writing-notes-book-old-feather-animated-gif

Поэты питерской Вышки

Санкт – Петербург – это город Пушкина, Ахматовой, Мандельштама. Эти великие люди родились и творили здесь. Питерская редакция попробовала окунуться в мир поэзии, а именно познакомилась со студентами Вышки, для кого стихотворения не просто рифмы, а воплощение внутреннего мира. Кто знает, может быть они тоже войдут в поэтическую историю города

Антон Мешков

ОП «Востоковедение», 3 курс


Любимое стихотворение: А. А. Ахматова «Приморский сонет», Б. Л. Пастернак «Я кончился, а ты жива…»

Любимый поэт: Н. А. Заболоцкий, Б. Л. Пастернак


Мне довольно трудно вспомнить свои первые «шаги» в этой творческой деятельности. Я начал писать примерно в 7-8-х классах. Естественно,  это было несерьезно, скорее всего, для баловства, но я особо никому и не показывал. Это был своеобразный способ сублимации мыслей. Кто-то ведет влог, кто-то пишет статусы ВКонтакте, я же начал заниматься сочинительством.  Да, знаю, возможно, в этом нет ничего оригинального.

Однако более осознанно начал этим заниматься после 2012 года, когда попал на литературную программу «Betweenlines». Там мне объяснили, как стоит писать, а чего нужно избегать в сочинительстве. В 19 лет я написал более или менее разумные стихотворения

Я стараюсь писать на разные темы, но избегаю лирики. Последнее время  меня интересует философия, тема прогресса, антропологии, истории. На мой взгляд, довольно просто написать стихотворение, зная классические размеры, приемы, для этого нужна практика. Данная деятельность требует большой концентрации, но нет ничего невозможного.

Мне очень приятно, что родственники ценят то, чем я занимаюсь, они самые большие фанаты. Однако я никогда им не читал вслух, но знаю, что они просматривают мои стихотворения в Интернете. Я никогда не навязываю свое творчество, но бабушки периодически просят распечатать мои творения.

Откуда появляется вдохновение? Если бы я только сам знал. На самом деле, лучше не вникать и не понимать, как это работает. Ты просто привыкаешь писать, составлять рифмы  точно так же, как привыкаешь  чистить зубы, мыть руки перед едой.

Это обыкновенная привычка, не думаю, что это какое-то божественное вдохновение.  У меня, например, строки постоянно приходят в общественном транспорте, так как всегда есть время, которое надо как-то занять, или когда задумался о чем-то или ни о чем.

Порой даже бывает стыдно, в каких абсолютно неожиданных местах возникают рифмы: проходишь мимо мусорного бака, и вдруг что-нибудь красивое приходит в голову, и это нормально.

Что касается публичных выступлений, я читал свои стихотворения дважды в кружке университета«Hsepoetry». Кроме того, я читал стихотворения на Дне литературы, который проходил в прошлом году в стенах университета.Когда я пишу, чувствую себя особенным.

Знаю, что большое количество людей занимаются сочинительством, и это не особенно какая-то отличительная черта, но, на мой взгляд, это именно то, что отделяет меня. Это своеобразный способ организации того хаоса, который творится внутри меня. Мне кажется, если я назову вещи в том порядке, в котором они расположены в моем стихотворении, то этот мир станет немного лучше, чище для меня самого.

Могу дать несколько советов всем тем, кто хочет начать заниматься подобным творчеством. Во-первых, писать, очень много писать, стирать пальцы. Если ты много пишешь, то этот процесс становится более или менее автоматическим. Это как дышать. Нужно научиться «дышать стихами». Во-вторых, необходимо бояться критики, так как это эффективный стимул для конструирования своего языка. Страх очень многим двигает, и этого не нужно стесняться.

Полина Крийзо

ОП «Социология социальная информатика«, 3 курс


Любимое стихотворение: А. Блок «В голубой далекой спаленке»

Любимый поэт: Р. Рождественский


Заниматься написанием стихотворений я начала еще в детском саду. По крайней мере, мне рассказывали о том, что у меня были какие-то стишки. Более глубокое погружение в данную деятельность произошло лишь года два назад. Это было связано с сильными эмоциональными потрясениями.

В тот момент я почувствовала острую необходимость придать своим мыслям, чувствам более осязаемую форму. Самый верный и самый «негубительный» способ, чтобы забыться и расслабиться, который я нашла для себя, – это творчество.

Очень люблю тему времени, непостоянства всего в природе, нравится что-то космическое. Кроме того, у меня присутствуют стихотворения, посвящённые разным видам любви. Часто говорят, что мое творчество абсолютно разное, и нельзя сказать, что все произведения написал один и тот же человек. Я пишу по настроению, а оно никогда не бывает одинаковым.

Я безмерно благодарна своим родственникам и близким людям, которые всегда к любому моему увлечению относились с интересом. Например, когда я начала публиковать стихотворения и записывать их на аудио, мой папа узнал об этом от коллег по службе. Он рассказывал так воодушевленно, было видно, что он мной гордится.

Мама, конечно, тоже поддерживает, так как сама до сих пор активно занимается творческой деятельностью. Я думаю, что любовь к литературе, а в частности к поэзии, родом из детства. У нас большая домашняя библиотека, разные собрания сочинений. Помню, что, когда я была маленькая, заучивала действительно тонны стихотворений.

