Processed with VSCO with hb1 preset

Оркестр НИУ ВШЭ

В ноябре 2016 года в Вышке появился свой оркестр, в состав которого сегодня входят студенты и сотрудники не только ВШЭ, но и других вузов. Коллектив выступает на вышкинских мероприятиях и даже дает свои концерты. Поговорили с участниками и главным дирижером.

Pre-intro

Раннее вступление

Владимир Яцкевич, главный дирижер

Поначалу было несколько флейт, кларнеты, фагот, виолончель и рояль. Потом мы начали расти, появились скрипки, альт, саксофон. Сейчас у нас в составе около двадцати человек, но мы постоянно расширяемся. Идеальный полный состав найти непросто, и эта задача до сих пор решается, но мы стараемся и делаем все для этого.

Оркестр зародился в августе 2016 года. С сентября мы начали развешивать объявления в корпусах, назначать даты кастингов. С октября начались прослушивания, пришло порядка сорока человек, в основном пианисты и флейтисты. Были даже вокалисты! С ноября начали активно заниматься.

Пока материальной базы вообще нет, и в этом самая большая сложность, потому что для того, чтобы закрыть дыры в нашем оркестре, нужно нанимать людей с редкими инструментами, и мы делаем это на свои деньги. Нас потихонечку узнают и начинают приглашать на основные мероприятия: на День Вышки, на выпускные, и это не может не радовать. Мы ждем новых людей в нашу команду, мы всегда рады новым талантам и открыты к сотрудничеству.

Intro

Предпосылки

Мария Ванюшина, НИУ ВШЭ СПб, Политология, 3 курс

Я играю на скрипке больше 15 лет. Когда мне было 4 года, к нам в садик с концертом пришли ребята из музыкальной школы. Я была в полнейшем восторге, а именно от «необычной балалайки» (это была домра) и немножко от скрипки. Третировала маму этим полгода, и в итоге она сдалась и с уверенностью, что меня не возьмут, повела в музыкальную школу. На домру меня и вправду не взяли, так как пальчики были еще маленькие. Следующим кабинетом был скрипичный, куда уже мама вела меня со спокойной душой. Но, к моему счастью, на скрипку меня все-таки приняли.

Полина Мельник, НИУ ВШЭ, ФГН, Культурология, 1 курс

В 5 лет я поступила в музыкальную школу на класс скрипки. В 12 лет меня внезапно начала раздражать струна «ми», и нужно было уже переходить на «целую» скрипку, то есть обычную, на которой играют взрослые. У нас дома на шкафу лежал старый альт, непонятно откуда там появившийся. Я подумала, а почему бы и нет — и начала заниматься на альте. Мой педагог сам альтист, хотя и преподает скрипку, поэтому у меня были все возможности для такой авантюры. И вот я до сих пор играю на альте, и его звук мне кажется приятнее, гармоничнее и «молочнее», чем скрипичный.

Алексей Хаиров, ИМЭС, Факультет мировой экономики и международной торговли, 2 курс

Играю на флейте, уже 12-й год. Я выбрал этот инструмент вместе с родителями в 5 лет, когда увидел своего друга, играющего на блок-флейте (флейта с блоком, разновидность продольной флейты). Потом я понял, как удобна компактность и легкость этого инструмента.

Лукас Штудер, студент по обмену из Швейцарии

Я играю на скрипке уже почти 17 лет. Сам не помню, как я выбрал этот инструмент, но мама рассказывала, что мы ходили на маленький концерт, где школьники играли на разных инструментах. Скрипачи играли невероятно плохо, и после их выступления я посмотрел на маму и сказал: «Я хочу играть на этом инструменте». Мама была в шоке, но все-таки согласилась.

Мария Фоменко, НИУ ВШЭ, ФКН, Прикладная математика и информатика, 3 курс

Я играю на флейте приблизительно с 2008, но три с половиной года после окончания музыкальной школы и до присоединения к оркестру я, по правде говоря, на инструменте совсем не занималась.

Verse

Как попасть?

Марина Мухтаруллина, РЭУ им. Г. В. Плеханова, факультет экономики и права, 1 курс

Об оркестре я узнала от девочек, с которыми мы играли в одном ансамбле скрипачей. С 10 класса я мечтала попасть сюда, и вот, поступив в московский университет, я осуществила свою мечту и стала одним из музыкантов. Я отлично помню свой первый день в оркестре: я пришла на репетицию, худ. руководитель оркестра спросил о моем музыкальном образовании и предложил занять место среди музыкантов. Все достаточно просто.

Надежда Самойленко, НИУ ВШЭ, факультет бизнеса и менеджмента, Школа логистики, 4 курс

О создании оркестра я узнала, увидев пост официального паблика Вышки ВКонтакте, и очень обрадовалась, потому что в музыкальной школе обожала оркестр. Перед первым прослушиванием я очень волновалась, так как несколько лет почти совсем не играла и боялась, что меня не возьмут.

Оказалось, что достаточно любого уровня игры на инструменте, главное — желание быть частью коллектива и постоянно совершенствоваться

Сейчас к нам периодически присоединяются новые участники. Им нужно сыграть два произведения, чтобы дирижер мог оценить их уровень, и после этого можно сразу начинать ходить на репетиции.

Арсений Мацук, музыкант из оркестра

Об оркестре узнал из соцсети, заметив пост в одной из групп, на которую я подписан. Присоединиться очень просто — достаточно связаться с одним из кураторов оркестра, вступить в беседу в соцсети, прийти на репетицию с инструментом и уже сразу влиться в коллектив.

