oblozhka (2)

Невидимая Вышка: расстройства пищевого поведения

Каждый день в мире от расстройств пищевого поведения умирает 23 человека. Кто-то носит одежду на несколько размеров больше, чтобы скрыть свою худобу, не ест в общественных местах или тренируется до изнеможения. Мы замечаем эти симптомы РПП у наших знакомых, друзей, родственников, но в России до сих пор нет исследований эту на тему. The Vyshka разобралась в том, какие расстройства пищевого поведения встречаются чаще всего, и поговорила со студентками, которые лично с ними столкнулись

Предыстория

Еще в XI веке персидский лекарь Авиценна описывал девушек и юношей, которые отказывались от еды ради худобы, но первые научные описания расстройств пищевого поведения встречаются в 1689 году в работах английского фтизиатра Ричарда Мортона. В них он пишет о «нервных истощениях», вызванных «грустью, тревожной щепетильностью» и описывает болезнь двух молодых людей, которую теперь бы назвали анорексией. А почти через двести лет, в 1860 году Луис-Виктор Марсе объяснит, что нарушение пищевого поведения — это психическое заболевание, а не соматическое.

Анорексия

По статистике, чаще всего нервной анорексией страдают девушки от 12 до 25 лет. Самые распространенные психопатологические причины: борьба за самостоятельность и автономность, страх физического и психического взросления, нарциссизм и желание привлечь к себе внимание.

В XIX веке специалисты считали друзей и семью худшим окружением для человека, страдающего от анорексии, которое только поддерживает его состояние. Они применяли насильственное кормление, состоящее из молока, говяжьих бульонов, пудингов и даже брэнди. Предпочтения пациенток и пациентов не должны были учитываться. 

Психотерапевтический подход стали применять только в 1973 году. С его появлением лечение изменилось. Такая методика помогала пациентам пересмотреть свои ценности и ошибки взросления, изменить отношение к себе через поддержку верных мыслей, чувств и намерений. 

Ксения, 18 лет

Сначала я даже не понимала, что болею анорексией. Я не могла думать ни о чем, кроме похудения или своей внешности: брала неправильные диеты из разных пабликов вроде «Типичная анорексичка», но считала, что питаюсь нормально. Друзья говорили мне, что я сильно похудела, но я их не слушала. 

Часто я не выходила гулять, потому что понимала, что там придется есть

Это очень сильно отражалось на моих познавательных способностях: было трудно читать, сильно ухудшилась память, я быстро уставала. Я буквально чувствовала, что отупела.

В какой-то момент у меня начались серьезные проблемы с желудком, но я не хотела лечиться, потому что мне бы пришлось поменять рацион. Помню, как мне стало плохо в машине: я корчилась от боли на заднем сиденье в полубредовом состоянии, меня рвало желчью. Через несколько часов мне полегчало, но первой моей мыслью было: «Почему я все еще жива? Я не хочу, чтобы это продолжалось». После этого я пошла к врачу и мне поставили диагноз — гастрит.

Мне кажется, я до сих пор не справилась с анорексией. Сейчас я нормально питаюсь, но все равно смотрю на калорийность продуктов, не ем хлеб и жареное. Мне казалось, что если похудею, то стану лучше и привлекательней для людей. Сейчас я начинаю понимать, что надо было думать не о физической составляющей, а о ментальной, и прислушиваться к близким, которые меня поддерживали.

Булимия

Нервная булимия — самое распространенное расстройство пищевого поведения. Главным мотиватором этого расстройства считают страх полноты: переедания сменяются чувством вины и вызыванием у себя рвоты.

В отличие от анорексии, симптомы нервной булимии намного сложнее распознать — больной может сохранять нормальный вес и не бояться есть на людях. Поэтому за 40 лет с момента появления первых исследований, так и не была составлена масштабная клиническая картина расстройства. 

Виктория (имя изменено по просьбе героини), 17 лет

Триггером стали нездоровые отношения с парнем. Из-за них я была нестабильна, все время копалась в себе, искала какие-то несуществующие проблемы. Тогда я начала всерьез задумываться о своем весе. Эта тема всегда была для меня больной — в школе меня травили из-за того, что я была полным ребенком. Такие вещи очень влияют на тебя, особенно когда ты маленький и восприимчивый. Я начала делить еду на «плохую» и «хорошую». Винила себя, если ела что-то сладкое или, как я думала, нездоровое. Тогда я начала думать, что если стану худой, то полюблю себя больше.

