%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b0

Выпускники престижных школ

Что вы представляете, когда слышите об элитных школах? Зеленые газоны, мраморные полы, здания в лучших традициях английской буржуазии с парковками для водителей учеников? Или совковые здания, где готовят нелюдимых зомби, а на завтрак, обед и ужин – только гранит науки? Студенты ВШЭ рассказали, что значит быть выпускником элитной школы на самом деле

Елизавета Чернышова, ОП «Журналистика», 1 курс 

%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b0

Я училась в физико-техническом лицее имени Льва Капицы при МФТИ. Это была лучшая школа в Долгопрудном, и моя мама, работающая там учителем немецкого языка, говорила, неважно, кем я буду, — надо идти туда.

Об учёбе и условиях

Несмотря на то, что лицей технический, он силен во всех предметах: от химии до русского. С 5 класса у нас шел второй иностранный — немецкий или французский на выбор. Школа занимает первое место по Московской области, если говорить об уровне образования и результатах ЕГЭ.

Мы носим статус школы-интерната для одаренных детей. Ученики живут в общежитии прямо со студентами МФТИ, часто пересекаются с ними (сама я из Долгопрудного и жила дома).

Для нас делают всё, чтобы подчеркивать исключительный статус школы: в 2014 году мы переехали в новое суперсовременное здание, где есть отдельный корпус только для лабораторий.

Помимо царящего в стенах лицея академического спокойствия, управление школы старается сделать её красивой — вешает на стены картины, размещает на них сюжеты из русских народных сказок. На открытие здания 1 сентября к нам приезжали Медведев и Новоселов — Нобелевский лауреат по физике (2010 год, МФТИ). Сейчас иногда заезжает губернатор Московской области.

Об учителях

Мы полностью бюджетное учреждение, но раньше платили 50 тысяч в фонд развития. Позже эти деньги стали уходить на доплату учителям, ибо зарплаты у них маленькие. И мы были рады, потому что учителя у нас очень хорошие.

Приходят семинаристы из МФТИ — ребятам бывает сложно, но что поделать, они знали, куда идут. Есть у нас такая особенность: все учителя, которые приходят к нам преподавать, должны обязательно иметь высшую квалификационную степень. Даже когда лицей только открывался и к нам приходили стажеры-аспиранты, они ставились перед фактом — получить высшую степень квалификации в течение пяти лет.

Об учениках

Впервые мы увидели, что отличаемся от учеников других школ, когда после переезда набрали еще 400 человек (до этого нас было всего 200 на 11 классов). Новички были все «на понтах», умные, конечно, но не «из лицея» — могли позволять себе не здороваться с учителями, фамильярничать, хулиганить.

Но в течение месяца они поняли, в какое место попали. Но «А» (исконно МФТИшные классы) все равно всегда выглядели на фоне «Б» как интеллигенты. Все-таки нас воспитывали там с детства, и это видно, как ни крути. Помню это странное чувство, когда к нам — семилеткам — в первом классе обращались на «Вы». Долго не могли привыкнуть, а потом даже стали чувствовать себя выше и умнее.

Об усилиях и инвестициях в себя

Вообще, чтобы поступить к нам, нужно сдать математику, один предмет на выбор из естественнонаучного цикла (химия, биология или физика) и русский. Многие думали, что в лицей при МФТИ можно хорошо написать физику, а русский, например, плохо… Не в этом случае. Огромное количество ребят полетели именно на нем — русский у нас очень жёсткий.

Зато потом ребята получают доступ к практически неиссякаемым знаниям. Наверное, поэтому у нас так много олимпиадников. Очень много.

В основном, конечно, это физика и математика, но гуманитарные науки тоже не дают слабину — есть всероссники и по МХК. Когда я училась в 10 классе, к нам пришла девочка специально для того, чтобы её готовили к олимпиадам. После победы на Всероссийской олимпиаде она поехала на международную олимпиаду в Германию и выиграла её по трем — трём! — предметам: по физике, химии и биологии. Это значит, что она была лучше умнейших ребят из других стран, а это невероятно круто. Приятно, что лицей подготовил её к такому. Кроме серьезного упора на учебу, мы мало чем отличаемся от других школ. Никаких понтов, выпендрёжа. У нас была сдержанная школьная форма с фирменной нашивкой лицея — и всё.

О жизни

Много внимания у нас уделяется развитию и вне школьной программы. Театр, кружок игры на гитаре, технология — мы все находили, чем заняться. Есть кружок робототехники, в который ходят люди со всего города. Там делают удивительные вещи: помню, мой друг сделал робота, который приносил ему в клешне бутылку колы из одного конца коридора в другой. По-моему, для ученика средней общеобразовательной школы это, если говорить мягко, невероятно.

С вузами, думаю, все понятно. 70% моих одноклассников поступили в МФТИ. Я думала между МГУ и Вышкой (и хотела уехать в Казань, потому что там много друзей).

К ЕГЭ готовили жестко, но только к главным предметам, и поэтому у нас много стобальников. В основном выпускники идут в МГУ, Вышку, МФТИ и СПбГУ. Я поступила в Вышку. И я безумно благодарна своей школе за то, что она научила меня, как добиваться своих целей. Это, я считаю, самое главное сегодня.

