515 (1)

Смена обстановки: о межвузовской академической мобильности

Сегодня у студентов Вышки есть уникальная возможность на один семестр сменить свой кампус и попробовать себя в качестве студента любимого вуза в другом городе. Корреспондент  питерской The Вышки поговорила об этом со студентами петербургского кампуса, в недавнем времени успешно прошедшими испытания Москвой

IMG_78861

Катя Орешкова

Социология, 3 курс

Так как я сама живу в Петербурге, я хотела поступать в Вышку именно в своем городе. Про Московский кампус я, естественно, знала, но идти туда после школы не планировала. Я была организатором нескольких мероприятий для первокурсников и школьников на нашем факультете, и потому хорошо знала унивеситеские  положения и, конечно, была в курсе того, что существует внутривузовская академическая мобильность. Целый год я просто думала про это и в конце второго курса все же решила, что нужно что-то поменять в жизни: получить какой-то опыт, познакомиться с новыми людьми, сменить обстановку. Так и решилась поехать.

Однако когда в конце лета я садилась в утренний «Сапсан» из Петербурга в Москву, мне было очень страшно, я думала: «Зачем я вообще куда-то еду? Сидела бы дома». Но сейчас, вспоминая все, что прошло за этот семестр, могу сказать, что ни в коем случае не жалею, что поехала в Москву

Для участия в программе мне нужно было написать заявление, что хочу принять участие в программе академической мобильности. В прошлом мае я его написала, и летом мне сообщили, что я еду в Москву. Когда все прояснилось, мне нужно было пройти медицинское обследование, чтобы получить справку для общежития. Так что еще в начале августа я все подготовила, оставалось только ждать, когда появится более подробная информация об общежитии и других вещах. В итоге в конце августа я приехала в Москву, и меня заселили в общежитие №7 в Дубках в подмосковном Одинцово.

Мне кажется, что в Москве студенческая жизнь более динамичная, что ли. Многие ребята работают, и при этом нужно успевать учиться, так что нельзя терять время

Вопреки распространенному стереотипу о каком-то «соперничестве» между Москвой и Петербургом, я бы сказала, что это два разных, но в то же время похожих города, и никакого соперничества между ними нет. Коренные москвичи, с которыми мне удалось познакомиться, очень любят Петербург и часто туда ездят, а некоторые известные мне петербуржцы любят посещать Москву. Петербург, правда, кажется более величественным, а Москва – проще.

Я бы не сказала, что в московской Вышке учиться определённо сложнее. Да, там были предметы, над которыми приходилось и ночами сидеть, но такие предметы были и в Петербурге. В целом, мне кажется, я справилась с тем уровнем сложности, который предлагает московский кампус, хотя я допускаю, что ощутила его не в полной мере.

Основное различие заключалось в том, что между кампусами есть большая академическая разница как по предметам, так и по часам. Поэтому иногда мне было не знакомо то, что могли обсуждать одногруппники с преподавателями. Иногда приходилось кое-что искать и дочитывать самой или просить кого-то объяснить, чтобы быть в теме.

Если говорить более предметно, то, на мой взгляд, еще одно значимое отличие состоит в том, что в Москве учебный процесс направлен на практическое применение навыков и умений. В Петербурге очень сильная теоретическая подготовка, но хотелось бы больше практических знаний, которые можно было бы применить на деле. Преподавательский состав в обоих кампусах очень достойный, отзывчивый, приветливый. Преподаватели заинтересованы в том, что они делают. И, что немаловажно, они включены в практическую деятельность, что делает некоторые предметы хорошо применимыми на практике. Наблюдая за московскими преподавателями, как мне казалось, я иногда могла провести некоторые аналогии с нашими питерскими: кто-то был похож или методом преподавания или просто отношением к студентам. 

Две сессии, которые я сдала в Москве, не были очень сложными. Были, конечно, предметы и итоговые отчетности, над которыми пришлось поработать, но в целом все выполнимо.

В Петербурге иногда было сложнее на экзаменах. Хотя, возвращаясь к сложности обучения в целом, надо сказать, что в Москве чувствуешь больший объем работы, который витает в воздухе

Конечно, я хотела домой, все же это был первый раз, когда я на относительно долгий срок уехала из дома

Наверное, я скучаю по московскому кампусу. Там обучаются прекрасные ребята. Я думала о переводе, но из-за большой академической разницы решила в итоге не переводиться. Сейчас я влилась обратно в учебу,  одногруппники помогли мне с конспектами и вообще ввели в курс всего, что происходило в этом учебном году. Учебная часть понимающе отнеслась к необходимости срочно приступить к занятиям, выручила меня.