Но диеты и спорт казались слишком сложными и недостаточно быстрыми. Я решила поступать проще — засовывала два пальца в рот и вызывала рвоту. Появилось ощущение, будто теперь можно есть все, что угодно, а потом, если я вдруг решу, что съела «плохую» пищу, то смогу от нее просто избавиться и не волноваться об этом. Позже у меня начались компульсивные переедания — я нервничала и начинала есть все, что видела. У меня болел желудок, было очень больно, надо было сказать себе «Хватит, стоп!», но я продолжала есть.

Многие люди думают, что в ситуации с РПП помогают слова вроде «не делай этого» или «это плохо». Это не работает. Я и так понимала, что «это плохо». 

Я рассказала о своей булимии только одному человеку. Он укреплял мою уверенность в себе по-другому: каждый раз когда мы виделись, он говорил, что я красивая, поднимал меня на руки и говорил, что я очень легкая. Мне это очень помогло 

В какой-то момент я даже решила рассказать родителям о том, что со мной происходит. Я подошла к маме, а она посмотрела на меня и сказала: «Дочь, ты такая умница, ты так похудела». Я расплакалась и не смогла ей признаться.

Мне стало легче, когда я начала готовиться к экзаменам и заниматься спортом. Меня поддержал мой тренер. Благодаря ему я стала понимать, что худоба не приведет к счастью — и булимия постепенно прекратилась. 

Самое главное в РПП — это понять, что просить о помощи — это не так стыдно, ведь в одиночку с этим невозможно справиться.

Исторические примеры 

В Древнем Египте целители пропагандировали идею о том, что все человеческие болезни происходят из пищи. Поэтому египтяне вызывали у себя рвоту несколько раз в месяц, чтобы очистить организм. В Древнем Риме были распространены слабительные и рвотные вещества. Ими даже пользовались императоры Клавдий и Вителлий, особенно после буйных пиршеств.

Христианство проповедовало идею о том, что отказ от пищи очищает душу и укрощает неправедные желания. Многие святые страдали от РПП: Мария Магдалина де Паззи долгое время питалась только хлебом и водой. Святая Вероника срывалась во время постов и съедала все, что находила в монастырях и пунктах выдачи еды. Разумеется, ее действия были расценены, как манипуляции и происки Люцифера. Святая Катарина отказывалась от пищи на пути к духовному совершенствованию, истязала себя рвотой и умерла от истощения в 33 года.

Компульсивное переедание

Человек, страдающий от компульсивного переедания, может не испытывать чувства голода и есть, чтобы заглушить собственные переживания, справиться с нервозностью и эмоциями. Это приводит к самобичеванию и отказу от пищи. Чтобы удержать чувство голода, больной принимает амфетамины — специальные лекарственные средства, которые понижают аппетит, а чтобы быстро сбросить вес после очередного срыва — слабительные. Обычно переедание — последствие депрессии или другого расстройства пищевого поведения.

Анастасия, 19 лет

Все началось в 2015 году. У меня тогда были напряженные отношения с мамой. Для меня это был большой стресс, и я его заедала. Незаметно для себя за лето я набрала почти 10 кг. Помню, как попросила маму помочь мне выбрать школьную форму. Примерила в магазине новое платье, а она сказала, что ноги в нем толстоваты. Для меня это стало чем-то вроде толчка или щелчка. В тот же день я перестала есть.

Я начала принимать флуоксетин. Это антидепрессант, который блокирует голод. Покупала его с рук у других девочек-анорексичек, у которых был рецепт. Мы встречались в метро, я отдавала им деньги, они мне — таблетки

Это плохо повлияло на мой организм: я становилась то раздражительной, то сонной и апатичной — препарат вызывал резкие перепады настроения. Поначалу это не сильно влияло на учебу, потому что у меня сильная нервная система. Но потом появились неврозы, тревожно-депрессивное расстройство и производительность мозга упала до минимума. Мне было очень тяжело. Постепенно шло замедление мозговой деятельности.

Потом я перешла на мочегонные. Быстро худела — вся вода уходила из организма и кожа становилось сухой. Но как только я начинала снова пить воду, то вся опухала, и вес возвращался обратно. Поэтому я перестала их употреблять.

Позже у меня начались компульсивные переедания. Я съедала все, что было в доме, потом вставляла зубную щетку в горло, и вся еда оказывалась в унитазе. В какой-то момент любая пища начала вызывать у меня рвотную реакцию, и мой организм перестал принимать еду. В итоге я попала в больницу.

Главная проблема всех, кто болеет РПП — в том, что мы не хотим вылечиться. Боимся набрать вес. Но за три месяца реабилитации, я поняла, что такой образ жизни — не выход

С того момента прошло полтора года, я продолжаю пить назначенные таблетки — из-за них мне бывает трудно концентрироваться или быстро реагировать. Но сейчас мне намного лучше.

Текст: Талех Габибов
Иллюстрации: Милена Витковская
Редактор: Олег Ян