photoeditorsdk-export (26)

Послушайте, ведь это кому-нибудь нужно: студенты-подкастеры

Вместо музыки в наушниках теперь играют подкасты — записанные в рубке разговоры на самые разные темы: от секса до будущего человечества. Студенты, которые вдохновляются профессиональными проектами и создают свои, а также эксперт подкастинга, рассказали, видят ли они в этом перспективу.

Надежда Юрова
Проект «проСвет» и подкаст «Тёрка», НИУ ВШЭ, ОП «Журналистика», 4 курс

Андрей Беркут 
Подкаст «Малиновые новости» РУДН, «Журналистика», 3 курс

Мария Константиниди
Создательница подкаста «Это разве секс?», выпускница ОП «Медиакоммуникации»

Знакомство с подкастингом

Для наших героев создание подкаста первоначально было сугубо учебным проектом, он записывался в университетской рубке.

«Нас интересовало любое просвещение, но тематика “проСвета” сводилась больше к культуре: кино, музеи, музыка. Потом каждый выпуск мы начали привязывать к определенным датам», — рассказывает студентка Надежда Юрова. Девушка узнала, что такое подкастинг, только в процессе создания учебного радио «проСвет». Студенты выкладывали в группу «ВКонтакте» запись эфиров и называли их подкастами, хотя их структура была аналогичной радийной.

«Мы понимали, что записанные эфиры — это и есть подкасты, — говорит Надежда, — Один раз мы прочитали, что скоро грядет день Апокалипсиса, причем, именно в день нашего эфира. Вспомнили про радиопостановку “Война миров” на радио CBS в Америке в 1938 году, которую слушатели приняли за реальный репортаж, и решили сделать что-то подобное. Вывели в эфир корреспондентку с “места событий”, наложили звуки криков людей и взрывов — в итоге это срезонировало».

По словам девушки, после радиоспектакля интерес к проекту «проСвет» вырос, студенты с разных направлений предлагали свою помощь и «спрашивали про работу». Но курс радиожурналистики закончился, и проект заморозили. Тогда же интернет-издание Meduza запустило подкасты, которые стали популярными. Надежда вдохновилась «большой волной» и решила создать курсовую в формате подкаста:

Мы видели, что делают профессионалы, и нам хотелось прийти к ним и сказать: «Ребят, вы много разговариваете. И вообще, много чего у вас можно изменить»

«Я не против формата “полуторачасового разговора на кухне”, но человеку в нынешнем ритме жизни гораздо увлекательнее слушать 25-минутные выпуски с насыщенным материалом и динамичными вставками».

Андрей Беркут тоже узнал про подкасты на парах по радиовещанию: «В студии для записи радиоэфиров мне понравилось. В отличие от ТВ-студии с камерами, там тебя никто не видит. Любопытно, что у разных людей во время прослушивания подкаста складывается разный образ человека, голос которого они слышат».

Андрею и его другу Даниилу преподаватель предложила записать подкаст для студенческого портала РУДН United 4 me. Проект называется «Малиновые новости» — совмещение курьезных новостей со всего мира и шуток ведущих. За две недели Андрей и Даниил подготовили, записали и смонтировали первый выпуск. Для студентов формат «Малиновых новостей» стал простым и понятным: короткие обсуждения, шутки и забавные случаи из жизни.

Мария Константиниди впервые оказалась в рубке для записи только на 4 курсе. Она вместе с одногруппницами, будущими соавторами подкаста «Это разве секс?» Алиной Даниловой и Алиной Яськовой, училась тогда на направлении «Медиакоммуникации». А их будущий коллега по подкасту Сеня учился в Вышке на «Международных отношениях».

«У нас был курс, который вел Андрей Уродов (Создатель журнала “Россия без нас”, продюсер спецпроектов “Таких дел”. — прим. The Vyshka). Он дал нам задание — создать свое медиа. Андрей сказал, это наш последний шанс сделать что-то по-настоящему значимое. Я подумала тогда, что за 4 года я не смогла сделать медиапроект — неужели сейчас получится? А вышло так, что получилось», — говорит Мария.

«Мы подумали, что если не получится, благополучно забьем на все, сделаем два выпуска, получим девятку и пойдем гулять. За проект студенты действительно получили девять. Хотя уже тогда у “Это разве секс?” было по 3000 прослушиваний на одном выпуске».

