интервью

Попробуй! Попробуй все!

США, русская литература и, конечно, ВШЭ — все это объединяется в одном человеке — Майе Кучерской, известной писательнице и преподавателе ВШЭ. Она рассказала, почему важно анализировать сказки о поющем поросенке, учиться в Америке и посещать московскую школу Creative Writing School

Вы начали публиковаться в 1990-х годах в различных журналах как критик. Что Вас к этому подтолкнуло?

Природный авантюризм и интерес к жизни. Был такой замечательный журнал «Детская литература», посвященный детским книжкам. Он публиковал совсем молодых авторов, растя их почти нежно, давая созреть. Там много кто из будущих критиков начинал.  Дебютировала там и я, кажется, рецензией на книгу Сергея Козлова про поющего поросенка. И долго потом этого стеснялась. А сейчас смеюсь! 19 лет мне тогда было, и я с серьезным видом аккуратно анализировала сказки про поросенка по Проппу… Вообще, как здорово, что раньше были такие места, в которых можно было стартовать, размяться перед полетом.

Откуда берете сюжеты для книг?

Очень по-разному. Одни рождаются из пены морской, смотришь-смотришь на море, и в тебе созревает замысел будущего рассказа с внутренним ритмом, который повторяет движение волн. Другие выпрыгивают из сознания, как Афина из головы Зевса, какой-то текст, как Артемида – сын Лета. Таких у меня, кстати, немало.

Лето – блаженное для преподавателя время, каникулы, единственный островок в длинном году, когда можно наконец вслушаться в мир и в себя

Как считаете, сложно ли сегодня студенту стать писателем? Что для этого необходимо сделать?

Недавно мы с моими друзьями и коллегами, в том числе из Высшей школы экономики, придумали целый посвященный этому проект – летнюю школу Creative Writing School. Пока что она будет проходить на нейтральной территории, и очень ждем студентов, которые подумывают: не стать ли мне писателем? Но как? Слоган школы: «Попробуй!» Попробуй стать писателем! Или сценаристом, или биографом, а может, и переводчиком – там будут и эти специальности. На занятиях будет дано множество практических рекомендаций не только о том, как конструируются тексты, но и куда эти тексты потом нести.

Тем, кто до нашей Школы не дойдет, скажу одно: чтобы стать писателем, необходима постоянная практика

Нужно нарастить мускулатуру, научиться описывать свой опыт, встречи, разговоры – лаконично, захватывающе, ярко, и мысли излагать ясно. К практике хорошо бы приложить умную и заинтересованную в тебе компанию – можно виртуальную,  в соцсетях, которая будет на твои тексты откликаться. Писателя не бывает без литературной среды. В этом смысле наша Школа – отклик на голод творческих людей по общению.

Но, почему, если много людей хотят писать и делают это, современная литература настолько недооценена?

В том числе и потому, что даже в Вышке на филфаке мы ее почти не изучаем, не обсуждаем, не создаем насыщенного смыслового поля вокруг нее. К счастью, кое-что еще совсем не поздно поправить.

Знаю, что вы учились некоторое время в США. Чего Вам не хватает из университетской Америки в России?

Более поздней специализации: в Америке, поступая в бакалавриат, ты имеешь возможность еще год-другой подумать, куда податься – в биологи или социологи. Еще инфраструктуры: на территории американского университета и бассейны, и танцплощадки, и футбольные поля. Ну, а что до преподавательской жизни…

Американский профессор во многом более ограничен, чем наш

Траектория его карьеры сильней зависит от мнения студентов и непосредственных коллег, да и просто от груза тех условностей и ограничений, которые наложило на себя американское общество. С другой стороны, обязательная нагрузка американского профессора, мы с коллегами специально посчитали, меньше чем у профессора Вышки, тем более доцента, в два-три раза. Когда заниматься исследованиями, если с утра до ночи ты должен преподавать, а, значит, читать лекции, готовиться к ним, проверять работы? Не говоря уж о том, что у нас нет системы пожизненного найма (tenure), нет приложенного к постоянному месту соцпакета и гарантий, словом, мы гораздо больше должны нашим работодателям и гораздо меньше получаем взамен. Я не жалуюсь, просто отвечаю на ваш вопрос.

Интервью брала Мария Кристалинская

Фото: Евгения Лобзова