Лукерья Распитюкова-2

Лукерья Распитюкова

Лукерья Распитюкова

Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ, философия, 2-й курс.

Почему ты вообще решила стать феминисткой и чем тебя привлекло это движение?

Четыре года назад я просто читала разные важные и интересные книги. Когда я прочла Симону де Бовуар «Второй пол», мне стало так интересно, что я решила больше узнать про движение. Хоть это и застопорилось на пару лет, я все же погрузилась в тему, и идеи мне понравились.

Насколько вообще феминизм распространен в вузе, в твоем кругу общения?

Хотя я общаюсь в специфических админских чатах, у меня не так много знакомых феминисток. В Вышке, по-моему, несколько девушек с нашего курса философии феминистки. Вообще, люди в университете довольно спокойно реагируют, с ними даже можно вести дискуссии.

А как друзья, родственники относятся к тому, что ты феминистка?

Родители все время думают, что это пройдет

Но мама при этом все время критикует какие-то феминистские понятия, говорит, что это какая-то чушь. А друзья спокойно реагируют. Боятся, что я начну им что-нибудь навязывать, но я не начинаю.

А почему ты выбрала именно радикальный феминизм?

В основном есть такая дихотомия: радикальный феминизм и либеральный. Либеральный акцентируется на каких-то личных качествах, то есть на том, что каждая может путем своего личного эмпауэрмента (empowerment, букв. — придание внутренней силы — прим. The Вышка) достичь в принципе всего. Радикальный феминизм сосредоточен на классовой борьбе, на классовом угнетении. Он мне кажется более здравым. В то время как либеральная риторика как-то очень несправедливо работает. Она говорит, что ты можешь достичь всего, но не учитывает при этом обстоятельства, в которых находится человек, классовую несправедливость.

Марксистскому феминизму я сочувствую. Он очень близок к радикальному феминизму. У меня даже были дискуссии в сообществе "Марксистский феминизм". Мы выясняли, в чем разница, и решили, что все-таки в том, что марксистский феминизм считает классовую дискриминацию более важной, чем дискриминацию по принципу пола, а радикальный наоборот.

А что насчет интерсекционального?

На самом деле, считается, что это подвид либерального феминизма, но я встречала интересное мнение, что можно быть радикальной и интерсекциональной феминисткой. Суть в том, что интерсекциональность – это такая гипотеза, что существуют различные круги угнетения, то есть если ты женщина, ты угнетаешься, если ты черная женщина, то как-то немножко сильнее, если ты при этом бедная, то вообще какой-то ужас. Все эти круги пересекаются, все это накапливается, и надо с этим отдельно разбираться.

Очень здравая идея, в принципе. Но в либеральном феминизме она немножко извращается, ибо в него часто включают мужчин, за что либфем часто критикуют со стороны радикалок. Но это как-то очень глупо, потому что феминизм, даже корень говорит. Вообще я за то чтобы у мужчин было какое-нибудь свое движение. Не то, что сейчас называется мужским движением, а что-то нормальное.

А есть какие- то перепалки, противостояние между, например, либеральными феминстками и радикальными?

Перепалок очень много на самом деле и в самом радикальном феминизме, и в радикальном и марксистском, еще есть веганки-феминистки. Много лагерей, как в любых политических течениях. Все немножко кучкуются и грызутся между собой. Но в Москве есть сообщества, например, центр «Сёстры», МФИ Роса, Femband, которые реально что-то делают в реальном мире, проводят какие-то лекции, листовки расклеивают. Они меньше светятся в интернете и не провоцируют таких войн.

Как думаешь, есть какие-то проблемы у движения радикального феминизма и можно ли как-то их решить?

Есть внутренние. Есть два крепких лагеря: лагерь радфем-цитатника и лагерь Любови Калугиной (радикальная феминистка из Омска). И они очень крепко враждуют между собой: обличения, баны с обеих сторон. Вообще это склонность любого закрытого сообщества, потому что феминисток все-таки не так много в России, даже в СНГ. И в любом закрытом сообществе все это внешнее давление сублимируется и переносится на членов общества. Тем более в феминистских пабликах очень много каких-то идиотов, которые забегают и такие «охохо феминистки. Сейчас над вами посмеемся». Вот прямо пачками просто. Даже в моем сообществе, которое я веду, какие-то идиоты постоянно подбрасывают фейковые новости. Кем надо быть, чтобы таким заниматься?

А подробнее про сообщество, которое ты ведешь, оно феминистское получается, да?