Мария уже со 2 курса думала о том, чтобы сделать медиапроект для массовой аудитории, посвященный теме секса. По словам девушки, о сексе сейчас публично говорят в основном феминистки, а нужно привлекать разные аудитории. Когда она вместе с друзьями придумывала тему для подкаста, ей показалось, что никто не будет «просто так слушать подкаст про секс». «Поэтому появилась сложная идея: читать тупые статьи из глянцевых журналов вроде MAXIM и комментировать их. Позднее мы от нее отказались», — говорит Мария.

Как сделать подкаст, который будут слушать

Сначала «Это разве секс?» записывался в рубке Медиацентра на Хитровке. Звук писался на одну дорожку, все три микрофона. По словам Марии, когда она говорит, что ее коллега Алина Данилова монтировала подкаст более полугода на одной дорожке, профессиональные подкастеры удивляются. Когда подкаст «Это разве секс?» стал независимым, Мария больше не могла использовать университетскую рубку, а требования по звуку у команды увеличились, проект требовал более профессионального подхода.

Название «Это разве секс?» придумала сама Мария: «Формула “Это разве?” в качестве вопроса идеально подходит для нашей концепции. У нас все выпуски сделаны в формате вопроса: “Кто такие полиаморы?”, “Чего хотят феминистки?”».

Мария Константиниди уверена: чтобы создать подкаст, который будет интересен аудитории долгое время, необходимо продумать тему, формат и миссию. По словам девушки, подкаст не может строиться только на сиюминутных и расплывчатых желаниях.

Стоит проверить свои идеи на максимальном количестве людей, попросить их рассказать, что нравится и что не нравится. Кроме этого, надо представить, кто будет целевой аудиторией

«Пропишите, как вы видите свою аудиторию. Нужно ориентироваться на людей, которые уже слушают подкасты — это легче. Для этого хорошо подойдет кросс-промо с другими подкастами — реклама друг друга», — комментирует Мария.

По мнению Андрея Беркута, формат подкаста должен быть разнообразным: «Если каждую неделю слушать смешные новости, то через месяц-два они надоедят. Мы не собираемся ограничиваться только “Малиновыми новостями”, уже есть новая идея. Если коротко — будем задавать людям разных профессий абсурдные вопросы, которые никак не связаны с их работой».

Мария Константиниди считает, что важно стать частью общества подкастеров, знакомиться с новыми для себя авторами и спрашивать у них рекомендации. Для этого подойдут группы подкастеров в «ВКонтакте» и Telegram. «Если у вас есть контакт подкастера, например, мой, напишите, и я добавлю вас в чат. Там можно спрашивать все что угодно. Не забывайте писать подкастерам и просить их послушать ваш подкаст», — обращается Мария.

Секрет моего успеха — я всех достала со своим подкастом

Для качественного подкаста не стоит жалеть денег на хостинг (Сервер для размещения контента в Интернете. — прим. The Vyshka) и студию. Если у вас нет возможности записываться в профессиональном месте, то на первое время подойдет студия в Вышке. Девушка также рекомендует составить тех, кого вы могли бы позвать в свой подкаст. «У меня в перечне сейчас 100 человек», — говорит Мария.

Как создаются подкасты

Для подкаста-курсовой Надежда Юрова записала два выпуска про социальные сети. Девушка брала комментарии у подкастеров Лики Кремер («Либо/либо») и Григория Пророкова (Blitz and Chips). Надежда делала подкаст сама, без чьей-либо помощи. «В то время приходилось делать все подкасты в одиночку: садилась в рубку с компьютером, шла к микрофону и начинала сама с собой разговаривать. Самостоятельно находила экспертов, составляла сетку, монтировала. Я так устала от этого занятия, что, сдав курсовую, забыла про подкасты на год», — рассказывает девушка.

Андрей Беркут вместе с одногруппником так же, как и Надежда, записываются в университетской рубке. «В любое время можно получить от студии ключ и начать записывать подкаст. За день до записи мы с Даней созваниваемся по скайпу и пишем сценарий», — говорит Андрей.

На поиск смешных и курьезных новостей у молодых людей обычно уходит примерно час. Шутки Андрей и Даня придумывают на ходу: «Если не брать в счет новости, написанные на бумаге, то 98% всего остального — импровизация. Даже новость мы стараемся воспроизвести по памяти, а потом “добить” панчлайном. Если в процессе разборов мы придумали шутку, то, конечно, запишем ее в блокнот, а потом озвучим при записи. Но это редкость», — говорит студент.

