fkmd

Факультет коммуникаций, медиа и перенабора

Больше всего студентов ВШЭ учатся на Факультете коммуникаций, медиа и дизайна. Редакция «The Вышки» выяснила, почему журналисты, медийщики и рекламисты слушают лекции в коридоре, а научников ищут еще с лета.

Что случилось?

В этом году Вышка увеличила количество платных и скидочных мест для первокурсников и набрала на 545 студентов больше, чем за прошлую приемную кампанию. В 2017 году на бакалаврские программы университета было зачислено 5907 студентов, а в 2018 году этот показатель вырос до 6452.
Самым многочисленным, согласно официальному сайту Высшей школы экономики, стал ФКМД (Факультет коммуникаций, медиа и дизайна — прим. «The Вышки»). Сейчас здесь учатся 4617 студентов: из них 856 бакалавров-бюджетников и 3247 бакалавров-платников. 

Данные с официального сайта НИУ ВШЭ 

Почему так?

С каждым годом все больше абитуриентов подают документы в Вышку. На то есть свои причины: привлекательная система скидок на обучение, хорошее качество образования, репутация вуза и высокие позиции в международных рейтингах.
Высшая школа экономики изначально не ограничивает количество платных мест, поэтому нет определенного лимита на набор первокурсников. Университет — это не жилплощадь, а учебная территория, поэтому минимум квадратных метров на одного студента нигде юридически не закреплен. Однако постоянное расширение приемной кампании напрямую влияет на учебный процесс: затрудняет коммуникацию между студентами и преподавателями и усложняет организацию учебы.

Данные с официального сайта НИУ ВШЭ

Последствия: курсовые

Чем больше студентов, тем больше курсовых работ. Тем не менее количество преподавателей не увеличивается с такой скоростью, как количество абитуриентов, поэтому спрос на научных руководителей растет, а предложение не всегда ему соответствует.

По словам студентки ФКМД Алевтины, с момента получения таблицы с преподавателями и темами исследований на выбор начинается «дичайший ажиотаж»: «Мы словно разыгрываем путевку из России в один конец, а не выбираем тему курсовой. Все пытаются записаться как можно быстрее, нервничают и поднимают панику».

Пока я разговаривала с потенциальным научником и придумывала свою тему, потому что заявленные от преподавателей были заняты, прошло много времени. Почти перед самым дедлайном я побежала забивать тему в LMS и увидела там прекрасное «Места у преподавателя исчерпаны». Я не могла поверить своим глазам

Некоторые учащиеся факультета «бронируют» научных руководителей еще за полгода, чтобы не поддаваться общей суматохе осенью. Когда Ася со второго курса ОП «Журналистика» узнала об этом, она начала писать всем преподавателям подряд: «Полторы недели никто не отвечал, а за неделю до дедлайна подачи заявок начали сыпаться письма с весьма грустным ответом: „мест нет“».
Однокурсница Аси Маша была уверена, что вся процедура пройдет безболезненно, если подготовиться заранее:

В Вышке, если ты делаешь все быстрее всех, то у тебя нет проблем. Это не тот случай

«Я написала примерно шестерым преподавателям, из которых ответил только один и сказал, что предложит мне тему, если освободится место. Хороших научников забивают еще весной. Тут часто помогают связи, которые протягиваются из лицея Вышки и ФДП (Факультет довузовской подготовки прим. «The Вышки»). Было бы классно, если бы студенты заранее знали, что их ждет, и не питали иллюзорных надежд».

Необычная ситуация сложилась с темами для курсовых на ОП «Реклама и связи с общественностью». Второкурсникам прислали таблицу, в которой тем было больше, чем самих студентов, чтобы ускорить выбор.

Катя со второго курса ОП «Реклама и связи с общественностью» описывает ситуацию так: «Наш преподаватель акцентировал внимание на том, что преподавательский состав собрался летом и придумал нам четыреста „качественно сформулированных“ тем. Выяснилось, что это просто темы, которые придумали прошлые второкурсники. Моя кураторка сказала, что некоторые темы из таблицы преподаватели забраковали в прошлом году и в таком вот „неправильном“ виде дали нам».

