IMG_0112-Edit

Диплом юриста: инструкции по применению

Вокруг юридической профессии витает множество мифов. Самый распространенный из них: «юристов много, поэтому ты не сможешь найти работу». Поговорили с преподавателями факультета права НИУ ВШЭ, которые развиваются как и в практической, так и в научной юриспруденции, а некоторые параллельно работают в других сферах, порой не сочетаемых с юридической профессией.

Булат Назмутдинов

академический руководитель ОП «Юриспруденция»

О поступлении

В 2008 году я окончил специалитет по специальности «Юриспруденция» и с того же года работаю в НИУ ВШЭ. Два года занимаю должность академического руководителя программы. Как и сегодняшние абитуриенты факультета права, выбирал между политологией, журналистикой и правом, так как выбирать между данными направлениями позволяет определенный набор предметов: русский, история, обществознание, английский. Во многом благодаря родителям выбор пал на факультет права.

Об учебе, коллективе и преподавателях

Вышка — такой вуз, который не предполагает какой-то безмерной сплоченности для 250 человек. Количество студентов в наборе было меньше, чем сегодня. Тогда в группах было примерно по 25 человек, а сегодня уже по 30. Яркие воспоминания остались с двух предметов на первом курсе: философия и история отечественного государства и права, преподавателями которых были Кирилл Валентинович Сорвин и Владимир Игоревич Карпец. Оба преподавателя очень хорошо рассказывали, умели заинтересовать и вдохновить нас.

Исключительно правовые предметы, как и сегодня, начинаются со второго курса, но наиболее интересными продолжали оставаться история права, теория права, история политических и правовых учений.

Базовые юридические знания помогают выразить и отстоять свою позицию, правильно использовать слова и терминологию, а также обрабатывать и использовать информацию. Прикладные знания, конечно, помогают больше тем, кто постоянно занимается практикой.

О студенческой среде

Приходилось жить в двух мирах: сначала учишься здесь, получаешь какие-то знания, а потом уезжаешь домой, отдыхаешь и расслабляешься.

На старших курсах эти два мира стали ощущаться по-другому, особенно это связано с тем, что мы пересели с поездов на самолеты и появилось другое чувство времени, ощущение телепортации из одной точки в другую, два мира соединились. На четвертом курсе уже стало ясно, что пора думать об аспирантуре и работе в академической среде.

В целом, в практику мне было идти неинтересно, и, если честно, я там даже не работал. Мне больше нравилось писать о кино и общественно-политических историях. Раньше поиск информации был не такой удобный, как сегодня, и мне приходилось идти в библиотеку и заниматься поиском книг, авторов и т.д.

Все интересное происходило не на факультете права, который жил достаточно обособленной от остальной Вышки жизнью на Малой Ордынке, а в здании на Мясницкой.

О научной и практической деятельности

Академическая карьера связана с преподаванием, с беседой, с чтением чужих текстов, с написанием текстов, с поиском гипотез и их проверкой.

Практическая деятельность, мне казалось, предполагает в некотором смысле подражание.

Юрист может быть не уверен, что отстаиваемая им позиция является правильной, но ему необходимо доказать другим ее истинность. Делать иногда то, в чем он не уверен или во что не верит. Вдобавок это постоянная борьба в судах и общение с людьми, с которыми не всегда хотелось бы общаться, особенно в уголовном праве. Академическая среда позволяет уйти от этих конфликтов и представлять честно свою позицию.

О работе однокурсников

До встречи выпускников, которая была совсем недавно, я думал, что большинство пошло в юридическую профессию, но таких оказалось не больше половины. Кто-то занялся творчеством, организацией событий, дизайном, бизнесом. Но при этом многие работают судебными юристами, в консалтинге, кто-то уже стал партнером в юридической фирме. Один из друзей строит дома и потом их продает. Есть прокурорские работники и работники в судебной сфере, пятеро также ушли в Вышку, в академическую среду.

Советы студентам

Во-первых, нужно помнить, что университет — это не школа. Даже если вас никто не побуждает что-то делать, это не означает, что делать этого не нужно. Во-вторых, несмотря на цифровизацию и технические возможности, когда все можно где-то найти и подсмотреть, нужно относиться системно к учебе и подготовке к экзаменам. У многих индивидуальные траектории, но при этом нужно прислушиваться к советам и работать в группах. Уметь работать со своим сознанием и расширять свои границы, а значит развиваться и идти дальше. Ставить перед собой какие-то вызовы, важные для вас самих.

Профессии вас все равно научат, а критически к относиться тому, что вас окружает, учит университет.

Александр Панов

преподаватель кафедры теории и истории права, руководитель практики «Медицина и здравоохранение» в компании «Пепеляев Групп

О поступлении

Я выбрал факультет права скорее случайно. С любовью и склонностью к математике попал cюда в 2005 году, потому что слышал положительные отзывы от знакомых. Закончил кафедру предпринимательского права в 2010 году и с 2012 года начал работать на кафедре теории и истории права. В Вышку я поступил не на факультет права, а в сам вуз, потому что он был глотком свежего воздуха.

