IMG_5145

Дебаты по-Питерски

Прошедший семестр выдался довольно успешным для клуба «Дебаты ВШЭсть»: участие в турнирах, победы, новые члены. А наступивший год предвещает перемены в работе клуба. О самих дебатах, достижениях участников клуба, секретах успеха и планах на будущее узнала Питерская The Вышка

Расскажите, что сейчас происходит с клубом? Как проходят работа и руководство?

Максим Расчупкин, руководитель «ВШЭсть», 4 курс, ОП Политология: Последние два года клубом, по большому счету, руководил я. Это была не самая эффективная структура управления: с одной стороны, много чего ты не успеваешь делать и много чего ты делаешь хуже, чем могло быть. С другой стороны, что-то получалось. Сейчас появились люди, и нам посоветовали «развести» некоторые моменты. То есть, организацию мастерских и внешнюю работу: СМИ, работу с другими клубами, с нашими иностранными друзьями. На сегодня у нас два соруководителя, которые вместе отвечают за организацию мастерских, два заместителя, которые занимаются всей внешней работой, и еще один заместитель на всякий случай.

Евгений Акулов, cоруководитель «ВШЭсть», 1 курс, ОП Политология и мировая политика: Наша работа начинается с самого вводного курса для новичков.

Мы даем основные правила и самые главные вещи в дебатах: структура аргумента, отбивки, вопросы и тому подобное

Плюс мы проводим тематические тренинги – как дебатировать по поводу той или иной темы. А потом отрабатываем это игрой: Максим дает тему, мы делимся на команды и дебатируем её.

Максим: Вообще, дебаты проводятся в британском парламентском формате, в котором четыре команды по две с каждой стороны, 15 минут между тем, как вы узнаете тему, и началом самих дебатов. Потом судьи решают расстановку по четырём местам и дают обратную связь, почему именно такие места и почему вы не умеете играть в дебаты (смеются).

Кирилл Тамогашев, соруководитель «ВШЭсть», 1 курс, ОП Управление и аналитика в государственном секторе: Основной момент заключается в том, что дебаты – это вроде как интеллектуальная игра, но это не игра. В отличие от остальных подобных видов деятельности, как «Что? Где? Когда?» и прочего, где требуются знания различных фактов, в дебатах этого недостаточно.

Дебатёр должен четко понимать причинно-следственные связи и взаимодействие между различными областями, которые включают в себя темы. Это требует не просто знаний, а глубокой проработки и анализа

Правда ли, что, в основном, члены клуба дебатов – это политологи?

Евгений: Среди дебатёров есть огромное количество людей, которые совершенно никак по образованию не связаны ни с политикой, ни с экономикой, например. Есть люди, которые изучали фундаментальную математику, люди из технических вузов. В дебаты приходят абсолютно все. По сути, умение вести адекватный, подкрепленный какими-то тезисами и аргументами спор необходимо всем.

Максим: Любое образование дает дебатёру преимущество в конкретной области.

Евгений: Темы дебатов крайне разнообразны: могут быть роботы, социальные темы, сожаления о каком-либо историческом событии, международная политика – абсолютно разные вещи. Если дебатёр имеет знания в этой области – это не даст ему победу, но предоставит преимущество, которое можно будет реализовать через навыки, которые нам дают здесь.

Кирилл: Если говорить об умении пользоваться знаниями – это тоже очень важно.

Дебаты – это не просто знания и мысли, это умение складывать их в 6 минут таким образом, чтобы выдать максимально большое количество полезной информации, а это сложно

Дебаты во много учат именно красиво выражать свои мысли и делать это правильно.

Евгений: Это то, что приходит вместе с дебатами. Я бы сказал, что то, как ты говоришь, – не самое важное, важно то, что ты говоришь. Важна структура того, что ты собираешься донести людям в процессе своей речи. Я не видел дебатёров, которые не умеют красиво говорить. Просто это приходит само собой.

Максим: В конечном итоге, структура и красота речи помогают делать более понятным её содержание. И именно содержание – то, что судья слышит от игрока, те логические цепочки, те следствия, которые он приводит, являются единственным, что влияет и должно влиять на исход.

Вы упоминали про взаимодействия с другими клубами дебатов. С кем вы сотрудничаете и как?

Евгений: На самом деле, все клубы достаточно самобытные. Но получается так, что большинство активных ребят не ограничиваются только своей площадкой. Например, они могут быть прикреплены к клубу в своем университете, но принимать участие в турнирах, организованных другими. Вот я прикреплен к «ВШЭсть», но при этом я ходил в СПБГУ пару раз, ходил в Горный (Санкт-Петербургский Горный университет – прим. The Вышка). И между дебатёрами есть какая-то связь, люди из разных клубов, так или иначе, взаимодействуют между собой.

Максим: Если переходить к конкретике, то, во-первых, мы очень тесно работаем с клубом дебатов Политеха имени Петра Великого (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – прим. The Вышка), мы раз в полгода проводим вместе с ними небольшие внутренние турниры. К нам в последние два раза подключался Таллиннский Технический Университет – это один из немногих русскоязычных университетов в Эстонии. Помимо этого, они сейчас помогают нам с большим турниром, который у нас будет 17 февраля.

