишет на эту тему диссертацию, потом пишет книгу. А пока эту книгу напечатают, пока она издастся, пока это издание примут в учебную программу, проходит уже лет 20. То есть сам подход появился 20 лет назад, а мы учим его только сейчас. Соответственно это не применимо на практике. А если брать само понимание устройства экономики, это тоже либо не работает, либо применимо только в больших масштабах, в крупных кампаниях. И это неэффективно, если ты откроешь ларек с шаурмой, так как там все совсем другое. И знаний, как открыть ларек с шаурмой, чтобы он был прибыльным, в моем университете не было.

Система образования по сути основана на том, чтобы дать студенту подход к изучению материала. Все знания ты вообще-то можешь получить сам, купить учебники, все выучить. А вуз тебе дает для всего этого последовательность, алгоритм, который поможет все это выстроить в общую картину. И мне это не помогло.

Минусы обучения

Самый большой минус заключается в том, что обучение носит слишком теоретический характер – и это проблема не только моего университета, а всей системы в целом. Мои сверстники учились и в Вышке, и в Плешке, и в МГИМО, и в МГУ, и везде — у всех одна и та же история, независимо от уровня вуза.

Опять же, все мои сверстники, которые доучились, хоть и не семь пядей во лбу, но умные, сейчас занимают очень неплохие должности и хорошо зарабатывают. То есть их интеллект в принципе оплачивается и ценится. Возможно потому, что вокруг все такие и никого лучше не найти. А возможно и потому, что человек в вузе все же развивается. Но здесь есть нюанс. Все эти люди, помимо образования, получаемого в вузе, занимались самообразованием, и рост в профессии у них вероятно шел именно через него.что действительно было полезно, так это различные кружки. Я состоял в сообществе, где нам давали различные кейсы: там проходили лекции различных трейдеров, мы вникали в тонкости биржи, оттуда был выход на различные конкурсы и практику в этом направлении. Это действительно помогло, а все остальное – нет.

Ну а главный плюс, конечно, это отсрочка от армии

На самом деле, самое ценное, что в университете было, это связи. Рано или поздно все, с кем я учился, с кем вы учитесь, кем-то станут. Соответственно, можно будет позвонить: «Вот, Толян, помнишь, я у тебя списывал? Давай мне льготы».

Пожалуй, если бы у меня была возможность, я бы действительно добавил больше всех этих кружков и интегрировал бы их в процесс обучения, чтобы было больше практики. А так не знаю… Я такой человек, что считаю, что ответственность за то, что я не получил какого-то должного объема знаний лежит полностью на мне самом. Потому что даже у самого плохого преподавателя ты можешь чему-то научиться.

Советы студентам

Ну а студенту эконома я бы посоветовал определиться с целью в жизни. Заниматься самообразованием, исходя из этой цели, и верить в лучшее.

ВШЭ. Елизавета Дёмина

Я закончила ВШЭ в 2010 году. Я выбрала этот вуз, потому что на тот момент, когда я поступала, он был лучший по профилю экономики. А поступила я по Всероссийской олимпиаде, где получила 2 место.

Перед поступлением в вуз я знала, что хочу путешествовать, рисовать и летать. Когда родители спросили у меня, кем я хочу быть, я перечислила все это. Они ответили, что для того, чтобы всем этим заниматься, нужны деньги, поэтому мне надо идти в экономисты.

Ещё мой интерес к экономистам подогревала одна молодая учительница в школе – по совместительству преподаватель в Вышке. Она была настолько живая и яркая, от нее исходила такая мощная энергия, она так радовалась жизни, что мне показалось, что вот такие все экономисты и есть.

Когда я училась на первом курсе, было очень сложно. Потому что, пожалуй, я не умела учиться. В школе я училась много и упорно, но для нагрузки университета этого не хватало. На втором курсе я начала летать, и мне это очень сильно помогло. Я научилась концентрироваться и учиться быстро и эффективно.

