Я работаю учебным ассистентом

Многие студенты мечтают попробовать себя в роли ассистента преподавателя. The Вышка поговорила с теми, кто по вечерам проверяет тесты и эссе, и узнала, зачем помогать профессорам и в чем заключаются обязанности учебных ассистентов

Касаткина Светлана

1 курс магистратуры (ОП «Социология публичной и деловой сферы»)

ассистент по социологии у Полухиной Елизаветы Валерьевны

Как стать ассистентом

Я считала, что ассистентом может стать человек, у которого идеальная успеваемость и топовое место в рейтинге. Но оказалось, что достаточно иметь оценку выше восьми. После третьего курса у меня были занятия по методам, как раз у Елизаветы Валерьевны, и у меня по нему была отличная оценка. Я просто спросила препода, есть ли возможность стать ассистентом. Она согласилась и сказала, что была бы мне рада. После в отдельную форму ты пишешь преподавателя, предмет, и почему ты хочешь быть ассистентом. Через какое-то время тебе приходит либо подтверждение с несколькими документами для оформления (ассистенты оформляются через договор — прим. The Вышки), либо отказ. Дальше ты договариваешься с преподавателем о встрече, и вы обсуждаете условия работы. К слову, это оплачивается помодульно.

Причины быть ассистентом

Сразу могу сказать, что стала ассистентом не из-за финансовой выгоды. Изначально мне были нереально интересны предметы по качественным методам социологии. Я обсудила этот вопрос с подругой, и она сказала: «Если тебе нравятся методы, почему ты не хочешь попробовать себя в качестве ассистента по этому курсу?». Я подумала, что это огромная ответственность, но потом поняла, что мне будет действительно полезно этим заниматься. Проверяя работы, консультируя студентов, отвечая на их вопросы, я сама вспоминаю основы.

Честно говоря, будучи ассистентом уже второй год, я ловлю дикий кайф от того, чем я занимаюсь

Обязанности

Это зависит от курса, но в целом я проверяю работы как контрольные, так и эссе. Словом, все виды текущего контроля. Также я отвечаю на вопросы студентов до того, как они обращаются к преподавателю.

Сложности

Обычно все студенты в один промежуток времени готовятся к экзаменам. Ты сама не спишь ночами, готовишься к сдаче своих предметов, а у тебя еще тридцать работ на проверку. Тут ты ужасаешься: «Как все успеть?». А потом просто планируешь время, и это уже не так напрягает.

Некоторые студенты начинают садиться на шею. Был случай, когда после дедлайна студент пишет мне: «Свет, у меня тусовка была в выходные, поэтому я не успеваю написать работу. Можешь сказать преподавателю, что у меня уважительная причина, а я сдам через несколько дней после дедлайна?». Это было для меня дико, но такие ситуации редки.

Поначалу, когда первый год работаешь ассистентом, знакомишься с группой, возникает ощущение, что ты царь аудитории.

Ты думаешь: «Эти ребята будут меня слушаться, устроим тут тоталитарный режим, диктатуру»

Во время первых проверок работ я ставила заниженные оценки, потому что не знала, как объективно оценивать других. К счастью, этот барьер быстро проходит.

Выводы

Могу сразу сказать, что работать с социологами намного проще, чем со студентами, у которых образование будет не социологическое. Это люди, которые разбирались в теориях, в методологии, и мы говорили на одном языке.

Что касается этого года, работа с перваками это двойная ответственность. Для них это совершенно новая жизнь, очень тяжело перестроиться после школы. Мне интереснее работать с ними, потому что они еще ничего не знают. Для них социология это общество (как курс обществознания в школе — прим. The Вышки). Вот мы с вами люди, давайте изучать людей. Хотя на самом деле это очень интересная, многогранная наука.

Советы будущим ассистентам

Мне кажется, самое главное это желание. Если в дальнейшем студент планирует связать свою жизнь с научной сферой и вернуться в Вышку в качестве преподавателя или сотрудника научной лаборатории, ассистентство это дополнительный полезный опыт.

На первом курсе мало студентов понимают, правильно ли они выбрали направление, но после второго я бы советовала всем подумать о возможности стать ассистентом. Это полезно еще и тем, что ты развиваешь коммуникативные навыки: переписываешься со студентами, отвечаешь на вопросы. Это возможность проявить себя и свои скрытые таланты.

Полина Жилкина

3 курс (ОП «Востоковедение»)

ассистент по истории изучаемого региона у Рогожиной Анны Алексеевны

Как стать ассистентом

На втором курсе Анне Алексеевне нужен был ассистент. Она написала мне, спросила, кто бы хотел. И я такая: «Я хочу!». А этим летом она предложила продолжить и подала как кандидата на учебные ассистенты второй раз. Видимо, комиссия решила, раз я у нее уже работала, пусть у нее же и буду. Не знаю, были ли у меня конкуренты. Факультетская комиссия просто смотрят, у кого выше оценка. За выбранный курс нужно получить не меньше восьмерки, чтобы иметь возможность стать ассистентом.

Причины быть ассистентом

Ну, во-первых, это деньги (смеется). За это платят, это не так сложно. Во-вторых, мне приятно взаимодействовать с этим преподавателем.

Оплата

Объем работы зависит от предмета и от преподавателя. У меня есть друзья-ассистенты по восточному языку. Они делают намного больше, чем я, хотя нам платят одни и те же деньги. Я считаю, что это неправильно. Мне кажется, ассистентам по языку нужно платить больше. Хотя, с другой стороны, как это измерить на официальном уровне, тоже непонятно.