Игорь Ким, преподаватель НИУ ВШЭ, доцент факультета экономических наук

Когда я пришел, оказалось, что я вообще первый пришедший скрипач. Так что из-за дефицитности меня сразу взяли — и причем, из-за безальтернативности, в первые скрипки. При том, что скрипач я был тот еще — с двадцатилетней паузой! Но деваться с подводной лодки было некуда, начал играть. Сначала стыдобища была жуткая, но потом постепенно «разыгрался», так что сейчас стыжусь уже немного меньше.

Chorus

Как понять оркестр?

Николь Пальмер, НИУ ВШЭ, ФКМД, 4 курс

Пожалуй, оркестр — это отдельная экосистема со своими особыми жителями и устоями. С одной стороны, иногда можно пару раз сфальшивить, и вроде как в целом будет незаметно — это не сольные выступления, где у тебя на сцене ноги подкашиваются, так как вся ответственность целиком на тебе. Но с другой — звучание в итоге зависит от каждого, на каждом лежит ответственность. Конечно, очень помогает дирижер, который не просто так размахивает палочкой, как кому-то может показаться, а держит перед глазами партии всех инструментов и подсказывает, кто когда должен вступить, где играть тише, а где — сделать акцент.

Важно быть максимально внимательным. Если что-то не получается, мы сразу же обсуждаем это, думаем, как можно было бы сыграть по-другому, удобнее, что-то вообще убрать. Можно капельку поругаться, но в основном все открыты к предложениям и все проходит в абсолютно дружеской атмосфере.

Елена Наумцева, НИУ ВШЭ, ФСН

Оркестр похож на рабочий коллектив, в котором у каждого есть своя задача (партия), которую нужно делать хорошо и при этом действовать согласованно, воспринимая друг друга. Дух товарищества и любви к музыке также очень важен.

Лукас Штудер, студент по обмену из Швейцарии

В оркестре надо одновременно быть эгоистом и коллективистом. Надо быть уверенным в том, что сам играешь, и все-таки слушать и чувствовать, что делают другие — и иногда надо менять свой курс, чтобы все играли вместе. По-моему, лучшее для оркестра — это дружба между музыкантами. Если у них хорошее отношение друг к другу, то это чувствуется в звуке всего оркестра. Обязательные чаепития после репетиций оркестра Вышки — отличный способ, чтобы беречь эту дружбу.

Ася Андреева, НИУ ВШЭ, ФГН

Посоветовала бы прочесть книгу Зисмана «Путеводитель по оркестру». А так мне кажется, все везде по-разному. Нас отличает от всего остального то, что есть какая-то идея, которой все объединены.

Петр Сковородников, сотрудник НИУ ВШЭ

Для меня наиболее интересными являются взаимоотношения студентов и сотрудников НИУ ВШЭ. Во время учебного процесса между сотрудником и студентом есть определенная ступенька, которую стараются не переходить.

Оркестр — это большая дружная семья, где проблема любого участника может привести к общему провалу. Поэтому в оркестрах очень развита взаимопомощь и близкие отношения вне зависимости от званий и регалий

Алексей Хаиров, ИМЭС, Факультет мировой экономики и международной торговли, 2 курс

Главное — это посещать репетиции и заниматься дома, если есть какие-либо сложности с партией. Можно задавать вопросы, коллеги по инструментам или дирижер всегда ответят и все объяснят. Во время репетиции следует быть внимательным и не отвлекаться на переписку в телефоне, чтобы вступить со своей партией, когда нужно.

Outro

Поделитесь опытом

Арсений Мацук, музыкант из оркестра

Как говорится, музыка объединяет, это касается и людей из разных стран — даже если с кем-то сложно общаться, то музыка — как универсальный язык, доступный каждому.

Мария Ванюшина, НИУ ВШЭ СПб, Политология, 3 курс

Если вы волнуетесь, что не играли на инструменте уже n-ое количество лет и думаете, что вас не возьмут ни в какой оркестр, то вы сильно ошибаетесь! Ноги в руки и быстрее на ближайшую репетицию! Вам точно будут рады.

Николь Пальмер, НИУ ВШЭ, ФКМД, 4 курс

Я помню, как на первых нескольких репетициях у меня буквально бабочки появлялись в животе. Дирижер с таким вдохновением подсказывал, что мы должны испытывать во время игры и какие эмоции передать зрителю в том или ином месте произведения, что я действительно погружалась в атмосферу мелодии и чувствовала ее настроение. Уходила домой с очень классными ощущениями, будто прикоснулась к прекрасному. Лично мне репетиции дают заряд бесценной энергии и поднимают настроение, каким бы плохим оно до этого ни было. Отвлекаешься от всех дел и полностью погружаешься в совсем другой мир.

Игорь Ким, преподаватель НИУ ВШЭ, доцент факультета экономических наук

У нас играли ребята, которые одновременно поют в хоре Вышки, так что пересечения есть. Было бы, наверное, здорово сделать какой-нибудь совместный проект. Но это сложно с организационной точки зрения — попробуй собери в одно время и в одном месте уйму людей, которые живут, учатся, работают совершенно по разным графикам! Но было бы здорово, если бы это все-таки когда-нибудь удалось.

Оркестр НИУ ВШЭ — крупный проект, который является лицом Вышки на множестве концертных выступлений.

Текст: Арина Фартух

Фото: Арина Фартух