На более широком уровне все клубы города взаимодействуют благодаря не только тому, что все друг с другом дружат, но еще и потому, что у нас, в отличие от Москвы, есть Санкт-Петербургская федерация дебатов

Это организация, которая направлена на проведение больших турниров, на продвижение дебатов в городе. К ним же можно обратиться, если у вас не получается «закрыться» по судьям на какой-то мастерской: в этом плане в Питере очень плодотворная атмосфера.

Какие у вас были турниры, кубки и победы за этот год?

Евгений: У меня за спиной три турнира. Первый турнир – это «Слово молодым». Это молодежный турнир, туда допускаются только ребята, которые в дебатах меньше, чем полтора года. Там мы остановились в двух баллах до брейка (проход в следующий этап – прим. The Вышка) и не прошли в финал. Второй был самый успешный – джедайский турнир в МГУ. (формат джедайского турнира подразумевает под собой участие команд, состоящих как из новичков и опытных игроков, так и только из неопытных дебатёров – прим. The Вышка ). Мы достойно боролись и выиграли. Было очень приятно вернуться из Москвы с первым кубком. Третий турнир – это внутренний турнир ВШЭ, Политеха и Таллинского Университета. Мы не смогли выйти в финал – нам не хватило спикерских баллов, поэтому попали в финал молодых (турнир проходил также в джедайском формате – прим. The Вышка). И в финале молодых мы по сплиту (ситуация, где судьи не смогли придти к единогласному решению,прим. The Вышка) заняли второе место.

Кирилл: Я пытаюсь вспомнить свои турниры… Все новички начинали со «Слова молодым». Мы с моим напарником тогда неплохо отыграли, не хватило буквально одного балла, чтобы выйти в брейк. Следующим моим турниром был турнир в Москве. Снова не хватило одного балла. Следующий турнир – внутренний турнир в Смольном: я там шанса на брейк не имел, хотелось получить опыт. Дальше был классный турнир – Кубок Северных Столиц, где собирается элита дебатов. Это был очень жёсткий турнир, куда нам повезло попасть и откуда мы вынесли много полезного. И на моем пятом турнире мне очень повезло с напарником, я позвал Сашу Бертова – ветерана нашего клуба. Мы договорились поиграть, вышли в финал и заняли там второе место.

Максим: Я в ранге титулованного дебатёра-ветерана оказался для себя достаточно внезапно. У меня было один-два нормальных брейка и ни одного кубка на втором курсе. Весь третий курс я провёл в этом же потрясающем лимбе, когда одного-двух баллов не хватает до брейка, и так было где-то турниров пять-семь. Это было максимально депрессивное состояние. Потом меня находит Миша Шуганов, мы тренируемся, выигрываем весной турнир на английском в Смольном. Потом неудачное выступление на чемпионате Европы. Возвращаемся в Россию, играем на четырёх турнирах, на всех четырех брейкаемся, на одном не выходим из полуфинала, на другом – проигрываем по сплиту финал, на следующих двух выигрываем. И получается, что за этот год у меня три кубка.

Что такое дебаты лично для вас?

Евгений: Первое, дебаты для меня – это сообщество, люди, с которыми я в процессе дебатёрского дела знакомлюсь. Это социальный капитал, который я получаю. Второе – это полезные навыки, которые я приобретаю. Например, для меня теперь понятие «аргумента» совершенно другое.

Это действительно очень сильно помогает, потому что ты понимаешь: когда человек говорит тебе какой-то тезис из книжки, то это совсем не аргумент. Ты знаешь, как с этим работать, как с этим спорить. Знаешь, как убедить этого человека в том, что ты прав

Дебаты учат взвешивать аргументы. Дебаты – это такой мир, куда я прихожу и чувствую себя просто прекрасно, потому что я занимаюсь своим любимым делом, и я хочу вовлекать в это дело других. Это интересно, и я это очень сильно люблю.

Максим: У меня увлечение дебатами тоже началось как способ стать лучше как с точки зрения навыков, так и с точки зрения знаний. В том числе, как способ доказать себе, что я что-то могу. В процессе, после того, как я начал руководить клубом, после того, как я много занимался тренерской работой, после того, как я видел много школьных и студенческих дебатов, для меня это стало – сейчас будет очень пафосно – способом сделать тех молодых людей, которые уже хотят развиваться, лучше. Я вижу, что дебаты становятся разрастающимся движением. Через пару лет до нас дойдет огромный вал, триггером которого стали школьные дебаты, из которых раньше к нам приходили совсем единицы. И несмотря на то, что я заканчиваю обучение, я надеюсь, что даже после выпуска я буду по мере возможностей этому движению способствовать.

Кирилл: Я, если честно, очень долго пытался дать себе ответ на то, что такое дебаты. Дебаты – это не игра, потому что мы не в игрушки играем. Что это такое, когда человек выходит, говорит и убеждает людей? В одном из роликов я обнаружил уникальный ответ, который меня убедил: дебаты – это битва.

