IMG_6290

Есть ли жизнь после IT факультета

The Вышка продолжает серию материалов о выпускниках различных образовательных программ. Мы уже рассказывали вам о журналистах, экономистах и политологах. В этот раз нашими героями стали программисты. IT сегодня остается одной из самых престижных специальностей. Наша редакция поговорила с тремя выпускниками факультетов компьютерных наук, чтобы выяснить, как складывается их карьерный рост после университета

Семен Умилин

ФКН ВШЭ

О поступлении

С детства я интересовался программированием, очень тянуло к техническим наукам. К ЕГЭ готовился самостоятельно, по нему и поступил. Я из Нижнего Новгорода, поэтому выбирал между поступлением в нижегородскую Вышку и в московскую. Попытался туда и туда: везде прошел, но решил остаться в столице. Забегая вперед, скажу, что ни разу не пожалел об этом. От Вышки хотелось получить сильное IT-образование плюс студенческое коммьюнити. Известно, что окружение тебя формирует и если ты находишься в хорошем обществе, то и сам становишься лучше. Всё это меня действительно ждало на факультете.

О необходимости диплома

Вообще, изучать программирование самостоятельно и в рамках получения высшего образования – это две абсолютно разные вещи. Если есть возможность поступить на IT-программу, которая представляет собой интеграцию математики и информатики, то почему бы и нет. В университет следует идти за комплексным подходом. Здесь тебе все объясняют с азов, дают базу, которую ты часто упускаешь, когда обучаешься сам.

Например, тебе хочется написать мобильное приложение, ты гуглишь, с чего начать, и у тебя наслаивается большой объем знаний, но отрывочный, бессистемный. Навыки, полученные в универе, мне однозначно пригодились. Вышка давала не только упорядоченные знания в области программирования, но и логическое мышление. С ним проще решать многие задачи, потому что у тебя уже мозг заточен на подобное.

Об образовательном процессе

Учиться было интересно, всех преподавателей отличал профессионализм. Коллектив интересный, большинство сокурсников сейчас работает в престижных IT-компаниях. Варианты стажировки и возможность уехать учиться по обмену, скорее всего, были, но мне о них не сказали. Может, я просто не пришел, когда об этом информировали. Так-то у Вышки много контактов. Хотелось чуть больше практики в конкретных компаниях. Все студенты проходили летнюю практику, но польза от нее не ощущалась: вот если бы она предоставляла реальную возможность пройти стажировку где-нибудь, то тогда было бы круто. Я работал с четвертого курса, некоторые знакомые – с третьего. Это зависит от вуза. В моем важно посещать пары, поэтому начать раньше не получалось.

О перспективах

Не стоит, выпускаясь из школы, спрашивать себя «перспективно ли это» – главное, чтобы дело нравилось. Необходимо понять, чем ты действительно хочешь заниматься. В России зарплаты у программистов ниже, чем за рубежом, но всё же выше, чем у многих специалистов в других областях, поэтому за финансовую составляющую можно не переживать.

О стереотипах

У большинства есть стереотип о том, что программисты – это какие-то волосатые немытые гики. И преимущественно мужчины. Кстати говоря, большинство моих коллег действительно были мужчинами. Но уже мытыми. А у общества постепенно всё же меняется представление о программистах.

Вот чего точно не опровергнуть – так это того, что все айтишники очень эрудированные

Студентам ВШЭ

Советую раньше идти работать. Чем раньше, тем лучше. Реальные знания приобретаются только во время практики, поэтому нужно выбрать свое направление и идти туда. На работе есть возможность получить прикладные навыки и начать по-настоящему развиваться. Там учат правильно строить проекты, и ты уже потом, используя базу из университета, можешь делать что-то большее.

Деянира Исраилова

Факультет информатики и систем управления, МГТУ им. Баумана

О поступлении

Мой выбор специальности сложился исторически. Еще со школы я участвовала в различных олимпиадах по информатике. Они меня интересовали как своеобразный способ самоутверждения через соревнование с мальчиками. Я решила, что имеет смысл продолжить развиваться в этом направлении, потому что это перспективно и у меня получалось. В какой-то момент поняла, что в родной Беларуси будет сложнее поступить на интересующую меня специальность, поэтому стала тренироваться к ЕГЭ. Из репетиторов был только один, по физике, с ним мы прошли весь курс по предмету за 4 месяца. Потом я приехала в Москву, сдала экзамены на хорошие оценки и подала документы в несколько вузов.

