WPoFChaDe9E

Сдаться искусству

Низкие голоса и странные предметы, необычные способы использовать собственное тело и мысли, от которых иногда стоит убежать, «становясь бессознательным». Формат новой выставки HSE ART Gallery — серия нематериальных коллективных перформативных (и не только) практик, душа выставки — ее куратор Александр Буренков. «The Вышка» встретилась с Александром и теперь готова рассказать читателям чуть больше о современном искусстве.

Мне удалось попасть на площадку перед официальным открытием выставки. Александр назначил встречу именно там. Вокруг были белые стены, стул и стол, за которым я сидела, ожидая начала интервью. На потолке висели лампы, повернутые во все стороны, а на полу почему-то лежал зеленый фен с фиолетовым шнурком. Пространство выставки за два дня до начала было почти пустым, что вызывало вполне понятный вопрос: «Если здесь нет ничего, что же здесь будет?».

Пройдя мимо зеленого фена, отключив уведомления на ноутбуке, посмеявшись над подсматривающим за нами директором галереи, Александр начал говорить о том, что так притягивает молодых людей, но остается не до конца понятым ими, — о современном искусстве, а есть быть точнее, о перформативных практиках в нем.

Александр Буренков

Куратор выставки «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»,
Лауреат премии «Инновация» в номинации «Куратор года» (2017)

Концепция выставки

Проект групповой выставки появился почти случайно, после разговора с  директором галереи Юлей Юсмой, хотя идея создать подобный проект без привязки к конкретной площадке была в моей голове уже давно. Но эфемерность и почти полная нематериальность выставки, конечно, никак не связана с нехваткой времени – выбранные для экспонирования проекты требовали соответствующего экспозиционного подхода.

Для меня была очевидна необходимость выставки, которая показала бы поколенческий сдвиг в молодом российском искусстве, все более нарастающий интерес к новым коллективным, телесным и перформативным практикам,  разнообразие форм и тем, волнующих художников. Важно отдельно отметить, что мы говорим не столько про перформанс, сколько про разные формы общности, коллективности и альтернативные способы социального устройства, обучения и коммуникации, которые предлагают нам художники в виде различных ситуаций, событий, форматов взаимодействия, образовательных встреч. Эти форматы во многом связаны с хореографическими, дыхательными, духовными практиками, при этом их спектр действительно очень велик:  спортивные занятия, атлетика, боевые искусства и различного рода телесные практики, относящиеся к религиозным традициям и учениям New Аge.

Многие участники выставки предлагают самобытные, противостоящие существующему капитализму и информационному обществу индивидуальные или коллективные форматы выживания, стратегии самозащиты и личной терапии,  приходят к выводам, что подобные “слабые жесты” и единение с собственным телом и другими – более приемлемые и действенные формы протеста, чем лобовое столкновение с властью капитала

В этом смысле, наиболее показательны проекты нескольких выпускников и учеников Школы Родченко. В “Спекулятивном хакерском воркшопе” Алиса Смородина обучает практике ускользания, индивидуальной или групповой форме сопротивления действительности, похожей на создание временной автономной зоны в пределах воображения для защиты от реальности и “хакинга” самых распространенных фобий и тревог каждого.

Софа Скидан в Awareness of Unawareness is Awareness деконструирует праткику йоги, асан и дыхательных техник, сопровождая ее расширенной лекцией об отчуждении от человеческого, пытаясь тем самым понять, как мы можем смещать баланс возможностей и распределение способностей внутри практики человечного существования.

 

Кирилл Савченков для поиска ответов на вопрос об адекватных  способах сосуществования в условиях волатильности приглашает поиграть в настольную игру «Фейерверк и Порох», созданную для Кванджуйской биеннале на основе карточной игры “Коллекция”, которую ЦРУ использует для обучения своих аналитиков, чтобы применить различные тактики разведки в разрешении насущных кризисов сегодняшнего дня. При этом Кирилл в своих последних проектах обращается к важному и для всей выставки тексту известного антрополога из Университета Беркли Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось», описывающего опыт внутренней эмиграции советского народа термином “вненаходимости”, ставшего снова актуальным именно сейчас, когда вопрос территории личной свободы, свободы слова и самовыражения переопределяется действующим режимом. Внешне многие жили в рамках системы и функционировали как ее часть, но внутри существовали независимо от нее. Открытое противодействие системе означало бы признание режима, в то время как большинство жителей СССР предпочли попросту не замечать его и обитать в пространстве личной свободы.

Поиску личной свободы через телесные практики и формированию сообщества, построенного вне логики «капиталистического реализма», посвящены собрания «Актерского кружка угнетенных», актуализирующие идеи «Театра Угнетенных» Аугусту Боала, всеобщую тревожность и беспокойство можно интерпретировать как инструмент неолиберализма, который может помешать многим из нас общаться с другими людьми, чтобы повысить осознание структурных несправедливостей, которые нас отчуждают.

Вообще, интерес к телесности и перформативности, “Новый перформативный поворот” – это глобальный тренд, который присутствует в международном искусстве последние 10-15 лет. Особенно это связано с проникновением экспериментального танца на территорию современного искусства, с появлением непривычных форм выставок, продолжительных, часто принимающих максимально эфемерные нематериальные формы или развивающиеся по ходу своего движения.