Первое время молодые люди согласовывали новости с преподавателем, но потом перестали: «Стало понятно, что мы ничего неподобающего творить не будем, и теперь не согласовываем. Политику мы не обсуждаем, у нас развлекательная передача».

В команде «Это разве секс?» у всех участников есть свои определенные роли. «Я изначально прописала роли для каждого ведущего — это очень хорошо работающая схема. Когда ты снимаешь видео, это не так важно — вас с вашим партнером визуально различают. Но когда это голоса — многим сложно понять, кто что говорит. А у нас не такие известные голоса, чтобы их сразу определяли», — рассказывает Мария Константиниди.

После выпуска из ВШЭ Мария с командой некоторое время записывались в «Интроверте», но потом у них появился партнер — компания Storytel. «Мы бесплатно записываемся у них в рубке, а взамен делаем для них эксклюзивные выпуски раз в месяц, за которые получаем денежку. Теперь мы выпускаемся раз в неделю. Это очень сложно, ведь мы монтируем сами, и не можем никому отдать запись на аутсорс. Как говорит Алина Данилова, где-то вздох нужно вырезать, а где-то он создает драматургию. Но с мастерингом (Сведением, окончательной обработкой аудиоматериала. — прим. The Vyshka) нам помогает Storytel, благодаря этому увеличилось качество звука», — говорит Мария.

Звук имеет значение

Для Надежды Юровой качество звучания подкаста имеет большое значение. «К звуку я отношусь трепетно. Подкасты начинались со слабой аппаратуры, с идеи “просто поговорить”, с умения разговаривать так, чтобы зацепило. Потом пришла мода на подкасты со всякого рода включениями и музыкой, джинглами и блоками, наподобие радиопередачи. Я бы очень хотела попробовать формат “разговоров на кухне”, но записанных качественно», — говорит студентка.

Андрей Беркут рассказывает, что в первых выпусках подкаста «Малиновые новости» молодые люди использовали готовые джинглы из интернета (Короткие музыкальные заставки. — прим. The Vyshka), но следующие серии подкаста будут с их собственными отбивками: «Семь предстоящих серий подкаста выйдут уже с нашими джинглами, которые еще не смонтированы. Мы взяли известные каверы под дудку и вставили мой и Данин голоса. Записали штук тридцать таких отбивок. Все лучше, чем брать левую музыку из сети».

На настроение подкаста и звучание ведущих может повлиять даже их расположение духа.

Если мы утром приезжаем в университет и понимаем, что оба грустные, а через два часа записывать подкаст — срочно идем делать глупости, чтобы развеселиться

А есть и физиологические причины, которые могут легко испортить запись: «Перед эфиром нельзя пить кофе, есть соленое, кислое и сладкое. Иначе вы будете выделять излишнюю слюну и «чокать» в микрофон. А вот с голосом все не так просто — если он у вас не радийный, то есть неприятный и режет слух, вытянуть его на хороший уровень будет непросто», — рассказывает Андрей.

Что дальше?

На 4 курсе Надежда Юрова поняла, что хочет снова записывать подкасты. Сейчас девушка запустила образовательный подкаст «Тёрка» про русскую поэзию с собственным сайтом: «Помогает мне Михаил Григорьевич Павловец (Доцент школы филологии НИУ ВШЭ. — прим. The Vyshka). Этот проект — мой диплом, но я хочу отправить его в открытое плавание, чтобы он стал самостоятельным».

Кроме этого, Надежда хотела бы сотрудничать с разными подкаст-проектами. Но не для заработка.

Мне не очень нравится история с монетизацией журналистского контента: тебе диктуют, что говорить

«А те же подкасты «Норм» и “Это разве секс?” существуют сами по себе. Монетизируются либо никак, либо через Patreon», — говорит Надежда. Инди-подкасты (Независимые проекты без крупной коммерческой поддержки. — прим. The Vyshka) для девушки — идеальное сочетание работы «на себя» в хорошей команде и свободы творчества.

Студентка упоминает о том, что в России сейчас развиваются медиа на ЛГБТК+ тематику, например, журнал «Открытые». Или русскоязычные блоги в Instagram о жизни комьюнити ЛГБТК+: «Мне бы хотелось делать подкасты на эту тему. Причем необязательно открывать свой проект, можно присоединиться к “Открытым” и создавать выпуски на их платформе. Бороться со скептичностью общества, c гомофобией. Хочется, чтобы слушатель после таких подкастов по-другому взглянул на мир вокруг себя: “Блин, да они обычные люди. Со своей болью, со своим счастьем”», — считает Надежда.