О преподавателях

Любимых преподавателей, к сожалению, было не так много, но из самых запоминающихся стоит отметить Минха Гарри Владимировича, преподавателя по конституционному праву, который также является полномочным представителем президента РФ в Государственной Думе. Гаджиев Гадис Абдуллаевич, преподаватель по гражданскому праву, который с 1991 года — судья Конституционного Суда в РФ. Позже появился преподаватель, который вел строительное и страховое право, именно он определил мой цивилистический наклон.

О праве для жизни

Право никак не помогает в чем-то практическом. Право помогает чувствовать себя комфортно. Оно помогает жить. Есть такие вещи, которые нельзя купить за деньги, например, среда и здоровье. Право здесь помогает приобщиться к тому, что связано с философией, потому что изучается большое количество теоретических предметов. Кроме того, оно сводится к конфликту, поэтому имеет и социальный элемент. Право — это ремесло, а не наука. В свою очередь юрист — это призвание.

Об учебе

Первые два года я привычно ходил, а последующие два года перестал ходить. Был в меру прилежным студентом, и успевал по предметам, которые нравились. Продолжал читать книги по предметам уже после их окончания, если он были интересны. Ходили с друзьями на Мясницкую на различные семинары, потому вся основная активность обычно была там. Вышка берет таких индивидуалистов, настроенных и ориентированных на карьеру. Она не создает сильной привязки к вузу.

О работе однокурсников

Процентов 40–50 ушли из юриспруденции. Многие из них получили другую магистратуру или в юриспруденции не работали. Как и сегодняшние студенты, они рассматривали высшее юридическое образование как базовое и фундаментальное.

О своей работе

Первая работа была работа не по профессии. Это была сфера недвижимости в большой консалтинговой фирме — работа аналитиком. Затем на пятом курсе я уже стал работать в недвижимости. Интерес к сфере Life Sciences (взаимодействие со специалистами в области здравоохранения — прим. «The Вышка») появился давно, но в юридическом преломлении это стало интересно с 2014 года. Пошел в сферу фармацевтики, и трудился в различных российских компаниях, в том числе и в «РОСНАНО». Кроме того, я работал во французской фармацевтической компании, которая открыла филиал в России и отвечал за производство процессов. С середины 2017 года работал старшим юристом в «Пепеляев Групп» в практике здравоохранения. Это одна из ведущих практик в России. Кроме того, там работают двое студентов факультета права, которые заканчивают третий курс. Сегодня я руководитель практики «Медицина и здравоохранение» в этой же компании. В 2014 году на факультете появился курс «Фармацевтическое право» для развития данной сферы.

Советы студентам

Очень важно заниматься тем, что нравится, а не тем, что приносит прибыль. Не стоит бежать за трендами, необходимо четко понять, что именно нужно. С другой стороны, нужно понимать, что будет востребовано в сфере юриспруденции завтра. Нужно действовать по стратегии «min–max». Для понимания этой стратегии, стоит рассмотреть пример: если начинать работать стажером или юристом в юрфирме среднего уровня, то нужно выжимать из этого максимум. Кроме того, нужно понимать, что рынок меняется, но спрос на юридические услуги не падает, и юристы всегда будут нужны. Важно стать юристом высокого уровня.

Юлия Ерохина

художник, доцент кафедры теории и истории права

О поступлении

В детстве я мечтала стать художником или дизайнером одежды. Однако в старших классах, когда нужно было определяться с профессией, сыграл некий максимализм, мне не хотелось быть художником или дизайнером, который был бы «одним из многих». А получится ли добиться успеха в творческой профессии, я на тот момент не знала. И в связи с тем, что все в моей семье — юристы, выбор был очевиден. Я решила поступать на юридический факультет во Владимирский государственный педагогический университет, сейчас это ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. В 2000 году я окончила университет. И начала свою трудовую деятельность. В Высшую школу экономики я перешла в 2012 году из Российской Правовой Академии Министерства Юстиций РФ.

Об учебе

На первом курсе как у всех будущих юристов у нас был предмет «Теория государства и права». Мне очень понравился преподаватель по этому предмету, в тот период он был деканом факультета, где я училась. Все теоретические конструкции, которые мы разбирали, были взаимосвязаны с практической деятельностью. Мы постоянно делали бумажные карточки с научной литературой по каждой теме. Сейчас это кажется таким архаичным, но сам навык мне очень пригодился. Ни для кого не секрет, что первокурсники очень хотят побыстрее приступить к практике. Вот и я не стала исключением. А когда начала работать и общаться со многими коллегами, практически все говорили об огромном значении «Теории государства и права» в деятельности юриста. И я поняла для себя главное: хочу заниматься именно ТГП.