Моя задача как куратора – в каком-то смысле, понять, на что важно обратить внимание своими проектами в данный конкретный момент времени

 

У меня было стойкое ощущение, что такой проект нужен в Москве прямо сейчас. Пускай все задаются вопросом: выставка ли это вообще, если она почти целиком состоит из событий и встреч, а на стенах нет ни одной финальной работы, только реквизит и “остатки”, “следы” перформансов и других художественных практик.

Часто мотивацией является отсутствие действия других людей: бывает, что я вижу запрос на некий срез искусства, но почему-то никто не воплощает его в реальность. Так и теперь я понимаю, что подобного рода проект нужен художественному сообществу. Он не оригинален в мировом масштабе: за последние годы прошли многочисленные выставки, посвященные «новому перформативному повороту» в самых больших институциях мира. Однако в России это, что называется, urgent.

«Угнетенные»

Что сильно роднит многих из них, так это убегание, ускользание от репрессивного капитализма и неолиберального общества, о чем они говорят вполне открыто.

Ведь многие из нас зачастую не могут избежать давления на разум и тело, борются с тревогами и находятся в беспрерывном процессе поиска и анализа информации, потеряны и не способны чувствовать власть над своей жизнью

Но идее самосовершенствования и взращивания супертела посвящен, например, проект «24 суперформы» Вика Лащенова, Веры Щелкиной и Дмитрия Волкова —  лаборатория исследования собственных возможностей супертела, практика пребывания в новом теле силы и текучести — теле, которое мы сами себе создаем. Она объединяет в себе западноевропейскую культуру героического тела (следы которого можно обнаружить и в греческих мифах, и вкомиксах и фильмах Marvel и советских памятниках) и восточные практики работы с энергетическими потоками (тайцзы, ушу, цигун) в ежедневную практику становления собой.

Еще один художник — Анджело Плессас — в день закрытия выставки (10 декабря) предложит посетителям формат коллективных медитаций. Это его особый способ изменить человечество, вывести человеческое сознание на новый уровень, а самого человека — из состояния информационной перегрузки. Кстати, до этого проект был показан на выставке «Документы» в Афинах — одном из самых крупных событий в мире современного искусства.

Экспериментальный маркетинг

Современный мир предлагает бесконечное количество форм и стратегий курирования выставочных и образовательных проектов, независимо или внутри культурных институций. Но мне интереснее всего всегда было следовать за молодыми художниками, задаваться теми же вопросами, что и они, обращать внимание но новое поколение авторов, не скованное географическими границами и сложившимися границами арт-мира.

Ведь сейчас любое произведение искусства можно увидеть в интернете, а, значит, возникает вопрос: “А адекватно ли вообще проведение выставок?”

Именно некого рода «эксперименты» могут ответить на этот вопрос утвердительно. Кураторство — это также поддержка передовых идей в искусстве. Мне кажется важным найти и собрать такие идеи и связанные с ними проекты, обратить на них внимание, показать стоящие перед обществом вызовы через современное искусство.

Сложность в том, что в России до сих пор отсутствует традиция смотрения и понимания современного искусства. В большинстве своем, мы до сих пор не понимаем его, у людей отсутствует потребность ходить на выставки – этот медиум проигрывает индустрии развлечений и сфере досуга, поэтому зачастую кураторам в России неизбежно приходится выполнять и функцию маркетолога, пиар-менеджера, просветителя,  чтобы привлечь внимание к своим проектам и обратить внимание на значимые темы и имена.

Однако российское «невежество» в данной области не уникально, как не уникальны и мы сами, и преодолимо. Язык современного искусства – это международный язык, а, значит, он доступен для каждого.

Площадка для диалога

Именно из-за того, что сфера современного  искусства по-прежнему достаточно «закрыта» и элитарна для российского общества, а поддержки государства и частных институций не достаточно, на мой взгляд, сейчас крайне важно делать подобные проекты для молодого поколения, выстроить с ним диалог на равных, показать, что на любой вызов можно найти нестандартные ответы.

В этой связи мне очень интересна площадка Школы дизайна НИУ ВШЭ — HSE ART Gallery. Интересна, прежде всего, открытостью своего формата — абсолютно каждый человек с улицы может зайти на выставку совершенно свободно. Да и сама Вышка представляется мне вузом довольно передовым, отличным местом для экспериментальных проектов.

С самого начала работы мы также были открыты к помощи самих студентов. Например, студент Вышки Андрей Герасимов написал музыку для тизера нашей выставки — это была его интерпретация песни Брайана Ино Going Unconscious, название которой стало ее названием. Мы рассматривали и предложенные студентами проекты, безумно хотелось привлечь их в наш творческий процесс. К моему большому сожалению, ни один из проектов не подошел. Но студенты будут работать с нашими художниками в качестве волонтеров и перформеров.

 

Making the difference

Еще раз скажу: то, что будет представлено, не подходит под классическое определение перформанса. Перформанс — это создание художественной формы с помощью тела художника. То, что показываем мы, — это различные партиципаторные проекты с совершенно нестандартными форматами: игра, звуковая интервенция, экспериментальный танец, дискуссия, открытый урок или же медитация. Все форматы предполагают непосредственное вовлечение зрителя в процесс — в процесс эксперимента, частью которого может стать каждый. Проще говоря, мы показываем разные способы того, каким образом мы все можем быть вместе, и объясняем, почему все это есть искусство.

Текст: Анна Терешева

Редактор: Елизавета Наумова

Фото: Митя Лялин