рееееп

Рэперы НИУ ВШЭ VOL. 2

В 2017 году рэп окончательно стал самым популярным и модным музыкальным жанром. Читайте вторую часть разговора (первая) с ребятами из Вышки, которые записывают свои треки

Абсалямов Даниил, True frick, 2 курс

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Международные отношения»

История

Я с детства любил разное творчество: занимался в театральной студии и играл на гитаре, но не умел петь. Рэп я начал делать где-то с одиннадцати и занимаюсь им уже восемь лет. Сначала записывал у себя дома через микрофон для скайпа, потом у друга, у которого было оборудование. Несколько лет назад я купил домой технику, а через некоторое время начал ездить по студиям. На более-менее серьёзном уровне я работаю уже четыре года. Увлечение рэпом помогло мне стать тем, кто я есть.

Я говорю о том, что думаю. На один трек у меня уходит максимум часа четыре. Могу ехать в метро или сидеть на паре и записывать в заметки.

Раньше я придумывал панчи, чтобы вклеить их в текст, теперь я думаю, что я хочу сказать своему оппоненту, и строчки сами рождаются.

Рэп-баттлы

Я смотрю очень много баттлов, потому что сам в них участвую. На баттлах нужно быть немного умнее, нужно держать оппонента, быть в рифму… Иногда даже приходится включать немного психоанализа.

Не знаю, что ждет баттлы в будущем, но сейчас благодаря массмедиа и видеоблогерам жанр стал сильно опошляться. Ни первые, ни вторые ничего в этом не понимают, хоть и много говорят. По-моему, эта популярность лишняя. Рэп-баттлы должны оставаться между андеграундом и людьми, которые действительно в этом разбираются.

Люди о рэпе

Сейчас уже не многие думают, что рэп — это музыка для быдла. Жанр стал популярным, его слушают почти все. Недавно я писал в «Твиттер» о том, что ребята с района раньше сидели в подъездах, пили пиво и слушали Витю АК и Чемодан. Сейчас они слушают Фараона, но их жизнь абсолютно не изменилась.

Люди, которые считают, что рэп — говно, обычно не знают, как писать панчи и рифмы. Сам я люблю поэзию и считаю, что хип-хоп это её деформированный формат.

Окружение

Родители относятся к моему творчеству с издёвкой и юмором. Отец, когда я уезжаю на баттлы, говорит: «Ты опять материться едешь?»

Мать смотрела некоторые мои баттлы, и ей понравилось, а сестра сказала, что они удаются мне лучше, чем треки.

Некоторые из одногруппников и одноклассники не проявляли интерес к моим трекам и раньше даже немного принижали меня из-за этого. Тогда у меня в принципе ничего не получалось. Но потом они постепенно меняли своё мнение. Это для меня показатель успеха. Сейчас люди из моего окружения интересуются рэпом, посещают мои баттлы и слушают треки. Они говорят мне, что им понравилось и, самое главное, не понравилось, потому что критика всегда нужна. С некоторыми друзьями у нас разные интересы, но они всё равно поддерживают меня в силу своих возможностей, и мне этого достаточно.

Сравнение русского и западного рэпа

Основное различие, конечно, в языке. Английский подходит для рэпа больше, чем русский, а идеальный язык вообще обрывистый и резкий немецкий.

Еще я считаю, что мы отстаём не в музыкальном плане, а в понимании, зачем это и для чего это нужно. Когда на западе исполнители выходили в медиа, все понимали, что они читают про свою жизнь. Никто уже не писал про гетто, потому что жизнь изменилась. У нас такого понимания нет. Я считаю, что русский рэп развивается не в том направлении. Очень много заимствований: Оксимирона ловили на копировании идей, а тот же T-Fest, например, сплагиатил музыку и подачу Tory Lanez.

Будущее

В будущем я буду участвовать в баттлах, а еще давно планирую выпустить большой альбом, но как-то не хватает сил и времени, чтобы его закончить. За всё время у меня записано треков 600. В сети когда-либо было 150, остальное уходит в стол, потому что я ещё развиваюсь. В год у меня выходит 20 песен, а иногда и больше.

