сайт

Мой рисерч: Эмоциональная карта Москвы

«Мой рисерч» — наш новый спецпроект, в котором мы рассказываем о необычных, странных или просто интересных исследованиях студентов. Прочитали дипломную работу студентки Высшей школы урбанистики и участницы второго сезона Научных боев Анастасии Буровой и делимся самыми интересными наблюдениями. Она выяснила, правильно ли мы на самом деле употребляем слова «город» и «мегаполис», какие эмоции вызывает столица у жителей и гостей, и как в научном исследовании может помочь инстаграм.

Москва: город или мегаполис?

Важный этап каждой научной работы — определение понятий. С термином «город» все совсем не просто: исследователи не могут остановиться на одном четком определении, ведь то, что в Африке называется городом, в России может считаться деревней. Но можно точно сказать, что город — очень широкое понятие, которое можно описать как «творение рук человека».

Мегаполис — более узкое понятие, так называют города-гиганты, которые вышли на более высокую ступень развития. Например, в мегаполисах гораздо больше население и выше экономический потенциал. Хотя стоит отметить, что сам термин — журналистский, а в науке принято употреблять термин «мегагород». Однако мегаполис больше закрепился в повседневной речи.

Зачем изучать эмоции в мегаполисе

Мегаполис — большой единый организм, все его элементы взаимосвязаны, и человеческие эмоции оказываются важной частью этой структуры. Эмоции изучаются не только в психологии как некие внутренние психические процессы, но и в социологии как важная часть взаимодействия людей. Люди смотрят на окружающий их город и составляют свое мнение о жизни в нем через призму своего настроения. Поэтому изучение настроения горожан может дать очень много новой иформации о городе и дополнить общепринятые статистические источники, эмоциональная карта города покажет, где находятся более депрессивные зоны, которые нуждаются в улучшении городской среды.

Как изучать эмоции

Мы можем считать эмоциональное состояние человека по внешним признакам, например, мимике или жестам, поэтому главным способом проанализировать эмоции москвичей стали их фотографии с инстаграме с отмеченной геолокацией. Такой способ дает большое количество данных для анализа, а сами данные не искажаются, ведь исследователь никак не влияет на участников анализа, как это могло бы быть при опросе или интервью.

Как построить эмоциональную карту по фотографиям в Instagram

Для исследования специально написали программу, которая позволила выгружать из инстаграма фотографии, сделанные в Москве. Всего Анастасия выгрузила и проанализировала с помощью приложения для анализа эмоций по изображению более 172 664 фотографий. В результате было проанализировано три набора данных, собранных с 10 по 13 мая 2018 года. Для анализа подходили только снимки с лицами людей, по которым можно было распознать эмоции, поэтому, например, кадры с едой или городскими пейзажами отсеивались.

Из получившегося набора эмоций выделили три типа: положительные, нейтральные и отрицательные. Они отображены на карте точками, цвет которых меняется от фиолетового (глубоко-отрицательный) к темно-оранжевому (сильно-положительный), в зависимости от того, какие эмоции чаще всего испытывают люди в этой части города. На основании проделанного анализа была создана эмоциональная карта Москвы.

Данные из исследования Анастасии Буровой

Результаты

Данные из исследования Анастасии Буровой

Из исследования можно не только узнать, как в целом люди чувствуют себя в городе, но и сделать несколько более интересных и детальных выводов.

Фотографий с нейтральными эмоциями оказалось больше всего — 57% за три выбранных для анализа дня. В целом, это можно трактовать так, что москвичи в целом неярко демонстрируют свои эмоции. Локации с отрицательными эмоциями обособлены и их меньше всего (6%). Положительные эмоции часто скапливаются в одном месте, обычно это места для отдыха и проведения досуга. Можно заметить тенденцию: чаще размещаются положительные фотографии, чем негативные, как более социально одобряемые и привлекательные для подписчиков — таких снимков 36%.

По карте видно, что мест, где в каждый из 3 дней у людей стабильно было одно и то же настроение, очень мало. Причины таких различий еще предстоит выяснить, но предварительно можно предположить, что на результаты влияют время сбора данных, сезонность или время суток, когда публикуются фото.

Интересно, что положительные и нейтральные эмоции обычно группируются в одних локациях, а отрицательные — располагаются обособленно. Вероятно, это связано с тем, что в местах большого скопления людей мы склонны демонстрировать только положительные и нейтральные эмоции, а отрицательные — только в одиночестве, когда рядом никого нет.

Среди самых популярных районов и локаций можно выделить исторический центр Москвы, а чем дальше от центра, тем меньше данных о настроении людей. При этом западная часть более насыщена эмоционально окрашенными локациями, чем восточная: это можно объяснить расположением с этой стороны еще одной важной городской точки притяжения — Москвы-Сити.

Несмотря на то, что используемый в исследовании подход может содержать погрешности, его цель — это скорее попытка посмотреть на город с новой стороны и изучить, насколько рабочим может быть подобный формат городского анализа.

Текст: Марина Токарева

Обложка: Ирина Чувашева
Редактор: Екатерина Понамарева, Светлана Киселева