феликс

Демонтировать нельзя оставить: споры вокруг памятника Дзержинскому

23 апреля группа активистов, выступивших за демонтаж памятника Феликсу Дзержинскому, начала собирать подписи на имя ректора Ярослава Кузьминова среди студентов, сотрудников и выпускников Вышки. Спустя две недели после появления инициативы какого-то нового решения относительно памятника принято не было, а вопрос о судьбе монументов советской эпохи в российских городах уже поднимался Высшей школой урбанистики в 2017 году. Тогда студенты в рамках воркшопа предложили разные варианты визуального дополнения памятника Дзержинскому, которые помогли бы переосмыслить его место в университете и городском пространстве. Мы собрали разные позиции по теме в одном материале.

Против Феликса

23 апреля студенты и выпускники Вышки опубликовали инициативу по демонтажу памятника Феликсу Дзержинскому на территории корпуса на Шаболовской. Свое сообщение они выложили под хэштегом #ГудбайФеликс в одноименной группе «ВКонтакте». На момент написания статьи в группе было 306 участников. Активисты считают, что памятнику «функционера государственного террора» не место на территории Вышки: «Мы глубоко убеждены, что ценности нашего университета не могут ни в какой форме примириться с теми трагическими реалиями террора, которые символизирует и оправдывает своим нахождением в учебном корпусе этот памятник».

Наша инициатива не является политической акцией, в своих оценках личности Феликса Дзержинского и значении его памятника мы исходим из общечеловеческих нравственных принципов

Собеседник, близкий к руководству ВШЭ, заявил, что одним из инициаторов сбора подписей был Дмитрий Энтео, руководитель движения «Декоммунизация». Он не является ни студентом, ни сотрудником вуза. Дмитрия и студента Вышки Данилу Корнилова, собиравших подписи на Шаболовке, задержали тогда же, 23 апреля. Сам активист предположил, что его могли задержать за участие в проекте «Декоммунизация», также посвященном сносу памятников: он и другие активисты наклеили баннер «Подлежит демонтажу в рамках декоммунизации» на памятник Ленину.

Инициативу по демонтажу памятника поддержал Студенческий cовет факультета бизнеса и менеджмента: «Данный вопрос как никак актуален для ФБМ в связи со скорым переездом на данную территорию (корпус на Шаболовке  прим. The Vyshka), который запланирован в следующем учебном году».

Заместитель председателя совета «Мемориала» Никита Петров в комментарии для «Настоящего времени» предложил в качестве альтернативы создать парк таких памятников  «скульптурных, я бы сказал, уродов»,  где в одном месте будет дух и атмосфера той эпохи. «Кто-то хочет окунуться в советское прошлое и посмотреть на советские изваяния пропагандистские  пожалуйста».

За Феликса

После этого в университете появилась инициатива #hellofelix от вышкинцев, выступивших за то, чтобы оставить памятник. Ребята считают, что «сносить памятник такому человеку — преступление как перед русским народом, так и перед демократией, с трудом завоеванной большевиками». На момент написания заметки в группе против демонтажа памятника 781 участник, посты посвящены личности Дзержинского.

Авторы инициативы подчеркнули, что выступают против «гегемонии либеральной идеологии» и за плюрализм мнений:

Мы убеждены в том, что памятник несет культурную и историческую ценность. В Великобритании не хают Оливера Кромвеля, принимая его как часть своего наследия. Стремление снести памятник Дзержинскому выдает лицемерное желание отказаться от неудобных фактов истории и сформировать иллюзорную картину прошлого. Работа, достойная разве что оруэлловского Министерства Правды

За то, чтобы оставить памятник, высказался студент Вышки Сергей Изотов в своей колонке для Telegram-канала Digital Мясо:

Памятник символизирует ровно то, что вы в него вкладываете. Конфликт интерпретаций. Само по себе гипсовое сооружение остается вне этического момента. Да, пространство отражает культурный код, отражает эпоху (или эпохи). Но, простите меня, Феликс Дзержинский — это наша история. Большевизм  это наша история

Позиция Вышки

Ситуацию с демонтажем прокомментировала администрация Вышки: старший директор по информационной политике НИУ ВШЭ Антон Назаров напомнил, что памятник был установлен в 1937 году на шпульно-катушечной фабрике имени Дзержинского. Здание фабрики на Шаболовской было передано университету в 2010 году, и, по словам Назарова, «с памятниками мы не воюем».

