Фем-сообщества в университетах
В России феминизм достаточно развит: в 46 городах существуют феминистские сообщества. Гендерные и женские исследования, впрочем, еще не заняли свое место в академическом пространстве. Мы поговорили с руководительницами фем-сообществ в вузах и спросили их, в чем состоит основная цель таких организаций, почему важно говорить о феминизме в академии и как поменялось общественное мнение со времен создания сообществ.
Герои:
Анна Акимова, основательница проекта «Её профессия»
Анна Дворниченко, основательница Клуба гендерных исследований при ЮФУ и фем-сообщества «Голос женщин»
Настя Красильникова, соосновательница FEM TALKS
Катерина Денисова, соосновательница FEM TALKS
Лана Узарашвили, соосновательница FEM TALKS
Как все начиналось
Все проекты наших героинь начинались как студенческие инициативы, рассчитанные на университет. Например, проект «Её профессия» задумывался как сообщество для студенток МГИМО, но быстро перерос рамки университета. Аня рассказывает, что задолго до основания проекта обращала внимание на существование гендерных стереотипов, например, когда она поступала на международные отношения, ее интересовало, почему среди дипломатов так мало женщин и с чем это связано.
Структуру проекта Аня придумала после того, как подала заявку и приняла участие в рабочей группе G20 по правам молодых женщин: «Я ездила в Аргентину, и считается хорошей практикой, когда после возвращения в свою страну ты делаешь инициативу, которая меняет ситуацию на местах. Когда я вернулась, решила, что обязательно надо делать деловые завтраки, приглашать успешных женщин. Уже тогда мне хотелось делать это не только для МГИМО, но как минимум для всех московских вузов. Мне хотелось подчеркнуть, что девушки вместе, что у них одна цель».
Проект FEM TALKS начинался как регулярные семинары на базе МГУ. Его основательницы — Катя, Лана и Настя — познакомились на разных мероприятиях в университете, посвященных гендерной тематике. Катя и Лана впервые встретились на секции по гендерной философии, которую делала Катя, с Настей они познакомились на конференции «Мартовские чтения имени Александры Коллонтай», которую организовывала Настя на факультете политологии МГУ.

После этого у них появилась идея проводить регулярные встречи в МГУ, чтобы говорить о феминистской теории в стенах философского факультета и университета: «В МГУ нет феминистского знания, нет его институциализации, нет кафедр и нет программ. Мы хотели создать пространство для обсуждения этих теорий и текстов», — делится Настя. Вскоре девушки поняли, что им больше интересна популяризация феминизма для широкой аудитории, чем академические мероприятия в университете.
Похожие цели по популяризации women’s studies изначально разделял и Клуб гендерных исследований, который Анна основала при ЮФУ в 2017 году. Клуб должен был стать площадкой для изучения гендерной истории и феминистского дискурса в других социальных науках. В клубе люди могли встретиться и обсудить вопросы, связанные с гендерными исследованиями, так как в академическом пространстве тема гендера совершенно не обсуждалась.
Работу Клуба гендерных исследований организовывали участницы большого фем-сообщества «Голос женщин». В отличие от фем-сообщества, он был ориентирован на научные дискуссии, в то время как «Голос женщин» — на активизм.
Организационные (не)сложности
При создании Клуба гендерных исследований при ЮФУ главной сложностью было найти человека, готового курировать клуб. Это получилось не сразу, так как многие относились к этой идее скептически или даже выступали против. Однако Анна отмечает, что у многих изменилось мнение и отношение к феминизму после того, как они посетили встречи Клуба. Когда Клуб пришлось закрыть, многие из тех, кто был против его создания, выступили в его защиту перед администрацией университета.
Тем не менее были и такие студенты, которые продолжали выступать против деятельности клуба: «В 2018 году начались проблемы в Клубе. Консервативные преподаватели были настроены против ЛГБТ, один студент писал заявления в администрацию вуза, в прокуратуру. Их было меньшинство, но они были очень активными», — рассказывает Анна. После лекции про научный взгляд на трансгендерность у Клуба появились проблемы: в университет стали приходить письма из прокуратуры, пришлось менять куратора, начались нападения. В конце концов это привело к давлению со стороны администрации, и Клуб пришлось закрыть. У Анны был другой проект — ЛГБТ+ сообщество, из-за которого начались давление со стороны прокуратуры и Центра «Э». Это привело к тому, что Анне пришлось покинуть страну.

