чгк6

Люди, которые играют в игры

The Vyshka поговорила с участниками студенческих интеллектуальных клубов и организаторами турниров о том, как устроен мир спортивного «Что? Где? Когда?».


Екатерина Тапильская
, президент Клуба знатоков РЭУ им. Г.В. Плеханова



Женя Миллер, организатор турниров Ассоциации интеллектуальных клубов НИУ ВШЭ



Александр Зайцев, организатор фестивалей Клуба интеллектуальных игр МГИМО


Егор Мухин, член совета Московского университетского брейн-клуба

Не шоу, а спорт

«Что? Где? Когда?» — это не только известная телепередача, но и спортивная версия интеллектуальной игры. В ней нет зрителей, а команды соревнуются друг с другом.

«Спортивный вариант «Что? Где? Когда?» возник еще в 80-е годы на волне популярности телеигры, придуманной Владимиром Ворошиловым», — рассказывает президент клуба знатоков РЭУ им. Плеханова Екатерина Тапильская.

На турнирах по спортивному «Что? Где? Когда?» команды собираются за столами в одном помещении и отвечают на вопросы, которые читает ведущий. Каждый вопрос обсуждается ровно минуту, после чего команды сдают написанные ответы на бланках.

Как объясняют герои, помимо очных соревнований есть синхронные, во время которых один пакет вопросов играется в течение нескольких дней на разных площадках. Результаты заносятся в рейтинг Международной Ассоциации Клубов, где можно посмотреть, какое место команда заняла среди всех участников турнира.

«В то время как телевизионное “Что? Где? Когда” называют элитарным клубом, в спортивной версии попробовать себя может каждый», — считает организатор Клуба интеллектуальных игр МГИМО Александр Зайцев. Многотысячное сообщество игроков делится на школьную, студенческую и «взрослую» лиги.

Собираем команду

Многие начинают играть в «Что? Где? Когда?» в школе. Как отмечает Александр Зайцев, если в школьной лиге лучшими являются не только москвичи, но и команды из Санкт-Петербурга, Перми, Казани, то в студенческом однозначный лидер — это Москва.

«Потому что все главные умы поступают в московские вузы. Например, мы с командой еще в 11 классе договорились, что переедем из Перми в Москву, будем здесь учиться и играть вместе. Обычно для игры собирается просто компания знакомых, хотя если команда нацелена на серьезные результаты, она может даже проводить отбор, рассматривая множество игроков».

Студентам найти команду нетрудно — студенческие интеллектуальные клубы каждую осень проводят презентации, на которых рассказывают, как устроено «Что? Где? Когда?» и приглашают попробовать свои силы в турнирах для начинающих команд и многоэтапных внутренних чемпионатах. Желающих сыграть немало — в Вышке и в МГУ команды буквально не помещаются на игровую площадку.

Как рассказывает организатор турниров Ассоциации интеллектуальных клубов НИУ ВШЭ Женя Миллер: «Внутренний чемпионат Вышки из-за огромного количества команд пришлось разделить на два дивизиона — первый и высший. Осенью в первый дивизион зарегистрировалось рекордное количество команд — около восьмидесяти. Мы даже не смогли влезть в актовый зал на Басманной, пришлось играть и в одной из аудиторий».

«В отборочных этапах межфакультетского кубка МГУ принимало участие 150 команд — возможно, это был самый крупный турнир не только в МГУ, но и в Москве. Кубок первокурсников МГУ — одновременно играло больше 85 команд, они поместились только в двух аудиториях главного здания», — вспоминает организатор Московского университетского брейн-клуба Егор Мухин.

Тренируем скиллы

По словам Жени и Егора, чтобы игроки могли постоянно совершенствоваться, и Ассоциация интеллектуальных клубов НИУ ВШЭ, и Московский университетский брейн-клуб в проводят регулярные тренировки для всех желающих.

«В Брейн-клубе есть тренировки, на которые можно прийти абсолютно любому человеку с командой или без, попробовать поиграть в разных сочетаниях, и, возможно, найти себе команду»

«На тренировках в АИКе тренер — более опытный игрок — читает вопросы, и, если какая-то команда не ответила, разбирает с ней, как нужно было рассуждать.

