strann1 (1)

Доля шутки: кому и за что вручают научные антипремии

В октябре уже в третий раз был избран почетный академик ВРАЛ. В этом году звание было присуждено достойнейшему из более чем 200 кандидатов — фармакологу Олегу Эпштейну. По результатам всенародного голосования и решением компетентного жюри он признан лучшим лжеученым 2018 года.

Бэкграунд

ВРАЛ расшифровывается как Вруническая Академия Лженаук. Ее девиз звучит как вызов: «Врал? Докажи». Правила гласят, что за почетное звание академика может побороться любой, чью кандидатуру выдвинут и поддержат пользователи соцсетей. Это первая в истории академия, членами которой, помимо ученых, являются журналисты, политики, бизнесмены. То есть все, кто приложил руку к распространению псевдонаучных фактов и теорий. Академия не занимается подготовкой новых кадров. В нее входят лучшие из лучших, сумевшие самостоятельно завоевать популярность и всенародную любовь.

А еще академии ВРАЛ не существует. Сама идея подобной организации носит исключительно пародийный характер. Зато существует премия «Почетный академик ВРАЛ», учрежденная в 2016 году научно-просветительским порталом Антропогенез.ру и фондом «Эволюция». Звание почетного академика присваивается ежегодно на торжественной церемонии, проходящей в рамках форума «Ученые против мифов», а роль почетной награды исполняет изящная статуэтка грустного рептилоида, который размышляет о судьбе российской науки, восседая верхом на пирамиде, — работа скульптора Никиты Маклецева.

По своей сути премия ВРАЛ является примером научной антипремии, вобравшим в себя традиции таких классиков как Pigasus Award (награда, присуждаемая скептиком Джеймсом Рэнди в сфере парапсихологического мошенничества — прим. «The Вышки»), Bent Spoon Award. Лауреатами этих первопроходцев — обе премии были основаны еще в 1982 году — становятся не только ученые, но и исследовательские группы, организации, оказывающие поддержку псевдонаучным проектам, а также СМИ, занимающиеся популяризацией лженауки. А вот всемирно известная Шнобелевская премия, напротив, чаще всего присуждается за реальные научные исследования, большинство из которых кажутся забавными и бесполезными. Но и тут есть исключения. Так в 2004 году премию получил изобретатель караоке Дайсукэ Иноуэ с серьезной формулировкой — «за новый способ учиться терпимости».

Премия ВРАЛ относительно молодая. Она возникла в 2016 году, но уже успела завоевать популярность. Всего за три года количество зрителей активно участвующих в выборе финалистов выросло почти до 50 тысяч. Среди финалистов отметились такие известные личности как писатель-сатирик Михаил Задорнов, математик Анатолий Фоменко, заместитель генерального директора по документальным и публицистическим проектам телекомпании «РЕН ТВ» Игорь Прокопенко и многие другие.

Наука vs Лженаука

Один из организаторов премии, научный журналист и создатель портала Антропогенез.ру Александр Соколов рассказал, зачем и кому это все нужно и чем же так опасна лженаука:

«Поскольку лженаука многолика, то и спектр угроз, связанных с этим явлением, тоже широк. И если лженаука в медицине напрямую угрожает здоровью людей, то в ряде других областей науки вред от лженаучных идей бывает менее очевиден. Если говорить глобально, на мой взгляд, главных угроз две: во-первых, лженаука направляет мышление людей в «интеллектуальные тупики». Имитация знания, построенная на когнитивных ошибках, губительна для разума. Это подмена реальности некой красивой иллюзией. В какой-то момент человеку, которым овладела такая иллюзия, очень даже хорошо. Но реальность будет мстить ему. Реальность будет мстить обществу, которое поддалось заблуждениям. Это, увы, уже происходит. Во-вторых, лженаука враждебна, разрушительна по отношению к науке настоящей.

Это удивительно, насколько лжеученые ненавидят настоящих исследователей — своих конкурентов. И стараются эту ненависть передать своей аудитории, настроить ее враждебно по отношению к тем, кто действительно занимается наукой, а не имитирует научную деятельность

Итак, повторю: лженаука наносит ущерб человеческому мышлению и представляет угрозу для нормальной науки».

