DSCF9541

Вера Бунтман

Вера Бунтман

Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ, Иностранные языки и межкультурная коммуникация, 1-й курс

Почему ты решила стать феминисткой?

Нельзя сказать, что я «решила стать» феминисткой; люди обычно не просыпаются с мыслью «о, отлично, с завтрашнего дня буду радфем» — это все-таки постепенный процесс, эволюция взглядов.

Я уже точно не помню, как от своей бестолковой, но не очень искренней мизогинии, внешней и внутренней, перешла к феминизму, скорее всего, начала читать какие-то посты ВКонтакте, возможно, из-за феминисток в моем круге общения. В какой-то момент, в раннем подростковом возрасте, мне стало мучительно тяжело быть девочкой, я избегала феминности всеми возможными способами, а потом появился феминизм и открыл истину: проблема не во мне, это не я недостаточно женщина, это система сломана. Собственно, этим он меня и привлек, идеей, что я нормальна, что женщины вообще не такие.

Несправедливость мира я и так замечала, но считала, что могу просто выйти из нее, отказавшись от женского, сменить статус; через феминизм я поняла, что мир действительно несправедлив, и это надо как-то менять.

Насколько распространен феминизм в твоем кругу общения, в вузе?

Вокруг меня есть люди разнообразных взглядов, есть и феминистки, есть профеминисты (профеминизм — солидарность и поддержка феминистской борьбы и феминистских проблем со стороны мужчин — прим. The Вышка) или люди, поддерживающие феминизм как идею, но не называющие себя словом на букву «ф». Если смотреть на картину в целом, большинство придерживается не слишком резко отличающихся от моих собственных взглядов.

Как твои близкие и друзья относятся к тому, что ты увлекаешься идеями феминизма?

Над этим периодически подшучивают, разумеется, как и над чем угодно еще, над тем, что я на инязе, например. Но в большинстве своем люди, которые знают о моих взглядах, не пытаются меня переубедить — потому что толку от этого все равно не будет.

Почему ты выбрала именно интерсекциональный феминизм?

Опять же, как и с ответственным решением с понедельника стать феминисткой, нельзя сказать, что это был осознанный выбор. Я читала то, читала это, смотрела видео Ники Водвуд и в итоге поняла, что идеи интерсекционального феминизма мне ближе всего. Во-первых, он построен на разнообразии, на том, что все мы разные и по-разному переживаем свой опыт в патриархате. Во-вторых, он поддерживает транс* и небинарных людей (трансгендеры — люди, чье внутреннее ощущение пола не совпадает с физическим; небинарные люди не относят себя ни к мужчинам, ни к женщинам — прим. The Вышка), что для меня очень важно: я гендерквир (гендерквир - человек, который идентифицируется в гендере отличном от «мужчины» или «женщины», или как не относящийся ни к какому гендеру, или относящийся к обоим, или к их комбинации — прим. The Вышка), и в радикальном феминизме чувствую себя слегка неловко.

Если честно, я не самая большая специалистка в области течений феминизма, но могу сказать, что либеральный феминизм обычно считают недостаточно серьезным, а радикальный — чересчур репрессивным. И в том, и в другом движении есть свои положительные стороны, один популяризует, другой объединяет, но, например, транс-эксклюзивность, свойственная некоторым подвидам радикального феминизма (транс-эксклюзивный радикальный феминизм считает, что транс-женщины — биологические мужчины, сделавшие трансгендерный переход, — остаются мужчинами и не должны включаться в феминистскую повестку — прим. The Вышка) меня отталкивает.

Какие проблемы сейчас есть у движения и как их можно решить?

Насколько я понимаю, проблема интерсекционального феминизма в том же, в чем его преимущество: в разнообразии/разнородности. Говорить за группу, к которой ты не принадлежишь, вроде как нехорошо, и это разумно, потому что полностью осознать чужие проблемы тяжело (поэтому мужчины феминистских взглядов в русскоязычном пространстве обычно называются профеминистами, а гетеросексуал_ки, выступающие за права ЛГБТИКА+ — союзни_цами), но из-за этого и объединиться бывает сложнее.

Какие методы борьбы с существующими в обществе проблемами используют феминистки и как ты к ним относишься? 

Феминисток бесчисленное множество, имя нам — легион; создание кризисных центров, безопасных пространств взаимопомощи, разнообразные акции и публичный активизм — все это борьба с патриархатом в целом и конкретными проблемами — домашним насилием, гендерным насилием, угнетением, просто бытовыми сложностями, с которыми люди сталкиваются из-за своего пола/гендера — в частности. Кто-то расклеивает листовки, кто-то проводит лекции и кинопоказы, кто-то снимает видео на ютубе или ведет канал в телеграме, проводит акции на улицах и выходит с плакатами во время демонстраций. Все виды активизма важны, не могу сходу вспомнить какой-то способ, который я бы резко осуждала. Те же суфражистки (суфражистки — участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав — прим. The Вышка) били витрины, чтобы о них наконец написали в газетах, чтобы их заметили, а не из хтонической женской страсти к хаосу и разрушению.

Именно я бесконечно разъясняю и доказываю личным примером, что феминистки не едят христианских младенцев; киберактивизм тоже активизм, и он тоже важен. Мне хотелось бы делать больше, но пока что я фокусируюсь на самообразовании и стараюсь как-то влиять на свое ближайшее окружение. То, что я тут распинаюсь — тоже в каком-то смысле способ борьбы с проблемами.

Есть ли между феминистками разных видов какие-то конфликты?