Иногда придумываем упражнения на разные скиллы. Например, у команды на обсуждение вопроса, как обычно, минута, но при этом каждый говорит по десять секунд, а другие должны молчать», — делится Женя Миллер.

Помимо «Что? Где? Когда?» на турнирах и тренировках устраивают и другие интеллектуальные игры — известные в телеверсиях «Брейн-ринг» и «Свою игру», а также ее командную вариацию — «Эрудит-квартет».

Распределение ролей

Задача капитана команды выбрать правильную версию ответа и вовремя записать ее на бланке, но это не так просто, как кажется.

«Капитан команды должен всех слышать, направлять обсуждение в нужное русло, чтобы в итоге прийти к правильному ответу. А если ответ не готов, должен очень быстро сгенерировать что-то похожее на правду и написать на бланке» комментирует Женя Миллер

«Если “своячника” спросить, например, на какой картине Ван Гога изображена его любовница, он, скорее всего, без труда ответит», — поясняет Егор Мухин

Каламбуры или моветон

Екатерина и Александр делят команды на два вида — те, которые тщательно придумывают название, и те, которые над ним не думают. Среди вторых распространены названия «Эрудиты», «Знатоки», «Совы», «Друзья Друзя». Такие наименования, по словам героев, в ЧГК-сообществе считают моветоном. Оригинальные же названия чаще всего представляют собой каламбуры: «Дефект бабочки», «Ножик в тумане»,  «Доведённые до сарказма».

Женя отмечает, что некоторые команды могут назваться и в честь локальных реалий мира интеллектуальных игр. Например, после скандала с участием Александра Друзя одна из команд взяла название «Илюша, я весь ухо»

«Во внутреннем чемпионате Вышки есть команда «Моя бабушка думает, что это КВН», потому что люди действительно все время путают ЧГК и КВН!», — добавляет Женя Миллер.

Громкая история

Название команды может быть не только шуткой, но и поводом для внимания СМИ. В этом году на участие в студенческом чемпионате России по «Что? Где? Когда?» подала заявку команда с названием «Новое величие», которую организаторы чемпионата не допускали к участию, если та не переименуется. Для игроков название было принципиальным, и на чемпионат они не поехали.

Как подчеркивает Егор Мухин: «У команд действительно есть право называться как угодно, а у организаторов — право не принять команду с названием, которое, по их мнению, не соответствует правилам, и попросить переименоваться». Егор считает, что команда хотела привлечь внимание к известному политическому делу. «В этом деле участвуют наши ровесники, а в резонансных делах внимание СМИ очень важно. С другой стороны, мне кажется, что можно было бы сделать это и другим способом, а если бы ребята отказались от поездки раньше, другая команда могла бы принять участие в чемпионате вместо них».

Откуда берутся вопросы

В отличие от элитарного «Что? Где? Когда?», куда вопросы присылают телезрители, в спортивной версии игры авторы и редакторы вопросов — профессионалы, получающие за свое занятие деньги. «Это удивляет людей, но вопросы нужно покупать. Когда на турнире играют лучшие команды Москвы, мы не можем позволить себе предложить им некачественные вопросы. Поэтому на крупные фестивали АИК заказывает пакеты вопросов у профессиональных редакторов», — подтверждает Женя Миллер.

 

Впрочем, к внутреннему чемпионату НИУ ВШЭ игроки готовятся своими силами, добавляет Женя: «Если ты играешь Внутренний чемпионат в высшем дивизионе, ты должен писать вопросы. Каждый тур пишут и проводят две команды».

По словам Александра Зайцева, профессиональные авторы вопросов «вырастают» из опытных игроков, ведь «когда долго играешь в «Что? Где? Когда?», ты уже видишь рандомные факты и хочешь про них написать вопрос. Чувствуешь, какое слово можно заменить в этом предложении, чтобы получилась загадка».