По ее словам, оставаться уникальным можно, даже если ты говоришь про самые популярные темы. Девушка не стремится к оглушительному успеху:

Если меня будет слушать сто, тысяча людей, и они будут получать удовольствие — мне больше ничего не нужно

Надежда уверена, что будет интересной только, если не будет врать. Если пытаться себя продавать, выйти на рынок — ничего не получится.

Андрей Беркут считает, что подкасты — это следующая ступень после музыки в наших наушниках. Студент рассказывает, что ему приятно слышать свой голос в эфире: «Я готов посвятить этому всю жизнь. На этом можно зарабатывать, нужна лишь оригинальная идея и партнеры». Скоро на United 4 me появится полноценная радиостанция, которая будет транслироваться в интернете. Выпуски «Малиновых новостей» скорее всего добавят в сетку вещания этой радиостанции.

Мария Константиниди хочет, чтобы проект остался у них с друзьями, под их руководством: «Я не хочу, чтобы проектом “Это разве секс?” руководил кто-то другой, потому что он целиком и полностью сделан нашей командой. И на нем я набила много “полезных” шишек, поняла всю технологию создания подкаста», — рассказывает девушка.

Даниил Дугаев
Ведущий подкаста «Так и будет», в прошлом — автор журнала «Афиша»

Журналист Даниил Дугаев к формату подкастинга привык быстро:

«Просто сел перед микрофоном и начал говорить. Я всегда любил научную фантастику и в любой момент готов обсудить ее с умными людьми — так почему бы не сделать это перед микрофоном? Если благодаря мне слушатели прочитают на несколько книг больше, это уже достижение».

Для Дугаева оригинальность в выборе тем — не главное. «Нет ничего оригинального в том, чтобы записать еще один разговор про старые книги, вопрос в другом — как это сделать, чтобы его хотелось слушать».

Если вам нужна долгоиграющая тема, то стоит подумать: есть ли что-то, что вы готовы обсуждать даже не каждую неделю, а каждый день

По словам автора «Так и будет», канонов в подкастинге нет. Есть много жанров, и в каждом из них можно найти лучшие образцы. Например, Twenty Thousand Hertz — образцовый в жанре коротких историй про звук. А My Dad Wrote a Porno — в жанре обсуждения порнографических романов, которые написал отец одного из ведущих. «Успешный подкаст — тот, который слушают. Необязательно про личные истории, это просто один из жанров. Это как с книгами и фильмами: “Звездные войны” же не построены на личном опыте, а какой-никакой успех имеют!».

У Даниила есть четкий план подготовки подкаста: «Сначала мы выбираем тему. Потом вместе думаем, кого позвать на следующую запись. Потом я вспоминаю все, что я читал по теме. Проделываю небольшое исследование, чтобы выяснить, что еще не прочитал, и читаю. Никого из героев мы не согласовываем, такое было только в самом начале».

Затем подкастер вместе с гостем записываются — иногда все вместе в студии, иногда удаленно. После записи монтажер готовит первую сборку, автор ее слушает и вносит исправления. Из полутора часов записи обычно остается сорок минут. Весь цикл занимает несколько дней.

Журналист считает, что главное в разговорном подкасте — совместимость ведущих: «Важно, чтобы один всегда готов был поддержать другого, как Хармон и Дэвис в Harmontown. Сколько их — не так важно. Разговорные подкасты — всего лишь один жанр, а их так много. Чтобы делать подкаст, достаточно одного человека с приятным голосом».

В России подкастинг не столь популярен, как в США. По мнению Дугаева, этому есть два объяснения: «Во-первых, люди меньше времени проводят в автомобилях, и им некогда слушать; во-вторых, мало качественного контента. Первое изменится вряд ли, над вторым мы работаем. Я думаю, слушают подкасты у нас уже больше миллиона человек. Важно, что это хорошая, качественная аудитория».

Текст: Владислав Арапов
Фотографии предоставлены героями материала, фото Даниила Дугаева: сайт Санкт-Петербургской классической гимназии №610

Обложка: инстаграм-аккаунт проекта «Тёрка»
Редактор: Ирина Иванова