По мнению Кати, чем больше у научника подопечных, тем ниже качество их совместных материалов, потому что профессор не успевает уделить всем курсовым достаточно времени и внимания: «Один преподаватель проверяет примерно двадцать работ, поэтому комментарии научников к нашим курсовым не очень содержательны, относятся скорее к общим критериям проверки работ и не учитывают особенности каждого исследования».

Департамент медиа предлагает альтернативу курсовым — совместные консалтинговые проекты от предпринимателей и компаний. Раньше такая опция была только у магистров, но увеличение количества студентов сделало этот вариант необходимым и для бакалавров. Такой подход, как считает Департамент интегрированных коммуникаций, не только позволит студентам применить знания на практике, но и снизит нагрузку на преподавателей.
В Вышке также есть возможность выбрать научника не со своего факультета, и с увеличением набора все больше студентов поступают именно так.

Последствия: оборудование

Профильная техника необходима каждому студенту ФКМД для выполнения домашних заданий и работы над такими творческими проектами, как аудиомонтаж, фотография или видеосъемка. Фотоаппараты, микрофоны, штативы и другую аппаратуру можно взять в аренду в местном Медиацентре. Однако бакалавров и магистров с каждым годом становится все больше, и, чтобы предоставить каждому студенту оборудование, Департамент установил регламент взаимодействия Медиацентра со студентами. Если раньше студент мог в любое время прийти на факультет с заполненной по форме запиской и тут же получить нужное ему оборудование, то теперь процесс стал сложнее, но систематизированнее: для брони необходимо заполнить заявку и согласовать аренду с преподавателем, который был бы гарантом необходимости использования техники для учебного проекта, отправить ее как минимум за сутки и получить технику в указанное время.

Сотрудники Медиацентра утверждают, что увеличение количества студентов упростило их работу, потому что очереди за техникой и споры по этому поводу среди студентов уменьшились — появился более строгий регламент получения оборудования. По их словам, теперь, с появлением системы бронирования техники, значительно снизились риски того, что аппаратуры не хватит для учебных проектов.

Жалоб о нехватке техники в Медиацентр не поступало, однако, по словам ответственных за техническое сопровождение учебного процесса, после Нового года должно появиться больше оборудования.

Последствия: количество специалистов

Количество выпускников постоянно растет. Через три года с ОП «Реклама и связи с общественностью» выпустятся примерно четыреста специалистов. Естественно, не все будут работать по профессии, однако постоянный прирост экспертов в какой-либо области повышает конкуренцию на рынке труда.

Последствия: LMS

Интернет-ресурсы всегда были неотъемлемой частью обучения в Вышке. Если легенды о том, как LMS отказывался нормально работать, бродят по корпусам университета еще с незапамятных времен, когда задание по БЖД одновременно пытались загрузить всего лишь 400 первокурсников, то неизвестно, выдержит ли LMS, если Вышка продолжит увеличивать количество платных мест.

Данные с официального сайта НИУ ВШЭ

Последствия: территория без сейф-спейса

ФКМД — самый многочисленный факультет Вышки, однако две его образовательные программы, «Журналистика» и «Медиакоммуникации», учатся далеко не в самом крупном корпусе НИУ ВШЭ, на Хитровском переулке 2/8. Поток первого курса составляют шесть групп журналистов и десять групп будущих медиа-продюсеров, в среднем в каждой группе около 30 человек. Студенты часто жалуются на то, что им не хватает места на занятиях даже в лекционных аудиториях.

Количество студентов отражается и на работе преподавателей. Как отмечают преподаватели департамента, проводить пары для такой большой аудитории бывает очень тяжело и морально, и физически, особенно в период сессии  когда приходит весь курс, потому что нужно получить оценку.

 

Данные с официального сайта НИУ ВШЭ

Текст: Анастасия Ларионова

Иллюстрация: Мария Сенина

Редактор: Светлана Киселева