0a3a9278_sized

Гарри Поттер и квесты юриста

Кто из нас не хочет иногда попасть в сказку? Выпускник ВШЭ Алексей Шалыгин рассказал, как он привносит магию из мира Гарри Поттера в повседневную жизнь, создавая необычные квесты

Учёба

Я учился на факультете права, что, безусловно, пригодилось мне в жизни. Я учился на международной предпринимательской специализации. И в принципе те экономические знания, которые я получил в университете, мне сейчас в работе очень помогают. Какие-то знания из микроэкономики и макроэкономики, хотя для юриста это просто космос, все эти вещи. Но учитывая специфику вуза, это вдалбливалось в мозг, у нас было несколько видов экономики. Ну и само право в любых отношениях пригождается, в том числе и в том, чем я сейчас занимаюсь. Альма-матер мне очень многое дала, например, способность нестандартно мылить и максимально подстраиваться под ситуацию.

Гарри Поттер и интернет

В 2005 году у меня появился интернет, мне было 15 лет, и это было суперкрутое событие. Я жил на Дальнем Востоке, и интернет в тех местах было очень сложно достать. Компьютер мне собрал сосед своими руками. Посидев в интернете, я понял, что мне не нравятся те ресурсы по Гарри Поттеру, которые существовали. Тогда как раз готовился к выпуску фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса». Мне захотелось сделать свой портал, но делать сайт по вселенной ГП — это очень сложно. И я подумал: «Окей, сделаю сайт по пятому фильму, который сейчас выходит». И в октябре 2005 года я этот сайт запустил. В принципе он не давал мне никакого особого статуса, туда просто заходили люди, и всё, что я мог делать – это смотреть статистику. И в марте следующего года я решил сделать форум, чтобы получать какой-то фидбэк. Как раз там и зародилось определенное комьюнити, люди стали общаться, выкладывать свои новости. Так мы продолжали общаться онлайн. Спустя год появились первые сходки. К этому времени приставка «Гарри Поттер и …» у форума отпала, и мы стали просто «Орденом Феникса», сообществом поттероманов. У нас появилась какая-то концепция, мы стали фан-клубом со своими встречами.

Потом я поступил в Вышку, встречи стали проходить чаще, мы стали проводить и другие мероприятия. Например, у нас уже в течение 10 лет проводится глобальное мероприятие летом, 31 июля, в день рождения Джоан Роулинг и Гарри Поттера — «Глобальная сходка ордена», куда приезжают люди из разных городов.

Это довольно легендарное событие среди фанатов Гарри Поттера. Если человек побывал на этой сходке, то он приезжает на следующий год, где бы он ни был.

 

0a3a9270_sized

Рождение квеста

Мы росли и обрастали администрацией и организаторами. Стало понятно, что старый формат встреч и посиделок морально устарел, нужно было что-то менять. Пришло время испробовать такой новый формат мероприятий как квесты. До этого никто из нас, организаторов, не был ни на одном из квестов. В принципе, мы до сих пор на них не ходим, потому что не хочется себя расстраивать какой-нибудь клаустрофобией. Мы просто придумали свой определенный формат, назвали его «квест-игры», потому что они одновременно сочетают в себе какие-то поиски, разгадывание тайн и ролевой момент. Кстати, мы сразу уточняем, что это не чисто ролевая игра, мы, организаторы, не будем бегать перед участниками в костюмах Рона, Гарри и Гермионы и размахивать палочками, мы всё-таки взрослые люди. Но мы умеем делать классные вещи и хотим поделиться этим. И так уже третий год подряд мы делаем квесты в парках Москвы и собираем достаточно большую аудиторию. И пока планируем продолжать это делать. В процессе квестов и участники, и организаторы открываются с новой стороны. И в принципе организация этих мероприятий даёт нам очень многое в нашей профессиональной деятельности, потому что мы работаем с достаточно нестандартными вещами.

Например, на одном квесте по «Гарри Поттеру и тайной комнате», мы фаршировали 27 бумажных петухов кетчупом. В другой ситуации мы и подумать не могли бы, что однажды мы будем сидеть полночи на кухне одного из своих друзей с кетчупом и этими петухами.

 

Команда

У нас нет какой-то юридической структуры, однако за свой интеллектуальный труд и за разные хэнд-мейд поделки мы берём организационный взнос, который равняется примерно чашке кофе в любой московской кофейне. Это не так много по сравнению с тем, сколько на самом деле вложено наших сил. У нас у всех есть основная работа, поэтому мы занимаемся этими мероприятиями не ради денег, а ради творческой самореализации, и нам очень нравится то, что мы делаем. Мы уже выросли из Гарри Поттера, не суперфанатеем, не ходим в мантии и в очках, не рисуем губной помадой на лбу шрам в виде молнии, однако нам нравится то, что мы делаем. Все организаторы  квестов – это бывшие участники сходок и встреч, с которых всё начиналось. Эти встречи нас объединили, мы друзья.

Для нас это один из видов досуга, хобби. Мы реализуем свой творческий потенциал, придумывая какие-то ингредиенты для зелий или бегая по Царицыно в поисках Северной башни.