Обязанности

Я проверяю раз в неделю работы, делаю презентации для семинаров. Иногда составляю варианты контрольных работ. Однажды я сидела с первым курсом, когда они писали контрольную, потому что преподавателю нужно было уехать. Анна Алексеевна решила заменить полноценный семинар работой на паре, дала группе задание, а я пыталась им морально помочь. Но они, видимо, думали, что я такая же строгая, как преподаватель: сидели, замкнувшись, не понимали, кто это. А так я довольно мало взаимодействую со студентами.

Сложности

Особых проблем не возникало, и я стараюсь не относиться к студентам как босс. Понимаю, что буквально год назад была такой же. Я знаю, что такое учиться у этого препода. Нужно очень много работать, чтобы получить хорошие оценки. Поэтому, если человек совсем пургу пишет в контрольной, я, конечно, ставлю низкую оценку. Но если я вижу, что человек просто забыл, дату перепутал, я закатываю глаза и ставлю восемь. Словом, стараюсь более или менее адекватно оценивать.

Выводы

Я стала более гуманно относиться к людям, которые еще не прошли тот путь, что прошел ты. Появилось больше ответственности к работе, за которую платят. Помимо прочего, это неплохое повторение материала, который ты учил. Тебе нужно не просто вспомнить и рассказать информацию, а сопоставить то, что ты помнишь, с тем, что тебе написали в работе. А чтобы создать хороший вариант контрольной работы, нужно уметь задать правильный вопрос по пройденному материалу.

Советы будущим ассистентам

Прежде всего, нужно оценить свои возможности. Если это предмет преподавателя, у которого нужно делать много, лучше узнать об этом заранее у тех, кто уже был его ассистентом. И понять, надо тебе вообще это или нет. Еще совет: хорошо учите тот предмет, по которому вы хотите стать ассистентом. Оценка сильно влияет на решение комиссии, да и вам нужно будет потом, будучи уже в этой должности, показать свои знания.

Ксения Линькова

4 курс (ОП «История искусств»)

ассистент у Льва Карлосовича Масиеля Санчеса

Как стать ассистентом

Лев Карлосович сам ко мне подошел и сказал: «Будете моим ассистентом?» «Буду!». Заявку он подал сам, меня одобрили, но потом я бегала подписывать и пятьдесят раз переписывать документы. Каждый раз, когда я ассистент, что-то в документации меняется.

Причины быть ассистентом

Во-первых, естественно, мне нужны деньги. Это неплохая возможность заработать, потому что твой препод понимает, что у тебя порой нет времени. Свободный график как бы. Во-вторых, мне нравится быть ассистентом, потому что я ощущаю, что приношу практическую пользу. Было очень приятно, когда мы делали доклады по тем книжкам, которые я сканировала два года назад. Помимо этого, мне очень нравится проверять тесты и еще больше придумывать их.

Важнее всего, что я всегда собиралась стать преподавателем.. Уже на первом курсе я знала, что хочу быть преподом, хочу писать аспирантскую. Ассистентство лишь больше убедило меня в этом.

Обязанности

У одного препода может быть несколько ассистентов, между которыми он распределяет обязанности. На втором курсе я делала тесты и проверяла их. На третьем курсе я очень много сканировала: просто целые библиотеки, талмуды. Вышкинские сканеры работают очень долго, так что ты понимаешь, что книжка на тысячу страниц — это на весь день. Но я очень люблю эту работу, она такая медленная, методичная. Ты стоишь с мыслью: «Я полезен. А еще я не гружу мозг, и это славно». Я включаю музыку, и мне хорошо.

Оплата

Я получаю 10 тысяч за два модуля. Честно говоря, морального удовлетворения больше, чем финансового. Я, конечно, хотела бы, чтобы они платили приличную сумму… Она маленькая и не растёт. Ощущение, что с каждым годом становится ещё меньше. Но в принципе, это всё равно хорошая поддержка.

Сложности

Порой после тестов люди подходят со словами: «Ой, а можно ты мне…» Нет. Нельзя

Я ответственна перед преподом. Не перед вами, не перед собой перед преподом. Мы молодая программа, наш набор второй. Старший курс был для нас этакими божествами с Олимпа, мы их не трогали… А наш поток уже более «френдли». Я помню, младший курс ко мне подходил, просил ответы. Бывало, кто-то опаздывал или вовсе просыпал. Я, конечно, шла навстречу. Но, с другой стороны, почему я должна приезжать в Вышку в свой выходной, чтобы провести тест, который студент проспал?

Советы будущим ассистентам

Я бы посоветовала стать ассистентом в первую очередь тому, у кого нет денег. Помимо этого, ассистентство это контакт с преподом. Это особенно полезно, если ты хочешь, чтобы он потом был твоим научником, а на вашем курсе много людей.

Думаю, главные черты характера ассистента исполнительность, пунктуальность, неконфликтность. Старайтесь хорошо учиться, получать оценку выше восьми, ходить на занятия. Не бойтесь подойти к преподу и спросить, нужен ли ему на эту дисциплину ассистент.

Самое главное не бояться. Никто не выберет тебя из толпы лишь за то, что ты клевый. Никто и не поймет, что ты клевый, если ты будешь сидеть и молчать. Нужно обратить на себя внимание и уметь разговаривать с людьми

Текст: Алина Чебыкина

Редактор: Елизавета Наумова