IMG_7184-2

Далеко поедем

Андрей Чураков – выпускник Вышки, руководитель бюро системного программного обеспечения и сетевых технологий завода «Метровагонмаш», рассказал о своем опыте работы и о том, куда поплывет дальше

Об учебе в Вышке

Вышку я закончил в 2015 году. Учился на факультете бизнес-информатики (бакалавриат + магистратура). С самого начала мне были близки такие области, как управление бизнес-процессами, проектный менеджмент и все, что связано с управлением и стратегическим планированием в компании. В своем профессиональном развитии мне не очень хотелось идти по типичному пути бизнес-аналитика: работать в компании-вендоре, писать бесконечные ТЗ и различную проектную документацию. Гораздо интереснее лично для меня казалась перспектива изучения внутренних процессов организации, их оптимизация, применение полученных знаний на практике и управленческая деятельность, когда нужно постоянно думать и анализировать. Именно поэтому одновременно с поступлением в магистратуру я решил поработать на заводе «Метровагонмаш».

Заводы не стоят

«Метровагонмаш» сегодня — это одно из ведущих предприятий России, работающих в области транспортного машиностроения. Большинство вагонов московского, белорусского, киевского, питерского метро делают именно здесь

Попасть на завод и трудно, и легко одновременно. С одной стороны, вы нигде не найдете открытых вакансий: ни на соответствующих площадках, ни на сайте МВМ. Нигде, кроме как на проходной завода, я не видел списка открытых вакансий.

Вообще, считаю, что нужно проводить более открытую кадровую политику. Не все хотят звонить в отдел кадров завода напрямую и узнавать, нужны ли здесь те или иные специальности. Что касается меня, то я имел своего инсайдера, который помог договориться о собеседовании и понять, есть ли для меня ниша. Конечно, и опыт работы, и рекомендации при приеме на работу приветствуются, но все решает собеседование, на котором руководитель управления раскусит тебя, как орешек, и поймет, чего ты стоишь.

IMG_7158-2

Беремся за дело

Первое впечатление от завода у меня было довольно странное.

В то время, как основная часть моих однокурсников работали в модных офисах Москвы, я попал на машиностроительный завод Мытищ с комнатами советской планировки и развешенными лозунгами советских времен, вроде «Соблюдай технику безопасности» или «Бойся брака».

Позже мое впечатление изменилось, потому что рабочий процесс для меня стал гораздо важнее, чем внешняя обстановка вроде модного офиса. Каждый день я плотно работал с конструкторскими службами, с производством, понимал, как устроены производственный, технологический, снабженческий процессы.

Изначально я пришел на должность инженера-конструктора. Мы занимались автоматизацией управления производственным предприятием, управленческим учетом, логистикой, управлением цепями поставок, бережливым производством. За 2-3 года работы нам удалось изменить ситуацию в положительную сторону и оптимизировать данные бизнес-процессы. За это время я также стал руководителем бюро.

В этом году в конструкторской службе коренным образом изменяется методология проектирования изделий. Внедряется PLM-система (управление жизненным циклом), которая значительно облегчит совместное проектирование вагонов инженерами. Грубо говоря, если раньше каждый инженер отдельно разрабатывал свой чертеж, то сейчас проектирование будет осуществляться в единой системе несколькими инженерами одновременно, что значительно оптимизирует процесс. Наша команда играет одну из ключевых ролей в этой работе.

Уже летом под моим руководством будет создаваться целый отдел, занимающийся разработкой методологий проектирования, интеграцией PLM и ERP, а также конструкторским сопровождением производства.

Еще немаловажным для меня фактом было то, что я в течение прошлого года был назначен заместителем исполнительного директора по проекту питерского метрополитена. Это был крупный целиковый проект, организованный по всем стандартам проектного менеджмента, начиная от выхода на тендер и заканчивая последней контрактной поставкой. Это был мой первый опыт участия в столь крупном проекте. До этого проектного подхода к реализации продукции и выполнению контрактов на заводе не предпринималось. Я искренне надеюсь, что топ-менеджмент оценит положительный эффект от данной работы и задумается о внедрении проектного управления или хотя бы о разделении функциональной и проектной деятельности на предприятии.

Сегодня «Метровагонмаш» – это непочатый край для решений в области автоматизации и оптимизации. Заводу недавно исполнилось 119 лет, и его современная история среди других высокотехнологичных производств России и СНГ только начинается.

Случается

Знакомые, которые знают, где я работаю, постоянно спрашивают: «А когда откроется *** станция?», «А проведут ли метро в Мытищи?», «А почему в метро нет урн?» Я откуда знаю?