«Я сам пишу вопросы тематического синхрона по мемам и интернет-культуре «Memento memes» , — говорит Александр, — он проходит ежегодно уже три года. Это абсолютно серьезный турнир, он заносится в рейтинг, играют команды от Владивостока до Торонто, Нью-Йорка и Праги».

Фестивали

Интеллектуальные клубы в вузах проводят не только внутренние соревнования, но и открытые фестивали интеллектуальных игр. Это отборочные турниры на студенческий чемпионат России по «Что? Где? Когда?», куда попадают лучшие команды сезона.

Женя Миллер поделилась опытом организации крупных чемпионатов в НИУ ВШЭ — школьного «Интеллектуального вороненка», студенческого «Вышкафеста» и взрослой «Интеллектуальной вороны».

«Перед тем, как организовать мероприятие, надо защитить проект и получить финансирование в центре студенческих инициатив. Затем нужно купить пакеты вопросов, найти площадку, оборудование и ведущих. Людей требуется много: на прошлом «Интеллектуальном вороненке» было 35 ведущих и ассистентов. Ласточек («ласточки» — ассистенты, собирающие у команд бланки с ответами. — прим. The Vyshka) нам периодически помогает найти волонтерский центр, но бывает, что приходится кидать клич в соцсетях, и отзываются друзья-игроки даже из других вузов. Также необходимо договориться со спонсорами, подготовить призы, заказать еду, распечатать и нарезать бланки ответов. Это рутинная работа, но много и творчества, всегда нужно что-то придумать».

Ежегодный фестиваль MGIMO-International, рассказывает Александр Зайцев, собирает 40-50 команд со всей России и ближнего зарубежья. Мероприятие полностью готовит интеллектуальный клуб. «Наш актив занимается заказом вопросов у редакторов, организацией площадки для игры, разрешениями на проход в МГИМО, потому что охранники свирепствуют, печатью блокнотов и бланков и многим другим». 

А на межрегиональный фестиваль «Гран-при им. Г.В. Плеханова», как подчеркивает Екатерина Тапильская, приезжают студенты не только из разных вузов, но и студенты филиалов РЭУ в Ярославле, Краснодаре, Саратове, Смоленске и Туле.

Егор Мухин рассказывает, как интеллектуальные клубы разных университетов помогают друг другу в организации фестивалей.

«В прошлом году Открытый кубок МГУ — визитная карточка нашего клуба — прошел в МГИМО, потому что с другой площадкой, на которой он должен был проводится, все сорвалось. Пришлось экстренно искать другое место. В самом МГУ такой площадки найти было нельзя, у нас все большие аудитории — амфитеатрального типа, играть там неудобно. И клуб интеллектуальных игр МГИМО нам помог».

Не только фестивали

Екатерина Тапильская вспоминает, что после одного из чемпионатов РЭУ команды хотели больше игр и общения. Так возникла идея двухдневного выездного фестиваля на природе, в котором участвуют команды из разных вузов.

На выезде можно совместить интеллектуальные игры и неформальное общение — в бассейне поплавать, шашлычок пожарить

После нескольких фестивалей стало понятно, что нужно организовать что-то еще более масштабное — и появился летний интеллектуальный лагерь на берегу Черного моря.

«В программу лагеря входят абсолютно различные соревнования, от «Что? Где? Когда?» и квизов до «Брейн-ринга на выживание» — это когда вместо нажатия на кнопку, чтобы получить право отвечать, нужно бегать, плавать, приседать. С лекциями приезжают знаменитые люди из мира спортивного «Что? Где? Когда?»: топовые редакторы, тренеры, чемпионы России и Мира».

Как попасть в телевизор

«Я знаю несколько людей, у которых в детстве была мечта стать знатоком, — говорит Егор Мухин. — От самих знатоков я знаю, что в элитарном клубе действующие игроки дают рекомендации, называют тех спортивных игроков, которых сами хотели бы видеть, и при совокупности этих просьб редакция приглашает сначала на отбор, а лучших — на телевизионную игру».