Кандидаты на звание почетного академика ВРАЛ в этом году были представлены очень разные. Один из кандидатов вообще не позиционировал себя как ученый. Другой занимался неправомерным заимствованием и борьбой с давно опровергнутыми концепциями.

Александр: «Нас часто спрашивают: «Почему наши номинанты такие разные?» Действительно, среди них — два с ученой степенью, еще один позиционирует себя как знаменитый историк, а один вообще к науке никакого отношения вроде бы не имеет (правда, издал учебник истории для детей).

В нашей академии пока что нет отдельных номинаций. «Академиком» может стать любой — и доктор наук, и бизнесмен без высшего образования. Важен не формальный статус, а характер деятельности этого человека — грубо говоря, наносимый им ущерб. Прежде всего, ущерб умам людей

Важно еще сказать по поводу принципов попадания в десятку, что у нас один из ведущих критериев — известность, популярность, поскольку выдвигают кандидатов подписчики. Чтобы попасть в список самых-самых, нужно успеть засветиться в масштабах страны. Конечно, есть шанс, что за ту или иную личность будут агитировать «хейтеры», как нередко бывает в соцсетях. Мы, чтобы избежать такой ситуации, даже ввели запрет на любую агитацию в пабликах и на личных страницах. Особенно со стороны членов жюри».

Однако фаворита самого Александра Соколова в этом году в списке финалистов, как он признался, не оказалось. На вопрос о том, поступали ли в адрес организаторов угрозы от наиболее скандальных кандидатов и их искренних поклонников, Александр ответил:

«Это происходит каждый год. И чем популярней становится премия — тем больше недовольных, в том числе агрессивно недовольных нашей деятельностью. Разумеется, в рядах этих недовольных и сами финалисты, и их группы поддержки. Кроме того, высказывают претензии и другие персоналии, которые по самым разным причинам считают, что мы делаем что-то не то и не так. Это нормально! Мы же не ждем, что все будут в восторге от того, что мы снова вручаем какую-то антипремию. Угроз не боимся, поскольку наше дело правое».

Репутационные издержки

Неудивительно, что с ростом популярности премии выросла и угроза для репутации тех кандидатов, которые активно распространяют свои псевдонаучные теории посредством социальных сетей и СМИ и даже превращают свою деятельность в весьма прибыльный бизнес. Не исключено, что именно с этим связаны несколько зафиксированных во время последнего онлайн-голосования случаев накрутки голосов.

Александр: «Мы не можем знать это наверняка, ведь мошенники действуют анонимно. Мы констатируем только сам факт того, что на результаты голосования пытались влиять. Учитывая, что кто-то настойчиво накручивал голоса двум определенным кандидатам, мы предполагаем, что целью манипуляций было вытеснить одного из финалистов из тройки лидеров на 4-е место. Это наша гипотеза».

Что касается современного общества и его потребности в научном знании, то тут взгляд организаторов премии полон оптимизма, и вполне обоснованно:

Александр: «Вряд ли популяризация нужна только самим ученым. Если бы это было так, научно-популярные книги не покупали бы, а на наш форум не приходило бы 1000 человек. Так что да, мы видим востребованность. Это естественно, что в XXI веке цивилизованные люди интересуются не только заработком и развлечениями, но и тем, что происходит на переднем крае науки.

Те, кому не безразлично то, в каком мире будут жить их дети, хотят получать качественные знания и не хотят, чтобы их обманывали СМИ или хитрые маркетологи, например, втюхивая пустышки под видом чудодейственных лекарств

Люди, способные поднять взгляд от земли, стремятся познакомиться с настоящей, а не вымышленной историей. Удовлетворение любопытства — одна из фундаментальных человеческих потребностей».

В этом году премия была вручена за научную деятельность в области гомеопатии. Сам почетный академик ВРАЛ, являющийся также доктором медицинских наук и членом-корреспондентом РАН, за наградой не явился.

 

Текст: Анастасия Жигулина 

Иллюстрации: Мария Недосекова