Среди моих знакомых, наверное, больше интерсекциональных феминисток, так что на личном опыте не могу сказать, как оно в жизни. Разумеется, случаются конфликты, настолько огромных однородных сообществ, построенных только на любви и поддержке, кажется, вообще не бывает. Если в радфем-паблике высказать в комментариях какую-нибудь вполне приемлемую для интерсекционального феминизма вещь, можно и по шапке получить, если это именно то, на чем две эти ветви не сходятся; правда, чаще всего это случается из-за банального неумения читать правила. Тем не менее, общая идея поддержки и сестринства, как мне кажется, побеждает. Так или иначе, мы все боремся с патриархатом, мы все хотим равенства, уважения и базовых человеческих прав.

Girls just wanna have fun/damental human rights

Какие известные феминистки вдохновляют тебя?

Очень сложный вопрос, если честно, потому что я как-то не делю женщин, которыми восхищаюсь, на феминисток и не очень. Больше того, вопрос вдохновения для меня тоже неоднозначный, я не совсем понимаю, что это вообще значит. Допустим, из-за прекрасной Екатерины Шульман я думала даже пойти на политологию, потому что в ее изложении все становится невероятно увлекательным, Ася Казанцева своей просветительской деятельностью дает надежду на светлое будущее, а Линор Горалик просто потрясающе интересно делает все, от украшений до комментариев к фотографиям с «Золотого глобуса», но при этом ни одна из них, насколько я знаю, феминисткой себя не называет.

Меня вдохновляют женщины, которые несмотря ни на что прорываются к своей мечте или просто живут так, как им больше нравится, и в этом ряду я могу назвать авторок нескольких телеграм-каналов с охватом в несколько тысяч человек, не больше. Множества «известные», «вдохновляющие» и «феминистки» в моей голове, к сожалению, как-то не очень пересекаются.

Как рассказывать людям о феминизме?

Разумеется, людям стоит рассказывать о феминизме, это очень важно, потому что без осознанности многие просто не видят проблем. А проблем много, и их надо решать всем вместе, потому что феминизм нужен не только женщинам, он нужен всем — да, и мужчинам, которые при всех своих привилегиях тоже не живут в идеальном мире.

Говорить о феминизме нужно везде, потому что сексизм-то тоже везде, хоть в объявлении о приеме на работу, хоть в медиа, хоть в языковой контрольной, где девочки красятся, готовят и сидят на диете во всех упражнениях, куда ни ткни. Люди, как мне кажется, склонны недооценивать феминизм и его заслуги: мы тут с вами разговариваем в публичном пространстве тоже благодаря суфражисткам и феминисткам, так бы кто нас слушал. Женщины должны иметь возможность говорить о себе — как и ЛГБТИКА+, и люди цвета, и нейронетипичные люди, все, кто отличается, должны получить микрофон, потому что создание нового информационного пространства и обретение голоса — лучший способ победить.

Как думаешь, какое будущее у феминизма в целом?

Мир неуклонно движется к прогрессу, снижению уровня насилия и гуманизации, и я очень надеюсь, что когда-нибудь в прекрасной новой реальности патриархат падет, и пол будет иметь значение разве что в репродуктивной сфере, а бинарной гендерной системы не станет вообще.

Если бы ты могла обратиться ко всем людям на земле и сказать что-то о феминизме, что бы ты произнесла?

Трудно облечь это в такую форму, чтобы сразу в рамку, на стенку и отлить в граните заодно, но я попробую.

Неужели вы всё еще не понимаете, как глупо оценивать людей — прекрасных, сложных, уникальных людей — по тому, какой им приписан пол? Каждая персона важна, у всех есть свой собственный опыт, свои интересы, почему нужно сводить все к делению на розовый и голубой, на слабость и силу? Люди разные. Некоторые из них мужчины, некоторые — женщины, некоторые не относят себя ни к тем, ни к другим. У нас разный гендер, разный цвет кожи и разная сексуальная ориентация, но все мы важны и заслуживаем уважения и любви.

Текст: Мария Соловьева
Фото: Влада Химичева
Редактор: Константин Валякин

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы проинформировать нас.

Также рекомендуем
Феминизм у большинства людей продолжает ассоциироваться исключительно с ненавистью к мужчинам, борьбой за небритые ноги и акциями FEMEN. На самом деле политическое движение разнообразно, делится на лагеря и часто не сходится по одним и тем же вопросам, осуждая соратниц по борьбе и их методы. The Вышка разбирается, в чем отличие интерсекционального
«Я всё же надеюсь, что всё больше людей наконец-то будут осознавать, что женщины и мужчины равны и что дискриминация по половому признаку – это неправильно. Во всяком случае, развитые страны идут по этому пути. Не думаю, правда, что в России этот процесс будет быстрым, наше общество всё же очень консервативное»
«Проблемы феминизма сходны с проблемами любого политизированного движения: непонимание в обществе, извращение повестки и её деполитизация. Белый феминизм часто заявляет, что феминизм — это не про политику, а про равенство, что довольно смешно, потому что равенство — это и есть политика»
«Ты не должна зависеть в материальном плане от мужчин, например, от отца. Это тяжело, в эмоциональном плане это самое тяжелое. То же самое общение с родственниками-мужчинами, с близкими друзьями — никаких парней. Мне вот тяжело: например, до прихода в радфем у тебя мог быть хороший друг, а потом ты такая:
«Радикальный феминизм сосредоточен на классовой борьбе, на классовом угнетении. Он мне кажется более здравым, в то время как либеральная риторика как-то очень несправедливо работает. Она говорит, что ты можешь достичь всего, но не учитывает при этом обстоятельства, в которых находится человек, классовую несправедливость»