how-to-chose-a-maths-tutor

Группа поддержки

The Вышка рассказывает, кто работает репетиторами и почему мы им за это благодарны

 

Екатерина, 2 курс ФГиМУ
Екатерина

Госструктуры — среда достаточно закрытая, поэтому начать строить карьеру по специальности на 2 курсе не так-то просто. А занятия репетиторством, мне кажется, — неплохой источник дополнительного дохода для студента. Я предпочитаю заниматься со школьниками, с ними как-то легче, чувствую большую уверенность.

Проблема в том, что в Москве (да и в Вышке, на самом деле, тоже) огромное количество репетиторов на любой вкус и кошелек. Поэтому чтобы заметили ИМЕННО тебя нужно приложить кое-какие усилия: размещать объявления на популярных сайтах вроде Авито, может быть, поспрашивать у знакомых, не нужна ли кому-нибудь помощь. В любом случае, к вам сразу же не повалит толпа школьников, желающих готовиться к ЕГЭ.

Иногда бывает, что по объявлению звонят мошенники или шутники, я на них внимания не обращаю. Но все-таки придерживаюсь такого правила: прежде чем согласиться заниматься с кем-то на дому, предпочитаю сначала встретиться на нейтральной территории, где-нибудь в людном месте, чтобы посмотреть, что собственно этот человек из себя представляет, насколько он адекватен вообще.

Чтобы определить плату за занятие, я посмотрела, какие цены назначают боле опытные преподаватели с большим стажем, и, отталкивалась уже от этого, старалась, чтобы цена не выглядела завышенной. Мне кажется, что в месяц так можно заработать 10-15 тысяч, и это вполне неплохо.

Сейчас я готовлю одиннадцатиклассника к ЕГЭ по обществознанию. В структуре экзамена многое поменялось, поэтому к каждому занятию мне приходится готовиться очень тщательно: составлять план, просматривать самой слегка подзабытые темы, следить за нововведениями и изменяющимися критериями оценивания. Занимаемся недавно, поэтому сложно говорить о каких-то успехах, но я уверена, что все у нас получится.

Роман, выпускник факультета экономики
Роман

Репетиторством я начал заниматься еще со второго курса. И сразу же понял: выйти на этот рынок будет не так-то просто. В Вышке гораздо больше репетиторов, чем кажется на первый взгляд. Я знал, что будет сложно, но на моей стороне были огромное желание начать и неостановимое сарафанное радио. Стоило помочь одному, второму, третьему, как оно запускалось, появлялась некая «цепочка» из студентов, которые знали обо мне и рассказывали друзьям, знакомым. Но никогда не знаешь, оборвется ли «цепочка» или будет разрастаться дальше.

Главное для начинающего репетитора – хорошая реклама. Для этого активно работают группы Вконтакте, которые всячески продвигают и рекламируют тебя как репетитора, а ты им за это выплачиваешь определенную комиссию. Но они недолговечны и через какое-то время разваливаются.

Когда я только начал всем этим заниматься, больше всего времени уходило на подготовку к занятию: нужно было прописать план, набросать примеры, посмотреть забытую главу. Потом уже пришло чувство уверенности и стало проще.

Обычно меньше всего ребят обращалось ко мне весной и осенью, был очевидный спад. Тогда приходилось переходить к более активной рекламе. Было и такое, что я смотрел рейтинги студентов и сам писал тем, кого ждала пересдача по микроэкономике или матанализу. Откликались немногие.

Прошло немного времени, и вот уже желающих появилось столько, что заниматься со всеми стало невозможно. Приходилось кого-то консультировать по телефону, а кого-то передавать другому репетитору.

Непросто было решить и вопросы координации. Часто бывало так, что одно из назначенных в середине дня занятий отменялось и смещался целый график.

Сложность еще и в том, что все ребята разные. Кто-то приходит и пытается показать, что он умный и где-то знает больше, чем я, не дослушав объяснения, делает ошибочные выводы. Это немного напрягает.

Некоторые обращаются за несколько дней до контрольной/экзамена и думают, что я смогу их безупречно подготовить за одно или два занятия. Конечно, результат получается не совсем тот, которого они ожидали. Обычно такие ребята потом не поддерживают со мной связь, видимо, затаив обиду.

Никогда не пробовал заниматься со школьниками. Все-таки это совсем другая среда, здесь бал правит ЕГЭ, здесь свои каноны и стандарты, которые мне уже не так близки.

Как ни странно, мне было не так сложно совмещать репетиторство с учебой. Просто приходилось чуть более пристальное внимание уделять тайм-менеджменту и быть готовым к тому, что у меня самого на подготовку к экзамену может остаться всего одна ночь.