Это битва, где люди сражаются одним из самых страшных оружий, которым обладает человечество в принципе, — это слово. Дебаты – это битва, где оружие – слово, и я с этим согласен, потому что именно этим словом мы учимся пользоваться

Евгений: Отличительной особенностью как дебатов в целом, так и нашего клуба в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге является то, что у нас нет цели научить людей красиво говорить. У нас, насколько я знаю, очень много клубов, которые с этим связаны и которые ставят перед собой такую цель. Мы даем критическое мышление, а также навык думать в очень короткие промежутки времени о достаточно глобальных вещах.

Есть ли в дебатах секрет успеха?

Максим: Ключевых вещей всего две. Первая – это просто работать. Тренироваться на мастерских, созваниваться по скайпу или встречаться лично, писать кейсы, расписывать позиции в какой-то теме, как будто бы ты ведёшь по ней дебаты. Как и во многих других спортивных дисциплинах, успех приходит к тем, кто готов тренироваться. Вторая вещь гораздо более приятная. Она о том, что нужно быть в курсе.

Нужно сформировать вокруг себе некоторые информационные потоки, которые будут давать тебе понимание того, что происходит, что актуально, почему это важно, какие сейчас идут процессы, что происходит в международной политике, какие сейчас обсуждаемые тренды в технике

Большинство тем так или иначе связаны с чем-то, что обсуждается в реальной жизни, и поэтому ты привыкаешь понимать, что происходит здесь и сейчас. Если ты это знаешь, тебе оказывается гораздо проще вести дебаты. Когда ты готов на фактах объяснить, почему нужно сделать так или иначе, естественно, что победить более вероятно.

Евгений: Нам с Кириллом сложно говорить о секрете успеха, потому что успехов у нас немного. Как мне кажется, это должна быть какая-то синергия с твоим напарником. Без неё сложно добиваться каких-то высоких целей. И желание. У меня один день дебатного турнира пролетает как 10 минут. Важный секрет успеха – это получать кайф от того, чем ты занимаешься: без этого никаких, наверное, успехов и не было бы.

Максим: Дебаты вызывают привыкание!

Кирилл: Очень важной вещью в любом деле является банальная фраза: «Не сдавайтесь». Вне зависимости от результата ты должен прийти и аккуратно разобрать свои ошибки, сделать правильные выводы и идти дальше.

Будет ли привноситься что-то новое в клуб сейчас с появлением свежих сил в руководстве?

Кирилл: Первостепенной задачей было сохранение клуба. Сейчас мы с Женей хотим увеличить объем этого клуба, привлечь как можно больше людей, потому что многим, как выясняется, интересно, просто они не дошли. И мы действительно хотим показать, что это классно, здорово, безумно полезно и этим стоит заниматься.

Дебаты – это то, на что стоит выделить время

Евгений: Очень многие клубы позиционируют себя как небольшую семью. Сейчас мы хотим сделать так, чтобы «ВШЭсть» стали не только местом, куда приятно приходить, где ребята будут дебатировать и практиковаться, но и местом, где они смогут находиться в кругу своих друзей, где они будут реально кайфовать. Это мое видение, потому что я сюда прихожу, и люди, которых я здесь вижу, мне действительно очень дороги. Идея в этом, ну и, конечно же, вырастить поколение опытных ребят, которые будут бомбить турниры.

Максим: Параллельно с этим у нас есть еще один человек с большим энтузиазмом тренерской работы – Влад Козушкин, который учится в СПБГЭУ. С этого полугодия он надеется начать более углубленную тренерскую работу с чуть более опытными дебатёрами, чем только недавно пришедшие, чтобы фокусироваться уже на конкретных аспектах, нуждающихся в отработке.

Какие у вас намечаются ближайшие мероприятия?

Кирилл: 18 января мы открываем зимний набор в клуб. С презентацией, где будут публичные показательные дебаты. Мы покажем, что это такое и чего можно добиться. Хотим привлечь ребят, показать, что это круто, полезно. А еще, что мы – семья.

Евгений: Мы хотим пригласить всех тех, кому это было или стало интересно, вступить в группу дебатов «ВШЭсть» ВКонтакте, посмотреть, кто мы такие и что мы предлагаем. Там же можно отслеживать все дальнейшие встречи и мероприятия клуба.

Максим: Помимо этого мы проводим в этом полугодии три турнира. Ближайший будет 17-18 февраля – это большой открытый турнир. Мы пригласили в качестве главного судьи Михаила Шуганова – лучшего спикера 2017 года по версии паблика «Подслушано в дебатах» и сайта debaterating.ru. В качестве заместителей выступят другие сильные дебатёры из Санкт-Петербурга, Москвы и даже Челябинска. Мы будем рады видеть всех: как участников, так и зрителей.

Текст: Ангелина Силаева

Фото: Полина Скуматова

Редактор: Полина Малахова