Оно профеминистское, ламповое. Изначально позиционировалось как сообщество, где женщины общаются. Увы, таких пространств было мало, так что я создала. Меня вообще раздражает, когда люди ноют, что нет пространства, ну иди, создай. Создай паблик. И в принципе я его стараюсь поддерживать как сообщество, где можно высказывать разные точки зрения, где все это не вызовет холиваров. Но они все равно случаются. Та же самая Любовь Калугина одно время была в сообществе, и я тогда честно немножко побаивалась, но потом она громко хлопнула дверью, сказала, что у нас там в посте одна девушка назвала женщин бабами, ну просто так иронично, она громко хлопнула дверью, сказала, что это мизогиния, то есть ненависть к женщинам, и ушла.

А какие методы борьбы с проблемами, которые ставит феминизм, использует радикальный феминизм, и что конкретно делаешь ты?

На самом деле я не совсем активистка, поддерживаю свое сообщество и в принципе все, веду просветительскую работу. Вообще проводят лекции, много тихих пикетов и одиночных пикетов, сейчас же запрещены митинги. А пока ты стоишь одна с плакатиком, ты вроде как не криминал. Очень много таких мероприятий проводится на самом деле. Просто они не освещаются. Но все равно людей сажают. Недавно был случай, девушка проводила тихий пикет возле церкви где-то летом, ее забрали прямо из университета, в Казани. Забрали прямо с пар в суд. И вот посадили активистку Татьяну Сухареву. То есть просто страшно активничать уже.

Есть какие-то феминистки из прошлого или современные, которые тебя вдохновляют? Книги?

Книги да, просто вот три библии: Симона де Бовуар «Второй пол», она мне больше всего нравится, она очень хороша написана со всех точек зрения. Потом «Миф о красоте» Наоми Вульф. И «Загадка женственности» Бетти Фридан, про американских домохозяек.

Как думаешь, какое будущее у феминизма в целом и у радикального феминизма?

Я думаю, будущее вполне себе радужное.

Феминизм будет изменять окружающую действительность

Пока кто-то что-то делает, пока люди проводят акции, пикеты, марши, пока говорят о феминизме – это все хорошо, какое бы направление это ни устраивало.

У нас сложно сказать, ибо сейчас, по-моему, существует чуть консервативный официальный дискурс. Все куда-то не туда идет. Тем не менее, какие-то темы все равно поднимаются в связи с тем же убийством. Как-то странно, что девушку обвиняют, что это за ерунда такая. Какие-то две противоречивые силы в России, в общем. Одна адекватная феминистская, другая не очень.

Если бы ты могла обратиться ко всем людям на земле и сказать что-то о феминизме, что бы ты произнесла?

Все мы люди. Феминизм же и так большим количеством вещей занимается, сказать что-то конкретное очень сложно. Все мы люди. Потому что равенство же на этой идее строится. Равенство в любых сферах, тем более равенство полов.

Автор: Мария Соловьева

Фотограф: Галя Булгакова

Редактор: Константин Валякин

 

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы проинформировать нас.

Также рекомендуем
«Феминисток бесчисленное множество, имя нам — легион; создание кризисных центров, безопасных пространств взаимопомощи, разнообразные акции и публичный активизм — все это борьба с патриархатом в целом и конкретными проблемами — домашним насилием, гендерным насилием, угнетением, просто бытовыми сложностями»
Феминизм у большинства людей продолжает ассоциироваться исключительно с ненавистью к мужчинам, борьбой за небритые ноги и акциями FEMEN. На самом деле политическое движение разнообразно, делится на лагеря и часто не сходится по одним и тем же вопросам, осуждая соратниц по борьбе и их методы. The Вышка разбирается, в чем отличие интерсекционального
«Проблемы феминизма сходны с проблемами любого политизированного движения: непонимание в обществе, извращение повестки и её деполитизация. Белый феминизм часто заявляет, что феминизм — это не про политику, а про равенство, что довольно смешно, потому что равенство — это и есть политика»
«Я всё же надеюсь, что всё больше людей наконец-то будут осознавать, что женщины и мужчины равны и что дискриминация по половому признаку – это неправильно. Во всяком случае, развитые страны идут по этому пути. Не думаю, правда, что в России этот процесс будет быстрым, наше общество всё же очень консервативное»
«Ты не должна зависеть в материальном плане от мужчин, например, от отца. Это тяжело, в эмоциональном плане это самое тяжелое. То же самое общение с родственниками-мужчинами, с близкими друзьями — никаких парней. Мне вот тяжело: например, до прихода в радфем у тебя мог быть хороший друг, а потом ты такая: