Petr

Питерская приемка

Каждый студент проходил через приёмку, а каждый абитуриент, в том числе магистратуры, ещё пройдёт. Мы поговорили с двумя сотрудниками приёмки и с двумя абитуриентами, чтобы узнать о самых загруженных часах, необычных вопросах поступающих, а также спросили, стоит ли бояться неформально общаться с сотрудниками приёмки и задавать самые очевидные вопросы.

Пётр Ананьев, 2 курс ОП «Филология»,

сотрудник приемки

 Отличная возможность

В прошлом году пришло письмо из приёмки на общую почту нашего курса, я спросил у моих кураторов, и оказалось, что одна из них там работала и что там достаточно неплохо. Вот я и попробовал.

Selection

На отборе в приёмку мне больше всего запомнились лекции, которые нам проводили. Было необычно, что нам ещё устроили целый квест — опыт, конечно, интересный. Запомнился и тест, который сам по себе был достаточно адекватный. Я начал готовиться к нему за два дня и получил, пусть и не максимум, но достаточно высокий балл.

Мастера на все руки

Обязанности у нас были самые разные, занимались почти всем. Основная задача, как ни странно, принимать людей. Мы сидели по парам, один обычно заполняет всё на компьютере, а другой — «личное дело» человека. Занимались ещё разбором почты, и я даже пару раз отвечал на звонки. Каждый успевает попробовать всё.

Работа Учеба

Иногда мне было лень вставать и идти на работу, потому что летом закрылась ближайшая ко мне станция метро, но никакого отторжения не было. Я уставал, но не безумно. Уставал меньше, чем от учёбы, и мотивации идти на работу было больше.

«Клиника» vs «Офис»

Коллектив был классный: и коллеги, и руководство, состоящее из студентов старших курсов, уже имеющих опыт работы в приёмке, и самое высшее руководство. Все они были достаточно прикольными и приятными. Нам и печенье подвозили. А ещё каждый день выдавали купоны, и мы ходили в столовку на Кантемировской. Мне там нравится, многие супы, например, были достаточно вкусные.

Так что было приятно работать, даже по сравнению с учёбой. У нас рабочая атмосфера была как в сериале «Клиника».

Вчера абитуриенты, а сегодня студенты

Некоторых своих абитуриентов я запомнил и время от времени вижу их в Вышке. Чаще всего нам удавалось вспомнить и узнать дизайнеров, потому что по внешнему виду они действительно отличаются от всех остальных. У нас даже было такое развлечение: угадывать, на какую ОП пришёл абитуриент, и чаще всех, конечно, мы угадывали дизайнеров.

Кузница характеров

Мне показалось, работа в приемке положительно на меня повлияла: мне стало легче начинать разговор с незнакомым человеком, говорить по телефону. Раньше я бы застеснялся, но сейчас без проблем. А всё потому, что во время работы ты поставлен в такие условия, что просто не можешь не общаться.

Советы молодому поколению

Я хочу посоветовать будущим сотрудникам приёмки приготовиться общаться с людьми и не раздражаться от глупых вопросов, потому что они все равно будут. Работа в приёмке не требует особой стрессоустойчивости, разве что как раз первая неделя несколько загруженная. До этого у меня не было опыта работы офисного типа, но я так примерно всё и представлял.

Есть такая удобная штука, называется «Интернет»

Было так странно, что многие абитуриенты магистратуры, то есть люди одновременно молодые и опытные, прошедшие четыре года учёбы в вузе, задавали самые банальные и очевидные вопросы. Ответы на них сами бросаются в глаза на нашем сайте. Вообще-то у нас сайт предельно понятный, качественный, найти ответы на большую часть возникающих вопросов можно буквально за пару минут.