По мнению Жени Миллер, попасть в телепередачу — отнюдь не мечта каждого игрока:

Мне кажется, любой среднестатистический игрок хотел бы попасть в телевизионное «Что? Где? Когда?». А для человека не из тусовки это тем более что-то крутое, тебя же по телеку показывают. Но бывают и такие игроки спортивной версии, которым это категорически не нужно, хоть они и чемпионы мира

Почти как на первом

С 2012 года в клубе знатоков РЭУ проводятся элитарные игры по правилам телеверсии. Екатерина Тапильская называет их самым красивым проектом плехановского клуба.

«Нам хотелось праздника, хотелось почувствовать атмосферу элитарных игр и поощрить лучшие команды. Первые игры были жалким подобием, но сейчас все проходит на уровне, все тщательно готовятся, приходят в костюмах с бабочками и в платьях. В качестве гостей приезжают знатоки с первого канала. В элитарных играх участвуют не только плехановцы, а лучшие студенческие и взрослые команды Москвы».

По правилам телеверсии играют и студенты МГУ — в брейн-клубе это называют «Играми с волчком». Вопросы пишут сами члены клуба, 13 сектор – это случайный вопрос из электронной базы всех ранее сыгранных вопросов.

Читерство

Хотя для большинства игроков спортивного «Что? Где? Когда?» правила fair play очевидны, организаторы турниров вспоминают и случаи нечестной игры.

По словам Егора Мухина, чаще всего читеры гуглят ответы на задания письменных конкурсов. «А на прошлогоднем межфакультетском кубке, — добавляет член совета Московского университетского брейн-клуба, — пришлось дисквалифицировать команду, которая искала в интернете вопросы «Что? Где? Когда?»».

«Однажды на многоэтапном внутреннем чемпионате МГИМО команда знала все вопросы заранее, — рассказывает Александр Зайцев. — Весь сезон они отвечали на большинство вопросов правильно и, конечно, выиграли чемпионат. Организаторы это заметили и решили их проучить. Пригласили на общеуниверситетский  кубок, и там эта «сильная» команда провалилась, потому что вопросов не знала. Не понимаю, ради чего игроки решили жульничать, может, ради кубка — на внутреннем чемпионате тогда не вручали ни медалей, ни призов. А попытки читерства в клубе караются дисквалификацией вплоть до нескольких лет».

Неинтересных здесь не бывает!

В спортивное «Что? Где? Когда?» играют действительно не ради побед и призов. У каждого из героев есть свои поводы приходить на тренировки и турниры.

Женю привлекает возможность проводить время в кругу умных и эрудированных людей. «Здесь очень интересные просто все до одного, неинтересных в «Что? Где? Когда?» не бывает.

Это времяпрепровождение с друзьями, когда ты не просто бухаешь и гуляешь, а развиваешься

Приятно чувствовать себя частью интеллектуального движения — признается Женя — а фестивали и чемпионаты — повод приехать в другие города. Благодаря им я побывала там, куда не приехала бы просто так: Тюмень, Тула, Владимир, Саранск…»

Александр считает, что в «Что? Где? Когда?» играют для самореализации.

«В игре можно применить свою эрудицию, показать знания, которые в повседневной жизни, возможно, никогда не понадобятся»

Екатерина видит несколько причин популярности «Что? Где? Когда?» у студентов. «Игра объединяет людей, любящих находить ответы на нестандартные вопросы. Она развивает креативное мышление, а это помогает в работе и в повседневной жизни. Это одна из доступных форм досуга для студентов, она не требует особых финансовых затрат. И когда ты с командой за минуту находишь ответ, который, казалось бы, ты не знаешь — это непередаваемые ощущения»

По мнению Егора Мухина, никакая другая игра не может похвастаться такой динамичностью — в «Что? Где? Когда?» команды за полчаса успевают ответить на 12 вопросов. Егор не скрывает, что от каждого вопроса, на который отвечаешь правильно, есть чувство маленькой победы.

Выиграет одна команда, займут призовые места только три команды. А все остальные приходят, потому что кроме большой победы можно одержать много маленьких

Текст: Ирина Иванова
Фото: предоставлены героями материала
Редактор: Анастасия Ларионова