Работа

Сейчас я руководитель и владелец летной школы, и нельзя с уверенностью сказать, что я работаю по специальности. Так как я летаю, в первую очередь я пилот, но поскольку я еще и руководитель, то можно сказать, что я отчасти экономист. И потому что большая часть моей деятельности связана с движением денежных средств внутри моей организации, мне очень мощно помогают знания и навыки, полученные в вузе на моём факультете. Можно сказать, что именно те знания, которые нам давали, в формате моей небольшой фирмы мне не очень пригодились, потому что она все же маленькая. Но, к примеру, мой друг работает в крупной организации и получает около 500 тысяч. И в своей работе он полностью использует все то, чему учили в университете. В принципе, вышкинские ребята отличаются тем, что они с большим удовольствием трудятся и продолжают учиться внутри своей работы.

И если не знания, то полученные навыки и общее развитие мне уж точно пригождаются в работе

Вообще, я считаю Вышку одним из самых либеральных и продвинутых московских вузов, но очень хочется объем информации и нагрузку от учебы разбавлять чем-то творческим, что возможно было бы обязательно для всех.

На первом курсе Вышки я прошла короткий однодневный тренинг самопрезентации, и я могу сказать, что он до сих пор очень сильно мне помогает. Был у меня период после первого курса – я ушла из дома, мне негде было жить, нечего было есть, надо было еще экзамены сдавать. И я решила поменять страну – уехать навсегда в Индию. Но для этого нужны были деньги, как минимум на билет, поэтому я решила устроиться на работу в банк. Я подала заявки на все должности, которые были в этом банке. Это был единственный месяц в моей жизни, когда я работала в офисе, и это был самый сногсшибательный мой карьерный рост. Я устроилась туда оператором колл-центра, который по ночам отвечает на звонки. Потом я стала кем-то вроде трабл-шутера: это человек, который решает конфликты, разбирается с системными ошибками между взаимодействием департаментов. А в конце я стала работать там личным ассистентом генерального директора. 97 процентов успеха, почему меня тоже туда взяли, и почему у меня был такой рост, это тот короткий курс самопрезентации, который я посетила на первом курсе, в самом начале обучения.

Мне кажется, очень здорово было бы уделять внимание таким моментам.

Ребята с эконома очень умные, они очень много учатся, но кроме знаний надо еще уметь эти знания продавать

А это как раз самопрезентация, актерское мастерство, искусство ведения переговоров – такие навыки, которые связаны с коммуникацией. И мне кажется это то, чего некоторым ребятам не хватает.

Плюсы обучения

В остальном, в ВШЭ очень много перспектив. Просто возможно именно на самом экономе нет достаточной информации об этом. То есть о некоторых клёвых вещах, которые были пока я училась, я узнала только когда стала выпускником. Было бы здорово, если бы было какое-то меню, которое собирало бы все, что есть, и которое можно было бы выдать каждому, кто учится в вузе и заставить его каким-то магическим способом всю эту информацию изучить, чтобы он понял, что ему нужно, а что нет. Конечно, это очень большой объем информации, и непонятно как все нужно сделать, чтобы оно работало. Но это было бы круто.

Советы студентам

Всем студентам эконома, да и не только его, я бы посоветовала больше гулять, больше заниматься спортом, каким-то творчеством и просто жить.

Хочется, чтобы ребята насыщали свою жизнь большими гранями, чтобы учеба не была центром их существования

Чтобы были другие, достаточно яркие интересы, которые могли бы и питать силами, и успокаивать, и подбадривать. И, в принципе, давать ощущение полноты жизни, что она была заключена не только в учебе. Я знаю, как в мое время мы были замотивированы на успех, замотивированы на хорошие оценки, хорошую учебу – это правда очень важно. Но хочется как-то диверсифицировать ценности внутри своей жизни и просто иногда отдыхать.

Текст: Варвара Борисова

Фото предоставлены героями материала