Мне казалось, что конкуренция высокая, я не поступлю и уеду домой ни с чем

Где-то были проблемы из-за белорусского гражданства, где-то я не отображалась в базе, где-то не давали общежития иногородним студентам, но вот так, каким-то чудом, я все-таки попала в Бауманку. Мне повезло. Сейчас понимаю, что поступить было легко.

О преподавателях

О преподавательском составе можно бесконечно рассказывать грустные и веселые истории. Многие преподаватели ведут свои курсы уже много лет, поэтому иногда ты слушаешь курс и понимаешь, что тут уже многого не хватает и хотелось бы услышать более актуальные вещи, но нет такой возможности. Профессора, которые видели историю развития ЭВМ (Электронно-вычислительная машина – прим.ред), конечно, могут рассказать много фундаментальных вещей, но сейчас этого недостаточно. Актуальную информацию получить было сложно – только от молодых преподавателей, которые сейчас работают в IT-компаниях. Обидно немного, что именно преподавательский состав не обновляется. Хотелось бы видеть тех, кто расскажет, как устроена разработка прямо сейчас. Но дань уважения старшему поколению – это все равно важно.

Об оборудовании

Помню, что на первом курсе мы работали на старых компьютерах, на которых сложно выполнять лабораторные: они долго загружались и медленно обрабатывали информацию. Но со временем все стало обновляться: на нашей кафедре купили более современные компьютеры. Если говорить про фундаментальные науки, как физика, то там настолько раритетные вещи стояли, что к ним страшно было прикоснуться. С одной стороны, интересно, что же это за прибор, а с другой – ты пытаешься делать эксперимент, а на машинах такая разбежка в значениях, что приходится тратить время на исследование причин погрешности, чтобы не было ошибок в самом эксперименте.

О сексизме

Многие до сих пор удивляются: «Девушка? Айтишник?! Ну надо же!»

Совсем неприятные стереотипы были от преподавателей, которые говорили: «Ну ты девушка, ты не учиться сюда пришла, а замуж выйти, так что лабораторную я тебе зачту, но ты все равно ничего не знаешь». И как бы ты ни пыталась ответить, у преподавателя все равно проскальзывает какое-то недоверие. Хотя я знаю много примеров девушек, которые смогли утереть нос и парням, и преподам.

В итоге мы доказали, что пол не должен никак влиять на мозги

О минусах

Мне не очень нравилось ходить на лекции. Сидишь, и ничего не слышно или слышно, но непонятно, или понятно, но ты хочешь спать, потому что на часах 8 утра, а ты до ночи делал лабораторную. На лекциях получался какой-то клуб интересов: люди посещали, но толку было мало. Я не понимала, зачем показывать свою прилежность, когда можно тот же материал прочитать самим и все усвоить.
Некоторые преподы за пропуски начинали резко плохо к тебе относиться. Даже если ты знал предмет, то они могли просто начать валить левыми вопросами. Приходилось буквально ползать перед ними на коленях. Так к образованию примешивались личные симпатии и антипатии.

О предметах

Больше всего у нас было фундаментальных курсов. Любимого предмета у меня не было. Сложно выделить любимый предмет, когда ты учишься и не знаешь, что тебя ждет дальше. Ты должен все впитывать и ранжировать, что для тебя важнее. Самыми полезными мне казались командная разработка и тестирование, где я сейчас работаю. Многих заинтересовал довольно творческий курс управления проектами. Все остальное работало на то, чтобы развивать соображалку: фундаментальные принципы алгоритмизации, основы различных языков программирования, базовая математика, базовое программирование. Это именно то, что нужно в IT, если уверен, что идешь туда работать.

О работе

Я жила в общаге и понимала, что нужно подрабатывать. На первом курсе как могла крутилась на разных подработках, но уже на втором стало понятно, что это просто отнимает время. Я не получала опыт и отвлекалась от учебы. На третьем курсе весьма удачно попала на стажировку в Лабораторию Касперского. Я заметно лучше стала усваивать информацию и организовывать свое расписание. Совмещать с высшим образованием реально, но это подразумевает, что свободного времени почти нет. В какой-то момент ты просто начинаешь предпочитать свою специальность повседневным вещам. Сидишь и думаешь: «Вместо тусовки в клубе почитаю Хабр (Хабрахабр – социальное СМИ об IT – прим. ред.)». Это, как мне кажется, элемент здравого смысла.

