3

Learning Management System

Что такое LMS знает каждый студент, который учится в Вышке. Но знаете ли вы о том, как она функционирует и какие есть планы по ее развитию? (Подсказка ответ в этом интервью)

За ответом на данный вопрос The Вышка решила обратиться к тем, кто непосредственно занимается LMS: к Шаламкову Сергею Александровичу (Заместитель руководителя центра: Дирекция основных образовательных программ / Центр развития образовательной среды) и Заботневу Максиму Сергеевичу (Руководитель проекта: Дирекция информационных технологий / отдел прикладного программного обеспечения).

История создания LMS

Идея создания системы LMS появилась в 2010 году. В то время многие ВУЗы внедряли свои Learning Management Systems, и Вышка тоже решила не оставаться в стороне. Существовало несколько разных мнений о том, какую систему взять за основу. Так, рассматривались следующие системы, используемые рядом зарубежных ВУЗов, — Moodle, Shakai, eFront. Выбор пал на последнюю.

С 2011 года техническим сопровождением и развитием LMS занимался аутсорс-разработчик, бизнес-заказчиком, так же, как и сейчас, выступало руководство учебного блока. Поскольку все технические работы проводились удаленным аутсорс-разработчиком, это создавало определенные проблемы с коммуникацией и не соответствовало темпам развития Вышки. Плюс к этому у самой системы eFront выявлялось много программных ошибок (багов), которые надо было постоянно исправлять. Кроме того, было добавлено много нового функционала, который так же не был до конца отлажен. Все это привело к тому, что в конце 2013 года возникли сложности в работе системы: не корректно стала работать зачетная книжка студентов, значительно снизилась производительность, что привело к частым “падениям” системы и т.п. Поэтому было принято решение, создать в Вышке собственный отдел ИТ-специалистов, который бы занимался поддержкой и развитием системы LMS.

2

М.С.: «И вот с конца 2013 — начала 2014 года мы начали потихоньку выправлять ситуацию. Какое-то время у нас ушло на то, чтобы перенять систему от аутсорс-разработчика, потому что система достаточно сложная. Мы привели систему в рабочее состояние. Да, сейчас подвисания тоже могут случаться, но это случается крайне редко, в моменты пиковых нагрузок. В целом, сейчас система работает стабильно, гораздо лучше, чем год назад.

Сейчас LMS — это 38000 активных пользователей, терабайт данных на дисковом пространстве, база данных 100 гигабайт, 10 серверов. LMS это не только поддержка учебного процесса, но и реализация функций административного аппарата».

Архитектура LMS

М.С.: «Одновременно с переходом на новый дизайн отдельных страниц мы перешли на сервисно-ориентированную архитектуру. Теперь главная страница LMS — это точка входа. На данной странице студент вводит логин и пароль, заходит в систему, а дальше ему предоставляется персональный набор сервисов. Физически эти сервисы могут располагаться на отдельных серверах. Но так как сейчас система LMS позволяет делать сквозную авторизацию, то, если вы авторизованы в LMS, то вы сразу же авторизованы и в другом сервисе. Это позволяет подключить к LMS любой сервис. Поэтому если студенты захотят разработать какой-то модуль для LMS, то для него можно будет сделать авторизацию через LMS».

АСАВ

С.А.: «У нас также есть закрытая учетная система АСАВ (Абитуриент, Студент, Аспирант, Выпускник). В данной системе хранится полная информация обо всех студентах, которые имели дело с ВШЭ: оценки, индивидуальные учебные планы, проекты дипломов. Именно из этой системы данные выгружаются в LMS. Если каких-то данных нет в учетной системе АСАВ, то их не будет и в LMS. Поэтому, например, если в зачетной книжке нет какой-то оценки, то это не вина LMS».

Рабочий процесс

М.С.: Наш отдел занимается техническим сопровождением и развитием LMS. Все новое, что появилось в LMS за прошедший год — это творение нашей команды. У нас есть функциональный заказчик – Центр образовательной среды. Они придумывают задачи, заказывают функционал, который они хотят видеть в LMS, а мы его реализуем. Плюс к этому поддерживаем то, что уже работает (bug-fix).

Обновили дизайн, делаем новые модули. Например, недавно запустили модуль загрузки работ ВКР/КР и проверки их на плагиат, как на русском, так и на английском языках. Осенью запустили модуль курсы по выбору и выбор темы ВКР /КР, модуль работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации, по результатам которой модуль станет доступен всем студентам.