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов так прокомментировал инициативу: 

Памятники  это знаки истории, а не объекты поклонения. Нынешним борцам с памятниками полезно вспомнить, что именно большевики начали их свергать. Историю надо помнить, от нее нельзя закрываться, вычеркивая или занавешивая какие-то ее страницы. У нашей страны она богатая, в ней действовали самые разные люди

«В Вышке три памятника: Дзержинскому, памятная доска генералу Карбышеву и бюст Гайдара. Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин организовал сбор средств на памятник одному из ключевых авторов крестьянской реформы Александра II Милютину. Хотим предложить мэрии Москвы поставить его перед зданием Вышки в Милютинском переулке».

Комментарий руководства Вышки был предоставлен представителям студенческих медиа.

«Накрыть цилиндром»

Антон Айсин, выпускник Вышки и урбанист, тоже прокомментировал ситуацию на своей странице в Facebook — он не стал разбираться в этической стороне вопроса, а предоставил это будущим поколениям:

Из-за памятника на Шаболовке уже давно ломают копья, и уже давно мне пришла в голову средней элегантности мысль о том, что этот памятник можно накрыть, например, цилиндром. И, например, написать на этом цилиндре «Fe»

По словам Антона, то же можно сделать и у других корпусов университета: на Покровке поставить цилиндр с «Ga» в честь Гайдара, на Басманной — цилиндр «Co» (Костандов):

Тут и таблица Менделеева, и память места, и субъективный характер любой памяти. А когда это станет историей, будущие поколения снимут цилиндр и решат, что делать с памятником

Переосмыслить, закрасить, перенести

Вопрос о судьбе памятника уже поднимался в Вышке. В 2017 году Высшая школа урбанистики проводила цикл дискуссий и воркшоп «Памятник Дзержинскому в Вышке. Что дальше?» в рамках проекта «Право на город и право на память». Организаторы предлагали «подумать над настоящим и будущим памятников советской эпохи в российских городах». Целью воркшопа было придумать, как памятник Дзержинскому на Шаболовке «может быть переосмыслен в современном городском пространстве».

Пять студенческих команд под руководством кураторов не пришли к единой позиции, но предложили разные варианты переосмысления места памятника. Один из кураторов и исследовательница ВШУ Марина Сапунова тогда сказала, что университетский двор  это в первую очередь пространство для коммуникации:

«Сегодня двор Вышки на Шаболовке занят чем угодно, но только не студентами, здесь нет площадок, где можно спорить, проводить время, придумывать и обмениваться идеями. <…>

Представив себе университетский двор, который мы действительно хотели бы видеть, стало понятно, что это не Дзержинский, не ворона, не усадьба, а коммуникации, человеческие отношения и пространство, в которое хочется возвращаться. В условиях, когда прочие высказывания невозможны, как невозможен сегодня снос памятника Дзержинскому в Вышке, на помощь приходит искусство

Художественная акция, предложенная нашей командой как способ стереть границы между объектом и субъектом, провоцирует коммуникацию».

Сносить памятник никто из участников не предлагал, но студенты сформулировали разные варианты переосмысления роли монумента и его визуального дополнения: «Памятник был установлен в 1937 году с отчетливым пропагандистским посылом. Вышка, оставив Дзержинского на своей территории, лишила памятник заложенных в него изначальных смыслов, но и не предложила новых». Так, например, студенты предложили закрасить памятник, разместить рядом с ним справочную информацию, перенести его подальше, чтобы он не занимал на территории «доминирующую позицию» или обустроить вокруг памятника удобное общественное пространство. Всего в воркшопе поучаствовал 21 студент с разных образовательных программ, 5 итоговых проектов были опубликованы в финальном лонгриде, но изменений в облике монумента не последовало.

Текст: Елизавета Наумова
Фото: проект «Памятник Дзержинскому в Вышке. Что дальше?»
Редактор: Светлана Киселева