Когда я только начал репетиторствовать, для меня это в первую очередь была возможность заработать деньги. Но потом я взглянул на это по-другому. К каждому, кто ко мне обратился, нужно было найти подход, такой формат проведения занятий, в котором нам обоим было бы комфортно. Обычно я стараюсь объяснять все, используя простые примеры и как можно меньше нудной терминологии. Если все получалось, как надо, то я замечал, что у тех, кто раньше макру терпеть не мог, появлялся живой интерес. Кто-то даже потом связал с ней свою профессию. И тогда я понял, как же это невероятно круто, что я смог кому-то помочь!

Я закончил Вышку год назад, но все еще неразрывно с ней связан. Мне до сих пор пишут с просьбой позаниматься. Со многим из «учеников» я и сейчас близко общаюсь.   Хоть у меня и есть постоянная работа, но от репетиторства я отказаться уже не могу, это больше, чем просто хобби. Кто знает, вдруг именно с этим я свяжу свою жизнь.


Валентина, 2 курс ФГиМУ

Валентина

Я занимаюсь репетиторством со школьниками начальных классов. Несмотря на то, что ребята очень озорные и шаловливые, у меня неплохо получается с ними ладить, проблем почти никогда не возникает. Так что для меня репетиторство — это не только деньги, но еще и возможность отдохнуть от учебы и повозиться с детьми. Их не надо готовить к ЕГЭ или к приближающейся сессии, да и материал для занятий подбирать несложно. Обычно мы разбираем что-то из домашнего задания или просто идем по учебнику. Занимаюсь несколько раз в неделю, при этом на моей учебе это никак не сказывается.
Чтобы найти себе ученика, я просто разместила объявление в интернете, и где-то через неделю на него уже откликнулись. Секрет прост: грамотно составленное резюме, в котором нужно как можно красочнее расписать все свои преимущества.
Что касается денег, то, занимаясь несколько раз в неделю, можно получить около 15-20 тысяч в месяц, и это вполне неплохо для студента непедагогического вуза.

Антон, 2 курс совместного бакалавриата ВШЭ-РЭШ

Антон

 

Сейчас уже сложно сказать, что подтолкнуло меня начать заниматься репетиторством. Наверное, на первом курсе я услышал об этом от знакомых старшекурсников, у которых на тот момент уже были ученики. И я подумал: а почему бы не попробовать и мне тоже? Ведь каждый человек, который хоть немного разбирается в каком-либо предмете и может похвастаться развитыми коммуникативными навыками, имеет все шансы стать востребованным репетитором в будущем.

Своего первого ученика я нашел с помощью одного из сайтов-посредников, из числа тех, что сводят преподавателей и учеников (Ваш репетитор, Виртуальная академия). Оставил заявку, на нее откликнулись — и вот я уже счастливый обладатель ленивого, хитроватого семиклассника, поступающего в мое полное распоряжение на время наших занятий математикой. С ним частенько было сложно, приходилось прорабатывать некоторые воспитательные моменты. Благодаря своему первому ученику я обнаружил один из первых недостатков репетиторства – необходимость периодически взаимодействовать с родителями школьника. В этом плане, конечно, занятия со студентами или со школьниками старших классов гораздо проще.

Когда грызть гранит алгебраической науки стало уже скучновато, я решил стать репетитором для студентов. В поисках потенциальных учеников мне очень помогли друзья и знакомые, которые запустили «сарафанное радио», рассказали, что есть такой парень, который поможет подготовиться к сессии, если надо. Когда учеников стало чуть больше, появилась необходимость работать в ускоренном режиме: экспресс-курс макры за 5 занятий и консультации по скайпу обычно давали неплохой результат вплоть до «автомата».

Сложность репетиторства еще и в том, что все ребята приходят с разным уровнем подготовки, они по-разному замотивированы. Например, школьники, которых я готовлю к заключительному этапу Всероссийской олимпиады по экономике, изначально нацелены на решение творческих, нестандартных задач, поэтому для каждого из них нужен особый способ подачи материала. Основная же цель младшеклассников – избежать занятия любой ценой, прибегая к разным хитростям и уловкам.

Репетиторство – это, в сущности, лучшая возможность для студентов 1-2 курсов зарабатывать хорошие деньги, пока нет возможности участвовать в стажировках или работать part-time или full-time. Поэтому тем, кто хочет стать репетитором, я могу посоветовать только одно: дерзайте!   Для этого есть все условия. Можно проводить занятие в вышкинских корпусах, можно найти уютное кафе. Главное – начать, а уже потом, полностью погрузившись в занятие, вы почувствуете себя более уверенно.

 

Текст: Валерия Парунова