Мы делаем подвижной состав, а за строительство и работу метрополитена отвечают другие люди. Вот вопросы, касающиеся процесса изготовления вагонов, их работы, пожалуйста, задавайте. Еще, когда работал первый год, так получилось, что на мой городской телефон часто звонили разные личности и предъявляли претензии. Например, звонит дедушка и спрашивает: «Почему у нас в Перово кондиционеры выключены, когда такая жара?» – и продолжает свой 20-минутный ликбез. Я, конечно, могу ответить ему по-разному, но молчу – дедушку нужно выслушать. Как-то звонили с вопросами типа: «А почему сбой на оранжевой ветке? А? Вы что там?»

Один раз было нечто! На территорию заводской парковки забежал лось. Живой лось. Не знаю, как он попал на территорию, видимо сбежал из расположенного неподалеку заповедника «Лосиный остров». Сначала замял несколько машин на парковке, а потом его ловило местное МЧС. Позже ходили байки, что он проскочил на территорию, и заводчане его кормили с рук, но я этому не верю.

Шляпные увлечения

Я, как и многие, увлекаюсь многими вещами. 15 лет катаюсь на горных лыжах. 2-й год катаюсь на роликах, но занялся этим серьезно. В этом сезоне начинаю катать в скейтпарках. Коллекционирую шапки. Да, здесь тоже серьезно. У меня есть много шапок. Очень много. Если кому-то нужен реквизит – обращайтесь!

IMG_7150-2

О парусном спорте

Что касается внерабочих увлечений, то в этом году я почти исполнил свою мечту - занимаюсь парусным спортом в составе секции МГТУ им.  Баумана. В конце мая получаю права на парусное судно и летом планирую принять участие в студенческих регатах.

Есть много людей вокруг, увлеченных морской тематикой, и я один из них. Но помимо любования пейзажами, чтением литературы, я решил заняться практикой. В прошлом году обучился на гидроцикл и катер. В этом году я не планировал обучаться, я хотел просто втянуться в тусовку, поездить поснимать регаты, но звезды сошлись удачно – я скооперировался с ребятами из Бауманки. Сейчас осталось сдать практику и получить права. Летом меня ждут регаты.

Когда идешь под парусом, ощущения незабываемые, ветер в лицо, солнце, брызги, лучше 1 раз попробовать, чем 100 раз увидеть. Планы на этот июль – арендовать катер (в идеале парусное судно) в Ялте и походить вдоль южного берега Крыма.

Вообще совет всем интересующимся подобными вещами студентам (и недавним выпускникам) – изучите, какие есть парусные секции в вашем вузе или в другом, и записывайтесь. Я очень жалею, что в свое время не попал в парусную школу МИЭМ, в бакалавриате я не так сильно этим болел.

Читаем

У меня есть 3 основных ниши, из которых я выбираю: детективы, книги про Вторую мировую, в особенности от лица немецких военнослужащих, и зарубежные новостные СМИ. Детективы нужны для потребления контента. Книги про войну – потому что эта тема мне интересна. Зарубежные СМИ – чтобы иметь представление о том или ином вопросе, учитывая разные точки зрения. Студентам посоветую изучать биографии. Причем не только современных успешных бизнесменов, но и исторических личностей. Начните с Бренсона, Маска, Дорси.

Планы на будущее

У меня есть 2 проекта, практически готовых к запуску. Первый связан с развлечениями, но есть проблема с капиталом. Второй связан непосредственно с производством, и здесь в плане опыта мне колоссально помогла моя текущая работа. Не говорю более конкретно по понятным причинам. Пока проект не стартовал, лучше идею не называть.

Цели на будущее – получить финансовое образование и, если получится, инженерное.

Ценности

Для меня главное в жизни – это семья и постоянный интерес, стремление к чему-либо. Когда ваши дедушки и бабушки копают бесконечно грядки, отнеситесь к этому как к их увлечению. Это лучше, чем сидеть на лавочке и глядеть в землю. И здоровья больше, и настроение лучше!

Советы

Характер очень важен. Хотите чего-то достичь? Тогда изгоняйте из себя такие качества, как стеснение, страх, мягкотелость. Можно начать со строгих отказов. Например, когда вам звонит надоевший продажник, возьмите инициативу в свои руки и начните задавать ему встречные вопросы. Далее, важно оставаться человеком, а не бездушной машиной. Также важно иметь свою точку зрения и придерживаться ее – не будьте конформистом.

Моя любимая фраза из интернета: «Кто не рискует, тот живет на пенсию»

Фото из личного архива Андрея