История из жизни

На четвертом курсе с однокурсниками мы ходили на ознакомительную экскурсию во Владимирский Централ. Это было в рамках предмета уголовно-исполнительного права. Сам предмет у меня не вызывал интереса в силу своей специфики, но преподаватель был очень классный! После экскурсии я для себя решила, что никогда не буду заниматься уголовно-исполнительным правом. Спустя несколько лет я получила звание майор внутренней службы. «Никогда не говори никогда». И сейчас тюрьма меня «не отпускает». Я часто бываю в одной исправительной колонии общего режима, провожу занятия по живописи с осужденными. Я считаю, что именно искусство, в совокупности с другими мерами, способно оказать положительное воздействие на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Конечно, здесь очень много факторов, которые необходимо учитывать. Главное, что не одна я понимаю значимость искусства, сотрудники колонии об этом тоже говорят. Вот и получилось, что мой опыт работы в системе Федеральной службы исполнения наказаний и занятие живописью нашли выражение в таком сотрудничестве.

Об искусстве

В НИУ ВШЭ чувствуешь себя свободнее во всем: работе, научной деятельности и творчестве. С детства я любила рисовать и никогда не оставляла это занятие. Переход в Вышку совпал с предложением вступить в Московское объединение художников Международного художественного фонда и выставлять свои картины в групповых экспозициях. Это круто! Наконец-то мои картины увидел широкий круг зрителей, а не только знакомые. Положительные отзывы вдохновили меня на дальнейшую работу в этом направлении.

Вышка мне дала шанс реализоваться не только как преподавателю, а шанс для личностного роста и развития в разных направлениях. Я не ожидала, что такой эффект возможен.

Мои картины выставлялись на вернисажах в Германии, Дании, Италии, Чехии, Португалии, США и, конечно же, в России, например, в Москве, Ярославле, Иваново, Орле и других городах. Для любителей путешествий и ценителей прекрасного в искусстве, сообщаю, что ближайшая выставка будет проходить в городе Петушки Владимирской области, в художественной галерее им Н.И.Корнилова (ул. Кирова, 2А). Официальное открытие планируется 26 августа.

О юридической деятельности

Когда я выбирала юридическую профессию, то хотела стать судьей. После окончания вуза работала в органах внутренних дел Владимирской области, со временем поняла, что меня больше привлекает научная и педагогическая деятельность. Это понимание и определило мой дальнейший выбор. Работать с людьми очень интересно, особенно со студентами. Открывать новые горизонты, помогать вчерашним школьникам в изучении моей любимой теории государства и права. Об этом можно только мечтать!

О работе однокурсников

С однокурсниками мы общаемся до сих пор, у нас был очень дружный курс. Есть адвокаты, у них свое бюро. Вместе учились, дружили и открыли свое адвокатское бюро во Владимире. Наша студенческая дружба переросла в студенческую работу.

Есть судьи арбитражного суда, судья областного суда. Кто-то работал в Генеральной прокуратуре РФ, кто-то в Следственном комитете. Есть сотрудник Аппарата уполномоченного по правам человека. Есть даже «наши люди» в Генеральной прокуратуре Израиля. Кто-то ушел в политику, так что спектр трудовой деятельности моих сокурсников довольно широк.

Один однокурсник — директор крупной фирмы прокатчика «Вокс-Видео». Другая однокурсница владеет кинотеатром. Всех и не вспомнишь! Многие состоялись в профессии.

Научная деятельность

Я являюсь одним из разработчиков модельного закона «О противодействии коррупции», принятого Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ «МПА СНГ» и научно-практического комментария к этому закону. Сферу моих научных интересов составляют проблемы теории государства и права, философии государства и права, правовой академической и визуальной культуры. С развитием информационного общества и пространства актуальности происходит переосмысление способов осуществления правовой коммуникации. Учитывая это, я разработала и апробировала новые исследовательские проекты «Визуальные образы как дискурсивная практика в праве», «Визуальная семиотика права». Благодаря проектам по правовой культуре и визуальной семиотики права осуществляется совместная научная деятельность со студентами факультета права. Если говорить о занятиях живописью, то этот опыт нашел практическое применение в разработке нового для России учебного курса «Право и история художественной культуры». На нашем факультете веду НИС «Право и культура». На магистерской программе «История художественной культуры и рынок искусства» и «Правовые основы художественного рынка». Так как современные студенты сегодня приходят с клиповым мышлением, то предметы, связанные с визуализацией им просто необходимы.

Советы студентам

Советы давать — это неблагодарное дело. Важно оставаться самим собой.

Не надо никому завидовать. Человек должен соревноваться с самим собой вчерашним. Смотреть на свои успехи, свои достижения. И, конечно, нужно мечтать, потому что без мечты нет цели в жизни. Нужно постоянно развиваться, самосовершенствоваться. Все зависит от самого человека, его жизненных установок.

Текст: Евгения Сковинская

Редактор: Дарья Новичкова

Фото: Дарья Богданович