О перспективах

Сложно сказать, кому в России лучше, чем IT-специалистам

Они могут найти работу везде. В Москве просто поляна возможностей: Яндекс, Mail.ru, Лаборатория Касперского, Тинькофф, Abbyy. Не прошел в одну – так пройдешь в другую. Невозможно никому не понравиться, если разбираешься в своей специальности и хочешь развиваться.

Об атмосфере

Люди, которые выбирают одно направление, чем-то похожи. Меня окружали очень приятные, интересные ребята.

Контингент Бауманки мне нравился – чувствовался культ мозгов

Если зайти в наше главное здание, то там атмосфера старожил: портреты ученых, их достижения. Смотрится очень благородно. Здорово учиться в вузе с историей и понимать, что после окончания у тебя будет диплом, на который не посмотрят снисходительно. Все-таки престижное место. Присутствует некий элемент бренда, что ли.

Студентам Бауманки

Стоит определить свою цель в этой области. А еще быть более дисциплинированными, стараться не создавать себе проблем с посещениями, сдачами. Все, на самом деле, решается, даже если кажется, что задача невозможная. Тысяча людей уже прошла через это. Не нужно сдаваться или бояться, что ты глупый, что у тебя особенный случай. Также после второго курса хорошо бы задуматься о стажировке по своей специальности, потому что в итоге это сыграет очень хорошо после выпуска и работодатель непременно оценит. Опыт и реальные навыки сейчас приоритетнее диплома.

Клавдия Осенникова

ВМК МГУ

О поступлении

Я училась в СУНЦ МГУ, меня интересовали математика и программирование, поэтому выбирала между ВМК (Факультет вычислительной математики и кибернетики – прим. ред.) и прикладной математикой в Вышке. В итоге поступила и туда, и туда, остановилась на МГУ, так как понравились кафедры, которые можно выбрать на третьем курсе. От МГУ ожидала высокий уровень преподавания, большое количество разных возможностей в плане науки и не только.

О коллективе

Есть стереотип, что программисты все замкнутые, интроверты, с бородой и в свитерах. Таких много. Но есть также много открытых, творческих людей, которые помимо программирования и математики интересуются и занимаются искусством. И вообще, многие «технари» – увлеченные и разносторонние люди. Большинство моих сокурсников осталось примерно в своей области, но не обязательно все работают именно программистами: кто-то преподает, кто-то занимается экономикой и финансами. Даже не могу вспомнить однокурсников, которые бы резко ушли из IT в совсем другую область. Правда, знаю одну девушку, которая с ВМК ушла на филологический факультет после первого курса: и такое бывает.

Об обучении

Университет дал хорошую фундаментальную математическую подготовку, хоть при этом всё равно всегда самостоятельно приходится многое изучать.

Ноутбук – самый главный предмет для учёбы

Компьютерные классы, которые у нас «машзалами» называются, тоже есть, и они даже вполне хорошие. Если нужно было сдавать задания на местных компьютерах, то проблем не возникало. Не хватало практикумов, то есть они есть, но лучше бы больше. У нас и ездили «по обмену», и поступали за границу в магистратуру и аспирантуру, и потом работали в Штатах и в Европе. На факультете всегда много объявлений о стажировках и вакансиях, проходят «дни карьеры» и другие мероприятия. Лично мне в итоге эти мероприятия не пригодились, но несколько моих однокурсников устроились таким образом на стажировки и успешно работали.

О трудоустройстве

Возможно, лучше этим заниматься не на первых курсах, а начиная примерно с третьего-четвёртого, так как на младших курсах много пар, предметов и экзаменов. Если уделять учебе слишком мало времени, то это может печально сказаться на успеваемости. После первого курса у нас практически из каждой группы один-два человека были отчислены за то, что не закрыли сессию. Всё-таки после школы некоторым не так просто привыкнуть к студенческой жизни и к жесткой системе экзаменов. На более старших курсах многие работают, а к выпуску – практически все.

Студентам МГУ

Студентам посоветовала бы больше заниматься саморазвитием. Мир информационных технологий не стоит на месте, и нужно быть в курсе того, чем интересно, нужно или перспективно было бы заниматься.

Текст: Анастасия Ларионова

Редактор: Полина Жукова

Фотографии: Анастасия Ларионова