1

С.А.: «Соответственно, наш центр занимается постановкой задач и взаимодействием со студентами, преподавателями и администрацией. Мы решаем, какие задачи надо в данный момент решить, программисты это выполняют, а мы проверяем, как это сделано, тестируем. После этого мы договариваемся с каким-нибудь факультетом и обкатываем нововведения».

Идеи и планы

С.А.: «Идей и планов по развитию довольно много. Так, например, хотелось бы включить в LMS индивидуальные учебные планы студентов, что позволило бы им отслеживать список выбранных дисциплин,. Сейчас список предметов можно посмотреть в зачетке и в назначенных дисциплинах. Шел также разговор о добавлении рейтингов в LMS в красивом визуальном виде и с указанием места в рейтинге. Кроме того в планах сделать Единое окно в новом более удобном и привлекательном дизайне, модернизировать возможность подачи заявок на различные стипендии.

Сейчас совместно с международным блоком мы тестируем модуль по международной мобильности. Этот модуль позволит иностранным студентам подавать заявки на дисциплины, которые читаются преподавателями Вышки как на английском, так и на русском языках. Сотрудники международного блока осуществляют непосредственный контроль за процессом, а также консультируют студентов по возникающим вопросам.

Кроме этого, руководством поставлена задача, сформировать возможность студентам подавать справки, заявления, служебные записки через систему LMS. Возможно, с сентября следующего учебного года появится данный функционал. Все документы будут распределяться в соответствии с их профилем: либо в учебный офис, либо в более высшие инстанции».

М.С.: «Да, планов действительно много. В перспективе мы хотим уйти от пережитков системы eFront. К сожалению, это невозможно сделать быстро и сразу, так как в ней заложен большой функционал: тесты, проекты. Если у кого-то есть впечатление, что мы фанатеем от данной системы — это не так, мы видим, что она далека от идеала, но мы знаем, над чем работать, и мы над эти работаем. У студентов есть мнение, что надо использовать другую более модную и более современную систему. Но это мнение ошибочно, так как во время учебного процесса нельзя вот так просто взять и внедрить новую систему, тем более любую систему нужно будет достаточно долго адаптировать и настраивать под современные требования Вышки. При этом у нас не так много ресурсов, чтобы позволить себе одновременно поддерживать существующую систему и параллельно создавать новую. Поэтому никаких революций мы допустить не можем. Наш путь развития — эволюционный».

 Горячая линия

С.А. На горячую линию, что только не пишут: почему мне не назначена дисциплина, забыл пароль, не та оценка в зачетной книжке, нет возможности загрузить файл, система повисла, закрылась, и я не смог ничего сделать, присылают скриншоты и т.д.

А вот конструктивных предложений поступает очень мало, но они есть. Например, был один студент, подкованный в информационных технологиях, он нашел способ, как доставать файлы из LMS без авторизации. Он пришел и сказал, где есть дырки.. За это ему большое спасибо, недочеты были устранены.

Мобильное приложение LMS и мобильная версия сайта

М.С.: «Вопрос о том, будет ли сделано мобильное приложение LMS, первостепенно требует ответа на вопрос, а для каких целей оно необходимо. По сути, мобильное приложение нужно для работы в оффлайне, получения push-уведомлений. Поэтому, на мой взгляд, в мобильном приложении, которое будет дублировать функционал LMS нет необходимости. Мобильная версия сайта – это другое дело. Новый дизайн как раз и рассчитан на то, чтобы сделать отображение LMS корректным и удобным на всех устройствах, включая мобильники».

Мобильное приложение расписание

М.С.: «Вот для чего действительно нужно мобильное приложение, так это для расписания. Основной его плюс — это получение push уведомлений об изменениях в расписании. Системой расписания мы занимаемся активно. Есть прототип мобильного приложения. Как и саму систему планирования расписаний учебных занятий (РУЗ), его делает аутсорс-разработчик, но мы ему помогаем с интеграцией с нашими системами. Оптимистичные сроки запуска этого приложения — следующий учебный год. Суть приложения состоит в том, что у каждого студента будет свое персональное расписание, которое можно импортировать в календарь устройства, также будет возможность получать push уведомления об изменениях в расписании».

Сотрудничество

Центр развития образовательной среды и Дирекция информационных технологий открыты к сотрудничеству. Если у кого-то есть какие-либо конструктивные идеи по поводу изменения дизайна, разработки новых модулей, свои идеи и предложения вы можете присылать на [email protected]. Также у вас есть возможность сделать данные проекты в рамках курсовых работ или ВКР.

Автор: Наталья Нестерова

Иллюстрации: Катя Гущина