Герман Колсанов, 1 курс, ОП «Востоковедение»,

абитуриент НИУ ВШЭ Спб 2018 года

 Первые шаги

В приёмку по телефону я не обращался. Мы сразу пришли с мамой где-то 10–11 июля в корпус на Кантемировской подавать документы. Нас проводили, и мы сели за стол к двум, как я потом узнал, второкурсникам. Мы с мамой начали задавать им вопросы, они довольно грамотно объяснили, что к чему. Я знал, что хочу на «восточку», но не знал, на какое именно направление: на арабский или на японский, или, может быть, на корейский? Дома я над этим что-то не подумал. Выбрал японский, и Максим, один из двух второкурсников, принимавших меня, оказался как раз с японистики. Он стал говорить: «Японский язык — это круто, выбирай японский». Так что эти ребята в какой-то мере властители судеб. Ну, я нисколько не жалею о своём выборе.

Вышка — это своеобразный Хогвартс

Если брать всю приёмную комиссию и волонтёров в целом, то нас очень хорошо встретили, мне даже показалось благодаря ребятам из приёмки, что Вышка — это такой своеобразный Хогвартс. Всё это прошло минут за 10, очереди почти не было, поскольку мы пришли часов в 10–11. Хотя всё-таки поступающих было много. Мы после этого, конечно, ещё немного пообщались с ребятами про то, где жить, как учиться, где заселиться. Ну, они всё и объяснили. Я доволен. Правда, сравнивать не с чем.

Work OR Travel

Мне бы очень хотелось попробовать поработать в приёмке. Особенно если работа не займет всё время: всё-таки хочу летом попутешествовать и съездить домой.

Анастасия Афанасьева, 1 курс ОП «История»,

абитуриентка НИУ ВШЭ СПб 2018 года

 Привет, Вышка

Я пришла в один из последних возможных дней. Людей было очень много, но я довольно быстро прошла, почти сразу после того, как получила талон и оказалась перед человеком, который принимал документы. Я пришла с мамой, нам всё подробно рассказали, на все вопросы ответили, помогли заполнить документы. В основном вопросы задавала мама — видимо, она тщательнее к этому готовилась, чем я. Нам всё объяснили по несколько раз, выдали дополнительные бланки, потому что я успела напортачить в заполнении документов.

Первое впечатление

Всё было на высшем уровне. Вышка произвела такое впечатление, что я больше не хотела никуда подавать документы. При этом впечатления главным образом формировались благодаря сотрудникам приёмной комиссии. Первое впечатление, как известно, самое важное. Мне понравилось то, что ребята были очень спокойные, вежливые и уверенные. Мне даже на какой-то момент показалось, что я, если поступлю в Вышку, в будущем стану такой же. Я никуда не звонила до подачи документов, потому что есть сайт, он достаточно удобный, яснее, чем у многих других вузов.

 На равных

Парня, который меня принимал, я вижу постоянно, и это очень неловко. Я даже не думала, что они студенты, вот так они хорошо держались. Теперь мы на одном уровне — они студенты и я студентка. Я раньше не задумывалась, но всё-таки странно видеть людей, повлиявших на твою судьбу вот так обыденно.

Мне бы, наверное, было бы очень интересно работать в приёмке, но для меня это большая ответственность — взаимодействовать с людьми или, скорее, с документами. Там ещё и платят? О, ну я бы и просто работала, но так ещё лучше.

Все познается в сравнении

На самом деле я пошла вначале в ещё один известный вуз города. Мне там очень не понравилось, они не хотели ничего делать. Было очень жарко. Нам сказали, что мы не зарегистрировались заранее, а в том вузе это нужно. Мы потребовали нас зарегистрировать, но в итоге регистрировались все равно сами. Признаться, они как будто совсем уставшие и поникшие. При том что они студенты! В общем, я рада, что я в Вышке.

Роман Молчанов, 4 курс ОП«Логистика и управление цепями поставок»,

сотрудник приемки

 Звонок

Когда я занимался приёмом документов, я понял, насколько для меня всё-таки стрессово сидеть за звонками. Однажды в колл-центре осталось мало людей и мне пришлось работать с телефоном. Это был хороший опыт, с тех пор мне стало легче общаться по телефону с незнакомыми людьми. Но все равно это страшно, ты никогда не знаешь, что спросят, как люди будут себя вести. Хотя обычно вопросы довольно очевидные: людям лень посмотреть на сайте, и они задают самые простые вопросы. Так что в целом ничего сложного.