Афян Мария, ОП «Журналистика», 4 курс 

maria

Я училась в МБОУ «Гимназия №4» г. Химки, которую закончила в 2013 году, – это базовая школа НИУ ВШЭ. Не могу сказать, что она как-то сравнится со школами вроде тех, где учатся дети из Барвихи, но если судить по предоставленной в сети информации, то моя школа занимает лидирующие позиции в рейтинге школ повышенного уровня по всей Московской области. Я полностью довольна тем, как проходило мое обучение. По рассказам друзей из других школ могу сказать, что в большинстве проверяются только знания. А там уж как можете – учитесь дома, занимайтесь с репетиторами. Крутитесь, как хотите. У меня же все было наоборот – я никогда не занималась дома, у меня никогда не было репетиторов и дополнительных занятий, потому что всю необходимую информацию мы получали исключительно в стенах гимназии.

О вдохновении

У нас были очень хорошие учителя, которые занимались бесплатно, даже несмотря на то, что некоторые факультативы были платными – они тратили свое свободное время на нас лишь для того, чтобы нам было хорошо.

Именно поэтому моя школа для меня – лучшая, и если она делает все для своих учеников, то заслуживает того, чтобы быть выше других; вдохновение и мотивация, данные мне и направленные исключительно на формирование личности и свободного мышления путем прививания любви к знаниям, дают школе право иметь такой высокий статус.

Мне кажется, что каждый человек, который провел одиннадцать лет в стенах учебного заведения, которое его воспитало, всегда будет считать его отличным от других. Вряд ли кто-то со мной не согласится.

У нас были очень хорошие экономисты из Вышки, потому что, когда я училась, школа носила статус лингво-экономической гимназии с углубленным изучением иностранных языков. Для меня все эти люди были особенными – в любой момент они оставались, прежде всего, понимающими, а это важно. Нам часто говорили, что мы особенные — в плане собственной личности, не в каких-то других смыслах. Это устанавливало между учениками и учителями особую связь.

Об учениках

Очень строго у нас было с учебной дисциплиной. Помню, классе в седьмом мы с одноклассницами стояли на остановке и к нам подошел парень из соседнего лицея. Сначала долго заигрывал, а потом спросил: «Девчонки, а вы из какой школы?» Мы ему рукой показали, а он сказал что-то вроде: «Ой, роботы-ботаники! Пока». Обидно было, но нас в плане учебы и правда воспитывали очень строго — для всех мы были кем-то вроде вечных зубрил, хотя это разительно отличалось от слухов, потому что учиться любили все, но зубрить — никогда. Нельзя было опаздывать на уроки, краситься, приходить в школу с маникюром и носить большие серьги. Как говорила директор — это отвлекает от учебного процесса. Внизу всегда сидела техничка тетя Аня, которая строго контролировала наши приходы и уходы. Уйти с уроков раньше — нет, они сверяли все с учебным расписанием.

У нас есть форма — синие костюмы с эмблемой для мальчиков и синие пиджаки с бордово-коричневыми юбками для девочек. Когда я заканчивала школу, собирались вводить еще и обязательные гольфы под юбки как в английских школах, но не представляю, как девочки ходили бы в них зимой.

О поступлении

Все привыкли, что наши выпускники поступают в ведущие вузы Москвы. Обычно это НИУ ВШЭ, ВАВТ и МГЮА им. Е. О. Кутафина.

Я знала, что хочу на журфак еще класса с восьмого. Выбирала между Вышкой и МГУ, но когда мои знакомые это слышали, советовали выбрать что-то попроще, потому что поступить очень трудно. Очень долго хотела в МГУ, пока у меня не состоялся разговор с одной из преподавательниц, которая как раз пришла к нам из НИУ ВШЭ. Она и посоветовала не забивать себе голову дореволюционным образованием и все-таки пойти в Вышку, за что я до сих пор ей благодарна.

Несмотря на то, что у меня была хорошая школа, учились мы бесплатно. За дополнительные предметы брали примерно по 700 рублей в месяц, которые включали в себя три занятия в неделю. По-моему, очень даже демократично. У нас никогда не было упора на деньги, хотя на охрану собирали достаточно много.

Об инвестициях в себя

К нам очень тяжело поступить. Здесь не работают такие штуки, как: «А давайте мы вам забор поставим, а вы нашего мальчика к себе возьмете», хотя были попытки. Когда я поступала в школу, мне было 7 лет. В этом возрасте мы должны были уметь читать, писать, считать и знать таблицу умножения. Помню, было такое испытание — нужно было прочитать стих два раза, а потом пересказать его слово в слово. Я прошла, а кто-то на этом провалился. У нас, как и в любой школе, ученики и учителя организовывают разного рода кружки, сообщества по интересам — есть свой театр, школьная газета, которая печатается и распространяется как в школе, так и за ее пределами, своя музыкальная рок-группа и какой-то продвинутый кружок, в котором учат технике речи, правильной постановке голоса и ораторскому искусству.