Что мне нравится в сочинительстве? Это полностью спонтанный процесс, то есть ты не знаешь, когда может наступить момент вдохновения, – и это прекрасно. Единственное, что можно сделать в подобные моменты – достать оперативно телефон или записную книжку.

Сказать, что это что-то механическое, — ты сел и написал хорошее стихотворение, я не могу.  Для написания нужны эмоции, переживания. Стихотворения — это не просто складывание рифм, а полноценное вложение души человека.

Вдохновение для меня – это новые впечатления, наблюдения за людьми, музыка, необязательно классическая, но главное, чтобы в ней не было слов. Особенно меня воодушевляет знакомство с новым человеком, мне нравится его узнавать.Удивительно то, что он говорит, а новые мысли появляются у меня.

Я бы хотела обратиться к людям, которые только задумываются о том, чтобы начать свои первые творческие шаги в такой неоднозначной деятельности. Если вам  нравится – пишите. Мне кажется, если человек возьмет ручку и будет записывать мысли, неважно, это будет традиционное стихотворение или же проза, от этого никому хуже не станет. В первую очередь, это будет полезно для самоанализа. Бывает такое, что люди ко мне подходят и спрашивают, хорошее это стихотворение или нет.

Я постоянно остерегаюсь комментариев, потому что считаю, что, если человек пишет, он вкладывает душу и мало ли что покажется мне. Если для других это стихотворение не значит ничего, то для того, кто писал,– это целый мир.

И я не считаю, что имею право, смотря в этот мир, говорить: «Плохо, что в твоём мире зелёная трава», «Плохо, что в твоём мире два солнца» просто потому, что моём мире всё иначе.

Матвей Дягилев

ОП «Экономика», 2 курс


Любимое стихотворение: огромное количество

Отчетливо помню момент, когда появились более или менее разумные строчки: мне было лет девять, зимой я подошел к окну, ничего не было видно, поскольку сильно мело. Так первое стихотворение и последующие в течение двух-трех лет были посвящены природе. Это достаточно естественно, так как, когда еще нет собственного мировоззрения, убеждений, тебе остается писать о том, что замечаешь вокруг, в частности о природе.

Я считаю, что сам автор не должен определять направление своей поэзии — пусть этим занимаются люди, которым это интересно. Ты пишешь и пишешь. Сам язык приведет тебя к нужному направлению.Нет особой техники написания стихотворений. Это не есть талант или дар. Вспомним, чем заканчивается Нобелевская лекция И. Бродского: «Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».

Что касается процесса написания стихотворений, то это довольно трудоемкая деятельность. Может быть, некоторые скажут, что я слишком серьезно к этому отношусь, но я вправдуне считаю это пустословием. Более или менее вся моя сущность проявляется на бумаге и нигде более — отсюда такое отношение. Процесс написания  — непредсказуемая вещь, именно поэтому многие творческие люди непредсказуемы сами по себе. Я это обожаю.

Мне очень не нравятся два слова, которые я считаю безнадежно устаревшими. Это «муза» и «вдохновение». Я не думаю, что «вдохновение» и то, что под этим словом подразумевается, существуют в прямом смысле. На самом деле, с сочинителем происходит безжалостная «диктатура языка» в его голове, сознании.

Совершенно не обязательно иметь определенное обстоятельство или чувство для написания. Данный процесс может быть беспричинным, особенно когда занимаешься сочинительством достаточно долго.

Я выпустил сборник год назад. Еще до этого была выпущена брошюра. Она не была запатентована, там было около двух десятков стихотворений. Недавно же я выпустил что-то более или менее основательное, сам подготовил верстку стихотворений. Очень серьезно подошел к оформлению и составлению сборника, хотя особо не стараюсь открывать его сейчас.

Дважды я презентовал сборник своих стихотворений. Например, моя учительница по литературе предложила его продемонстрировать перед учениками девятых, десятых классов и, конечно, перед моими друзьями.

После выпуска сборника я приобрел контакты с редакцией и местным издательством в Ижевске — моем родном городе. Однако в Питере, от чего мне бывает иногда грустно, я нигде не выступал пока. С другой стороны, важно понять, что это вовсе не публичное дело, каждый пишет для себя.

Когда я пытаюсь абстрагироваться от мелочей, деталей, осознать себя и свою жизнь, я осознаю: единственное, что я в состоянии сделать или быть вовлеченным, — это и есть поэзия, так как открыть нечто в какой-либо другой сфере, как в сочинительстве, я не в состоянии.

Именно эта мысль меня и «оставляет двумя ногами на земле», особенно в период трудных жизненных ситуаций. Когда я физически не в самом хорошем состоянии, то ложусь горизонтально, и единственное, что со мной происходит, — это какая-то чехарда из слов или, если повезет, из строчек. Это как раз и есть внедрение языка, его работа над человеком.

Любой человек, занимающийся сочинительством, литературой, должен осознавать, что его деятельность — это не своеобразная работа над окружающим, над людьми, а работа над собой, в лучшем случае — над языком или же работа языка над тобой.

 

Текст: Мария Колупаева
Фото: Наталья Лашманова