Work Together

Я работал в приёмке два раза, и оба раза около месяца. Часто приходилось оставаться после пяти вечера, к этому надо быть готовым, потому что в это время заканчивается не работа, а приём. Если у тебя есть срочные дела, конечно, можно уйти, но ожидается, что ты останешься и поможешь ребятам.

«Собираемся на совещание!»

Атмосфера в коллективе — это, наверное, одна из причин, почему стоит пойти в приёмку. Все начинают сближаться, становиться дружнее, особенно напарники. Например, я во второй свой год в приёмке познакомился с замечательной девушкой с филологии, а общаемся мы и после работы в приёмке. Ребята всегда очень классные, мы вот обед в шутку называли совещанием, то есть приходит наш старший технический секретарь Алина Тарасова (студенты-работники приёмки работают по следующей иерархии: начинается всё с технического секретаря, потом идёт ответственный технический секретарь, а потом старший технический секретарь и её/его заместитель — прим. The Vyshka) и объявляет: «Собираемся на совещание!» Мы все шли в столовую, сдвигали столы и сидели все вместе, смеялись, шутили.

Слезы и капризы

Был случай, когда девочка пришла с родителями забирать оригинал и плакала. Она хотела остаться у нас, но её родители, достаточно консервативные, хотели отдать её в более известный вуз. Многие родители шутят: «А вы что, школа? Ха-ха-ха».

Иногда люди просто хотят в Вышку, неважно куда, и нам приходится подбирать им программу, направлять. Была девочка, которая выбирала программу исходя из корпуса. «Вот эти на Нарвской учатся, да? Ну тогда туда не хочу, наверное».

Клиент прежде всего

Иногда в ступор вводят разъярённые родители, которые бывают недовольны или просто сами по себе неприятные. В первые дни работы приёмки, когда становятся известны результаты ЕГЭ по английскому, к нам приходят человек 300. Больше всего людей, кстати, всегда к обеду, к часам 13–16, утром несколько поменьше. А ведь у нас очень любит неожиданно тупить принтер, его приходится перезапускать целых десять минут, так что абитуриенты и родители вынуждены ждать в такие моменты. Помню, девочка с мамой плакали, что сидят уже 40 минут. Многие не выдерживают и откровенно злятся. Ну, со временем привыкаешь, тем более ты никогда не сидишь один. Благо, у нас есть Алиночка Тарасова, которая готова заступиться за каждого, дипломатично, методично поговорить с такими.

Достаточно грубые родители, к сожалению, попадаются нередко. В мой первый год работы пришли мама с сыном, хотели забрать оригинал аттестата, при этом оставив копию и деньги за программу, чтобы отнести оригинал в другой вуз. Когда мы пытались им объяснить, как всё устроено, они стали переходить на крики. Люди часто не понимают тонкостей подачи документов и начинают злиться, вести себя неприлично, переходить на «ты», если не могут понять чего-то. Приходится терпеть и тысячу раз объяснять, что ну нельзя, например, сдавать наполовину ЕГЭ, а наполовину вступительные. Кто-то вот может отвечать на кучу звонков во время приёма и этим задерживать всех.

Хочешь перестать стесняться и развить навыки коммуникации — welcome в приёмку

Эта работа мне сильно помогла, ведь ты получаешь навыки общения, стрессоустойчивости. Так что если у кого-то есть страх общения, зажатость, то пусть идут работать в приёмку. Тем более, что это не такая уж загруженная работа и, что немаловажно, — в стенах родного универа. Классно, что ещё будет дополнительная строчка в резюме.

Что бы я хотел посоветовать абитуриентам? Поступать в Вышку, что же ещё делать

Текст: Константин Корякин
Фото: личный архив героев

Редактор: Полина Малахова