Когда после окончания школы ты подаёшь документы в вузы, то к выпускникам в Вышке особое отношение – из-за того, что школа является базовой школой НИУ ВШЭ, ребята могут получить скидку на обучение и без проблем поступить на тот факультет, на который хотят. А это очень круто.

Александра Кутурга, ОП «Медиакоммуникации», 1 курс

%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b0

Я училась в лицее информационных технологий №1533, за что несказанно благодарна судьбе. Лицей дал мне подспорье для тех знаний, которые я получаю сейчас: если бы не лицей, мне было бы гораздо сложнее учиться на медиакоммуникациях в Вышке. У нас дается такое образование, какого нет ни в одном другом среднем общеобразовательном учреждении Москвы, то есть с уклоном в информационные технологии — это и программирование, и компьютерная экономика, и графический дизайн. Поэтому я считаю, что уникальность знаний, которыми лицей снабжает учеников, делает его особенным, приписывая статус одной из лучших школ Москвы.

У нас были очень хорошие преподаватели, и мы точно знали, что таких больше нигде нет. Это были учителя по дисциплинам, которые не преподаются в других школах, как, например, 3D-моделирование или графический дизайн.

Учителя всегда относились к нам как к равным себе людям, никогда не ставили себя выше, с понимаем и уважением относились к нашим планам и целям в жизни. Все, понимаете? Без исключения. Благодаря им мы чувствовали себя особенными.

Специализация решает

В лицее очень мощное профильное образование: то есть люди, окончившие у нас программистский или экономический профиль, имеют все для продолжения успешной интеграции в профессию — им не нужно начинать все с нуля. Те, кто окончил графический дизайн, имеют особенное портфолио и навыки работы в очень многих программах. Такого нет у ребят из других школ.

Об отношении

Все выпускники нашего лицея очень дружные: если ты увидишь на улице человека из лицея, который выпустился даже 8 лет назад, ты можешь подойти и сказать: «Привет, я из лицея 1533», и у вас точно будет, о чем поговорить. Существует и такая дружба, что, например, многие выпускники берут на работу именно наших лицеистов, отдавая им предпочтение среди других кандидатов, потому что знают, чем занимаются эти люди и что это за личности, — раз они учились в лицее.

Несмотря на то, что учреждение государственное, наша директриса отстаивала право нашей школы на свободную форму и те же — удобные для учеников — даты каникул. Наш лицей хочет, чтобы мы показывали себя и свою личность, проявляя свое внутреннее «я» через всё, включая одежду. Директриса у нас вообще замечательная: когда всем школам запретили праздновать выпускные в кафе и ресторанах, она смогла отстоять и это право. Кстати, в её кабинете висят фотографии всех выпусков — с первого по двадцать четвертый. Она знала нас всех по именам и то, чем мы увлекаемся. Разве это не показатель?

Об успехах

Мне кажется, я могу назвать свой лицей лучшим, потому что, как я уже говорила, он дает абсолютно уникальное образование, которое не получить больше нигде; дальше — это крепкие связи, узы, что мы обретаем все без исключения; это прививание любви к профессии, что очень важно среди современной молодежи, не знающей, чего она хочет, ну и, конечно, воспитание. Все это достигается простым взаимоуважением и сознанием нас как личностей.

Доказательством этого являются успехи наших выпускников, чаще всего поступающих на технические специальности лучших вузов — мехмат и ВМК МГУ, МФТИ. Есть и творческие ребята — режиссура, архитектура, мультипликация. Нельзя найти приличный вуз, в котором не было бы выпускников нашего лицея. В основном, конечно, это МГУ, ВШЭ и МФТИ. Практически все мои одноклассники заняли бюджетные места.

Лично я думала между МГУ и ВШЭ, но предпочтение отдала Вышке из-за образовательной программы, так как это продолжение того профильного образования, что я получила в лицее. Работа в программах Adobe, навыки работы с техникой — всему этому меня научили в лицее и привили любовь к этому.

Нам всегда говорили, что мы выделяемся. Потому что мы поступили в лицей, нас так воспитывали — учили любить себя и все вокруг. Немногие сегодня могут назвать школу вторым домой. Я могу.

Об усердии

Чтобы достигнуть всего этого, пришлось изрядно потрудиться. Когда я поступала в 7 классе, конкурс был около 10 человек на место — сдавали русский, математику и английский. Нужно было знать что-то сверх школьной программы, демонстрировать свою эрудированность.

Наверное, поэтому мой лицей знают на технических факультетах МГУ, и если человек приходит и в документах у него «лицей 1533», к нему сразу особенное отношение. Некоторые говорят: «Вы из 1533? Все понятно», и улыбаются.

Лицей — это одна большая семья, из которой нельзя уйти. Для некоторых людей он становился не вторым домом, а даже первым. Учителей мы можем назвать своими вторыми родителями. Я горжусь тем, что я выпускница лицея 1533, потому что ничего лучше со мной случиться не могло.

 

Автор: Егор Сычугов

Фото: Никитина Кристина