Как я уже сказала, здесь мне хотелось бы получать больше практических навыков, которые можно было бы использовать в дальнейшей работе по специальности. И еще могу сказать, что можно было бы изменить во всем университете, говоря именно о программе академической мобильности, — «уравновешивание» учебных планов. Мне кажется, студенты, участвующие в этой программе, будут увереннее себя чувствовать, зная, что у них имеется тот же багаж знаний, что и у студентов принимающей стороны. Кроме этого, возвращаясь в свой кампус, им будет легче встроиться в свой учебный процесс, так как не придется досдавать дисциплины в срочном порядке. Хотя в целом это очень интересная и полезная программа. Не нужно бояться ехать.

5RZT8uLLjrI

Андрей Меньших

Экономика, 4 курс

Окончив школу круглым отличником, я впервые встретился лицом к лицу с бюрократией, столкнувшись с системой поступления в вуз. Несмотря на то, что я имел хорошие баллы за ЕГЭ, возможность поступления в тот или иной университет через «семнадцатую» волну меня пугала. В тот критический момент на горизонте появилась Высшая Школа Экономики. Документы туда я подал по совету школьного друга, потом мне очень кстати позвонили и сказали, что меня в любом случае примут (благословите создателей пороговой системы, на основе которой тогда зачисляли всех, у кого баллы были выше определенного комиссией значения). О Москве тогда я думал, как о чём-то бесконечно далеком и непонятном, поэтому для поступления этот город не рассматривал. И, как оказалось, зря…

Я понял, что хочу попробовать отучиться семестр в Москве, когда нам рассказала об этой возможности наша преподавательница Т.В. Бойко. Тут же это стало навязчивой идеей, которую необходимо было претворить в жизнь.

Этапов отбора как таковых не было, потому что отсутствовал спрос на предложенную учебную стажировку, но, тем не менее, с бумажками мы хлебнули горя. Создание московского учебного плана и попытки состыковать его с петербургским были похожи на споры о том, как правильно говорить — «поребрик» или «бордюр», «бадлон» или «водолазка», «пышка» или «пончик»

Новоиспеченные однокурсники меня встретили радужно, немного удивились, а затем забыли про нас. Честно говоря, в целом с ними у нас были довольно холодные, рабочие, отношения. Большинство студентов в московской Вышке на четвертом курсе уже работают, поэтому им было откровенно не до таких романтиков, как мы. Мы приехали в Москву, чтобы изучить её и покуражиться, а они были настроены крайне серьезно. Все без исключения ребята, учившиеся с нами, были очень начитанными, эрудированными и, казалось, знали что-то, чего не знаем о жизни мы.

Что же касается именно учебного процесса, то стоит отметить уровень преподавательского состава московской Вышки, манеру проведения занятий некоторых преподавателей, а также некоторую большую практическую направленность. В Москве аккумулированы экономические элиты страны, поэтому было очень приятно работать в такой среде.

Но осталось то, о чем я очень жалею — это неиспользованные карьерные возможности. В Москве представлены все крупные международные компании, при упоминании о возможности работы в которых у экономистов текут слюнки

Расхожее мнение о том, что в Москве «внеучебка» является гипернасыщенной, оказалось на проверку абсолютной правдой. Здесь можно не ходить на пары, а просто посещать мероприятия различных компаний и у тебя не будет свободного времени. Поэтому в отношении бизнес-мероприятий сравнивать Петербург и Москву абсолютно бессмысленно, здесь это поставлено на поток, потому что в Москве Вышка — это бренд, в то время, как в Петербурге бабушки в паспортном столе возмущаются, почему я до сих пор учусь в школе, а другие весело говорят, что знают, неуверенно переспрашивая: «Ведь это СПбГУ?» Но, тем не менее, в вопросах развития творческой внеучебной деятельности Петербургу нет равных: об этом лучше расскажут мои коллеги из СДС.

Подводя итог, хочу сказать, что поездка в Москву была словно глоток свежего воздуха, который позволил понять, что мы действительно учимся в европейском вузе мирового уровня с развитой инфраструктурой, с преподавателями, которые тут и там мелькают в телевизоре, с адекватной столовой, в конце концов. Петербург и Москва абсолютно разные, у каждого кампуса есть свои неоспоримые достоинства и некоторые недостаки.

Но, что я могу с уверенностью сказать, так это то, что в Москве мне едва ли не комфортнее, чем в Петербурге, поэтому я бы однозначно продолжил своё обучение именно там

Текст подготовила Елена Филиппова

Фото: Елена Филиппова, Мария Иоффе