Феликс Оганов, Saint, ОП «Реклама и связи с общественностью», 1 курс

История

Я начал делать рэп случайно. В 7–8 классе я слушал рок-музыку, но потом наткнулся на versus баттл на ютубе и вдохновился. Я стал делать баттлы на своей площадочке, всё закрутилось завертелось, и однажды друг предложил мне записаться на замечательной студии Brilliant Media. Здесь писались FACE, Yanix, Большой Русский Босс, а теперь и я регулярно записываю треки.

 Творческий процесс

У нас есть целая команда, очень сильно помогают люди со Skylark Recording Studio. Все тексты я пишу сам, это для меня принципиально, а вот музыку, клипы и проработку какого-то образа мы согласовываем со Skylark.

Вдохновение я ищу в стихах и каких-нибудь альтернативных группах. Например, мне нравится Аффинаж, а из поэтов я люблю Маяковского.

Мои песни всем нравятся. Есть, конечно, люди, которые не понимают до конца моё творчество, но это потому, что они не увлекаются этим и не хотят вникать. Родители говорят мне: «Делай, развивайся, если нравится, то почему нет». А в универе у себя на курсе я уже популярен. От меня ждут второй, третий, четвертый альбом, а я ещё первый не выпустил.

Создание трека

Обычно хороший текст всегда приходит в голову спонтанно. Я считаю, что у человека всё в жизни происходит не случайно. Каждое событие как-то на тебя влияет и оставляет свой отпечаток, и по итогу есть какая-то точка, которая все это как-то структурирует.

Я помню свой первый трек, который мне реально очень понравился, я его написал в десятом классе. Это была удивительная история: весь год я тогда, как и все, ничего не делал по учёбе, и с личной жизнью было тоже как-то не очень. Однажды мы поехали в Казань, и эта поездка стала завершением моего пути длинною в год. Помню, мы ехали в плацкарте, я залез на вторую полку, у меня в наушниках играл малоизвестный трек Horse. И что-то во мне переключилось и просто текст сам начал идти из-под подушечек пальцев. Я просто писал, не вдумываясь, и не мог объяснить. Когда утром я встал и прочитал, что получилось, то был очень доволен.

Чтобы там кто ни говорил про дедлайн, настоящее творчество не должно быть насильным, оно должно быть спонтанным.

Это идёт само, ты не сидишь и не думаешь: «ой, мне нужно сделать трек». Нет! Трек должен сам прийти к тебе, а не ты к треку. Все эти годы я делал что-то примитивное, упираясь только в текст, но сейчас я хочу поработать над своим звучанием, над разнообразием инструментов и надеюсь, что уже скоро буду делать интересную музыку.

Рэп-баттлы

Я сам начинал с рэп-баттлов, а потому очень сильно их люблю. И мне нравятся те баттлы, где оппонент старается разобрать всё по деталям, использует интересные текстовые приёмы.

Сейчас все смотрят баттлы. Их популярность растёт, но скоро она дойдёт до своего пика и просто пойдёт на спад. Ещё максимум года 3 и всё.

 Русский и западный рэп

Мне очень тяжело сравнивать. Пусть многие скажут, что я не прав, но, например, тот же самый FACE, который у всех на слуху, копирует Lil Pump. Когда пытаются копировать, это выглядит как-то не очень. Не то чтобы убого, может в этом, конечно, и есть что-то своё, но…

Под американский западный рэп хочется качаться. Когда я слушаю, чувствую vibe, то есть меня прокачивает. Когда в наушниках русский рэп, меня вроде качает, но всё равно больше хочется вслушиваться в слова. Русский язык — это язык, который тебя очень сильно грузит.

 Совет

Жанр обесценивается, потому что каждый третий сейчас — рэпер. Всех смущает простота. Не идите этим путём. Подумайте, хотите ли вы делать рэп по-настоящему. Хотите ли вы, чтобы ваш заработок и стиль жизни были связан с рэпом? Готовы ли вы отдавать всего себя на концертах ради фанатов? И главное: хотите ли вы изменить что-то своей музыкой?

Текст и фото: Людмила Ямпольская