giphy-7

Вышка не за горами

«Мой супруг на стареньком «Москвиче» возил нас с коллегой по школам города. 2 – 3 встречи в день». Длинный разговор с директором пермской Вышки и истории о том, что такое настоящее экономическое образование, почему его не было в России и как мы можем изменить ситуацию к лучшему

Галина Емельяновна Володина, директор Пермской Вышки

circle-14

Истоки

История Пермской Вышки берет свое начало в 1995 году, когда я в группе    из 120 преподавателей экономики из разных регионов России отправилась в Москву для участия в международном образовательном проекте программы TAСIS «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах».

Главным оператором проекта с российской стороны была Высшая школа экономики.  Тогда ей было 4 года, то есть это был совсем молодой, мало кому известный в России университет.

Мы с коллегами попали на эту crash программу переподготовки преподавателей. В течение 3 месяцев в режиме non-stop мы слушали лекции от ведущих профессоров Вышки: Льва Любимова, Ярослава Кузьминова, Григория Канторовича, после чего сдавали 23 экзамена, включая английский язык.

 На пути к успеху

По результатам рейтинга были отобраны 12 лучших преподавателей вузов и 12 школьных преподавателей, которых предполагалось отправить в зарубежные университеты для продолжения обучения. Каково же было мое счастье, когда я попала в самую первую группу выезжающих за рубеж! В 1995 году об этом можно было только мечтать!

Мы обучались в двух университетах: сначала в Лидском университете Великобритании в течение 5 недель, затем 6 недель в Университете Эразмуса в Роттердаме. Когда наша группа вернулась после поездки, нам предложили выступить на политической консультативной конференции с докладом о  первых итогах проекта.

Так случилось, что после моего выступления на той конференции, участие в которой принимали и ректоры пермских университетов, и руководство системы образования Пермской области, и московские и западные коллеги, мне было предложено возглавить Пилотный центр проекта в Пермском крае.

Начало работы в Перми

В Пилотном центре силами пермских участников проекта началось обучение преподавателей. Мы читали им лекции по экономической теории, финансам, менеджменту, транслируя то, чему нас научили в Высшей школе экономики и западных университетах. За 3 года было подготовлено 350 преподавателей экономики для школ города Перми и Пермской области.

Каждые полгода в Пермь приезжали западные эксперты. Они не только бывали на наших лекциях, но и ездили по разным школам города, наблюдая за тем, как преподается экономика. В этом проекте также важна была апробация первых учебников по экономике в школах России.

Командный дух

За время нашей работы в Перми родилась прекрасная команда, которую высоко оценило руководство Московской Вышки и зарубежные коллеги. Как раз в это время планировалась реорганизация ряда неэффективных институтов повышения квалификации в России и создание на их базе филиалов Высшей школы экономики.

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba-%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd%d0%b0-2016-09-20-%d0%b2-21-27-26

В Перми был такой институт – Западно-Уральский институт повышения квалификации кадров. И нам приятно думать, что Ярослав Иванович Кузьминов решил так: раз есть еще и сплоченный коллектив, который показал достойные результаты в проекте TAСIS и знает, как преподается экономическая наука в западных университетах, то Вышке в Перми быть.

Трудности закаляют характер

16 сентября 1997 года вышло Постановление Правительства об организации в Перми филиала Высшей школы экономики. Перед нами стояла грандиозная задача внедрения международных стандартов содержания и организации учебного процесса. Мы были готовы делать то, чего в Перми еще никто не делал.

Здание Института повышения квалификации на Студенческой, 38, который был преобразован в Пермский филиал Высшей школы экономики, тогда даже отдаленно не напоминало здание учебного заведения. Институт, который здесь располагался, уже 8 лет никем не финансировался. Помещения использовались для организации складов и торговли. Торговали продуктами, вино-водочными изделиями, хозяйственными товарами.

В торце находилась «Рюмочная», на первом этаже – мини-пекарня. К моему удивлению, я нашла лишь одну аудиторию, подходящую для занятий. Не было ни компьютерных классов, ни библиотеки.

Мы получили малопригодное здание и 150 человек персонала, которых нужно было куда-то трудоустраивать. Но шаг за шагом, несмотря на отсутствие финансирования, мы начали двигаться вперед: наводить порядок в здании, решать кадровые проблемы, готовить материальную и методическую базу для наших первых студентов.

А самое главное – где-то нужно было взять этих студентов, которые захотят прийти в никому не известный филиал мало кому известного университета.

За студентами на стареньком «Москвиче»

Помог в решении этой задачи проект TAСIS, а точнее – преподаватели экономики пермских школ, которых мы подготовили в рамках его реализации. Они знали нас, знали ведущих московских профессоров, которые приезжали к ним с лекциями. Они понимали, что Вышка – это то, чему стоит доверять, потому что сами они получили здесь достойное повышение квалификации и они готовы были нас рекомендовать.

Нужно было начинать. Мой супруг на стареньком «Москвиче» возил нас с Еленой Витальевной Шадриной по школам города. 2 – 3 встречи в день. Длинный разговор с директором и рассказ про то, что такое настоящее экономическое образование, почему его не было в России и как мы хотим создать в Перми очаг этого самого настоящего экономического образования. В сентябре 1997 года мы посетили 36 школ города. Это была очень напряженная работа.

Нам нужно было создать подготовительные курсы для одиннадцатиклассников и сформировать сообщество студентов, с которых начнется Пермская Вышка.

Кроме того, нужно было с первого дня что-то зарабатывать, чтобы содержать тот небольшой коллектив, который занимался организацией филиала и подготовкой к первому учебному году. Деньги были очень нужны в то время, а их у нас не было.

Нам поверили  

Назначили дату первого дня открытых дверей. Мы были взволнованы и очень переживали: вдруг не придут? Когда я увидела полный зал интересующихся, радости не было предела, ведь у нас получилось.

Первые курсы подготовки к вступительным экзаменам в филиал Высшей Школы Экономики в городе Перми были открыты. Когда летом 1998 года мы начали прием, конкурс был очень высокий. И первых 100 бюджетных студентов – 50 на экономику, 50 на менеджмент – мы набрали очень легко. Это был блестящий курс!

1 сентября 1998 года мы открылись. Было очень страшно начинать, ведь в то время в России был жесточайший кризис.Периодически появлялось ощущение, что что-то не получится, ведь риск был очень велик и ответственность огромна.

Но мы справились! Команда, которая занималась созданием филиала, серьезно относилась к своей работе, мы очень старались и поддерживали друг друга. В первый год обучения большое количество курсов читали московские преподаватели. Вскоре многие захотели с нами работать, люди видели, что здесь интересно, здесь все совершенно по-другому, по-новому. Самое главное – у всех нас было желание сделать хорошо! Наверное, поэтому мы и состоялись!