У нас всё держится на энтузиазме, поэтому важно поддерживать дружеские отношения среди организаторов. Если бы мы не были друзьями, я думаю, сложно было бы повторить то, что мы делаем сейчас. Были попытки среди участников и других людей сделать подобное мероприятие, но они все проваливались. Возможно потому, что у них нет того задора, который есть у нас. У нас есть фирменный юмор ордена феникса, какие-то безумные задания.

0a3a9298_sized

Странности и провалы

Самое странное — это когда участники берут с собой родителей, потому что мы не готовы к этой аудитории, мы не знаем, как с ними взаимодействовать. Родители начинают везде следовать за своими отпрысками и говорить: «Ой, ты вляпался в грязь!» или «Ты не будешь с закрытыми глазами проходить эту полосу препятствий!». Они порой вообще не понимают формат мероприятия, пытаются забрать у нас скромный организационный взнос. Есть и понимающие родители, которые везде ходят вместе с детьми и выполняют все задания. Но ещё более странные люди – это посетители парков, в которых проходят мероприятия.

Встречаются, например, дамы, которые пытаются выведать, что мы здесь делаем, и утверждать, что вот при Сталине такого не было! Или возмущаться тем, что мы ходим здесь в своих колпаках, сатанисты проклятые!

Они создают нам большую помеху, потому что мы не знаем, как с ними вежливо взаимодействовать, и иногда вообще хочется с такими повзаимодействовать невежливо.

Провалов и непредвиденных ситуаций тоже было достаточно. Однажды мы приехали в Коломенское, начали прятать подсказки, и пошёл сильный дождь. Текст на подсказках начал течь. Подсказки как по волшебству просто пропадали с бумаги. И мы поняли, что в этот прекрасный день квест мы провести не сможем. Этот горький опыт помог нам: теперь, даже если все прогнозы обещают солнечную погоду, все подсказки мы обклеиваем скотчем и кладем в пакет. Мы постоянно учимся на своих ошибках.

Хобби

Когда остаётся время на спорт, я занимаюсь плаванием, смотрю кино. Раньше я очень увлекался кино, и у меня было маленькое сообщество.

Мы с моей подругой ходили на разные премьеры и писали обзоры. Назывались мы очень пафосно: «Господа сплетники»

Сейчас, к сожалению, на это нет времени из-за насыщенной работы. Но я пытаюсь всё-таки выбираться в кинотеары. Очень люблю ходить по Москве, когда она не перекопана. И в принципе очень люблю путешествовать. Меня, кстати, часто спрашивают, откуда у меня берутся деньги на все мои путешествия. Но тут опять же проявляется творческий подход, я выбираю маршруты, которые оптимальны по бюджету и при этом интересны.

Работа

Некоторое время я работал по специальности. Все профориентационные и психологические тесты мне говорили, что нужно быть юристом. И вообще у меня всегда была позиция по жизни, что я хочу защищать людей. Но окунувшись с головой в российскую действительность и благодаря талантливым преподавателям ВШЭ, я понял, что быть юристом в России как будто бы опасно.

Проучившись на международной предпринимательской специализацию и проработав юристом в банковских структурах и в частном секторе некоторое время, я понял, что это не моё. Я не могу перекладывать бумажки, ходить в суд, пытаться что-то отстаивать.

0a3a9277_sized

Моя подруга посоветовала попробовать себя в рекламной сфере, потому что, на её взгляд, у меня хорошо получалось продвигать наши мероприятия по ГП и придумывать какие-то креативные вещи. Я пошёл на собеседование в несколько рекламных агентств, точнее в целый десяток рекламных агентств. И очень сложно было перестраиваться, потому что это было нечто абсолютно новое для меня. Но в итоге меня взяли в чудесное агентство Marvelous. Оно было на тот момент очень маленьким, в нём работало 14 человек. Сейчас это одно из ведущих рекламных агентств в России. И мне очень повезло, что я был у истоков его развития. Сейчас я занимаюсь социальными медиа, у меня в подчинении пятеро чудесных сотрудников. И на самом деле, на основной своей работе я так же творчески реализуюсь, как и на квестах, только с большими бюджетами. Я работаю с производителем детских игрушек Hasbro, поэтому проекты очень интересные.

Кстати, на собеседовании меня спросили, работал ли я в сложных погодных условиях. Внутри себя я очень сильно засмеялся, потому что порой наши квесты проходят и в буран, и в дождь, а дату мы не можем передвинуть, потому что участники уже все приехали.

Вот и еще сразу вспоминается случай, когда я работал под палящим солнцем в Коломенском, мы таскали огромные бутылки с водой, потому что участники очень ныли, что им не хватает воды.

Магия

Все мы вырастаем, но эта история (история о Гарри Поттере, — прим. ред.) остаётся с нами. В волшебство я продолжаю верить, но теперь я считаю, что оно внутри нас. Тебе не нужна волшебная палочка, чтобы колдовать, тебе нужно делать добрые дела и быть честным перед собой, и тогда будет волшебство. Хотя, говоря по правде, ещё я немного верю во всякие мистические вещи вроде привидений и полтергейстов. С одной стороны, хочется быть скептиком, а с другой — хочется верить. Ведь есть что-то! И в тёмном сундуке непременно кто-то прячется.

 

Текст: Вероника Покровская

Фото: Виктория Мазитова