Проектам FEM TALKS и «Её профессия» не пришлось проходить через такие сложности организации. Администрация пошла им навстречу и помогала организовывать мероприятия. «Мы проводим лекции на площадках МГИМО, Вышки, СПбГУ. Для крупного лектора или крупного мероприятия мы берем площадки у университетов. Университеты помогают с грантами, приглашают для нас спикеров, если это крупный федеральный спикер», — описывает сотрудничество проекта «Её профессия» с университетами Аня. Так, в рамках этого сотрудничества были организованы лекции Марины Жигаловой-Озкан, которая тогда возглавляла Disney в России, Галины Юзефович, известного литературного критика и тренинг корпорации Google по развитию уверенности в себе I am remarkable.
О чем говорят в фем-сообществах
Тематика сообществ довольно сильно отличается: от карьеры до урбанизма. Мероприятия фем-сообществ посвящены далеко не только женским правам, хотя и рассматривают остальные области жизни и знания через призму женского вопроса. Лана, соосновательница FEM TALKS, объясняет такое разнообразие:
Когда мы говорим о феминизме сегодня, мы никогда не ограничиваемся проблемами женщин, это всегда затрагивает смежные области: в нашем курсе были занятия о маскулинности, о городе. Это никогда не только о женщинах и никогда не только о белых женщинах
Главной темой проекта «Её профессия» является карьера: «Я считаю, что экономическая независимость является первостепенной, она определяет потом вопросы физиологии и отношения к своему телу: если женщина свободна в экономическом плане, она может делать свободный выбор и в остальном», — объясняет Аня.
Другие темы, касающиеся жизни женщин, часто становятся поводом для встреч, но они рассматриваются как факторы, влияющие на карьеру. Так, одна из встреч была посвящена взаимосвязи материнства и карьеры женщины: «Мы знаем, что у женщины после рождения первого ребенка на 20 процентов падает доход, даже в лучших странах, и он потом не достигает уровня заработка мужчины». Среди других тем, обсуждавшихся в рамках проекта, были ментальное здоровье, выстраивание неформальных связей.
Проект FEM TALKS посвящен популяризации феминистского знания. Девушки хотят открыть неизвестные в России тексты и показать, что они доступны многим и не требуют специального академического бэкграунда. «Одна из основных идей, ради чего это все делалось, — показать, что ребята могут наравне с преподавателями рассуждать и интерпретировать философские тексты. Иногда, когда мы учимся в университете, кажется, что знание специально усложняется. Мы стараемся проиллюстрировать тексты на примере из жизни и помочь применить знания на бытовом уровне», — объясняет Лана.

Встречи Клуба гендерных исследований были посвящены истории фем-движения и философии феминизма. «Это выводит из изоляции тему женщин, к тому же это новая область исследования, мы изучаем иерархические структуры, взаимодействие гендеров в истории. В Ростове гендерные исследования были не очень развиты, нам хотелось это все собрать», — объясняет Анна.
Где проходят встречи
Формат, в котором работает сообщество, определяется его тематикой и целями. В рамках проекта «Её профессия» организуются лекции, пикники, мастер-классы, но так как основной темой проекта является карьера, то главным форматом проекта являются деловые завтраки с женщинами, которые преуспели в своей карьере. Концепция деловых завтраков состоит в тесном общении приглашенного спикера и аудиторией, поэтому на них редко бывает больше 20 человек рассказывает Аня:
Наша задача — создать комфортные условия для девушек, где каждая может задать вопрос, даже если она скромная, тихая, не может перекричать кого-то
Когда много народу, говорят самые активные, самые смелые, те, у кого на самом деле меньше проблем с саморепрезентацией».
Создать комфортную обстановку для общения — важная цель проекта, поэтому и места для встреч Аня выбирает демократичные, например, кофейни. Девушкам не надо платить за билет, а решение, хотят ли они сделать заказ, зависит только от них. Основная задача этих встреч — быть бесплатными, свободными и доступными для всех, подчеркивает Аня.
Внутри «Ее профессии» идет работа над двумя отдельными проектами, связанными с женским лидерством. «В декабре прошлого года мы выиграли премию Woman Matters, после этого нам стали писать компании и предлагать партнерство, в мае мы выиграли первый грант. Первый проект связан с работой с общественным мнением, это серия видео с мужчинами-лидерами о женском лидерстве. Второй грант мы выиграли на организацию школы повышения квалификации для девочек из регионов. Этот проект мы делаем совместно с МГИМО. Это школа лидерства для девочек, которые не имеют доступа к московским школам», — делится Аня.
Мероприятия Клуба гендерных исследований проходили в формате докладов и лекций в ЮФУ. «Голос женщин», фем-сообщество, частью которого был Клуб, ориентировалось на просвещение и активизм. Самым крупным мероприятиям, которое выиграло грант Фонда Розы Люксембург, был Фем-фестиваль в Ростове-на-Дону. Помимо лекций и дискуссий, фем-сообщество организовывало акции, митинги, пикники. Кроме крупных мероприятий, рассчитанных на любую аудиторию, были частные, закрытые мероприятия для организаторок фем-сообщества.
FEM TALKS тоже изначально был ориентирован на оффлайн-мероприятия, доклады и лекции, однако со временем большая часть деятельности проекта стала проходить онлайн. «Это связано и с отдельными сложностями в университете: охрана, пропускная система и не самое удобное расположение. В целом пандемия показала, что онлайн-формат очень продуктивен», — рассказывает Катя.

Оффлайн-встречи проекта проходят в формате мини-конференций: на заявленную тему выступающие делают доклад, на встрече обычно от двух до четырех докладов. Главная идея состоит в том, чтобы донести одну тему с разных сторон. Другая важная цель таких встреч — дать возможность исследовательницам заявить о себе: «Часто имена исследовательниц находятся в забвении, и у нас отчасти цель — открыть их имена, чтобы у людей складывалась публичная карьера как спикерок», — объясняет Лана.
Мероприятия проходят на открытых площадках города, например, в Библиотеке иностранной литератур, ЦИМе и Гараже. Однако локации часто меняются: «Мы не хотим привязываться к месту, потому что часто возникает неверная ассоциация, например, что FEM TALKS — это проект МГУ или Некрасовки. Нам не хочется этого, потому что мы самостоятельный проект», — делится Катя.
Аудитория
Все проекты не ограничиваются студенческой аудиторией. Для Клуба гендерных исследований и фем-сообщества «Голос женщин» важным пунктом программы было предоставить возможность женщинам с разным опытом участвовать в его организации.

Слушательницы FEM TALKS принадлежат к самым разным возрастным категориям. Впрочем, как подчеркивают его основательницы, это все же определенный срез общества со своим мировоззрением: «Это прогрессивные люди от 18 до 30 лет, люди, которые в курсе политики, которые дружественно относятся к феминитивам и другим острым вопросам». Катя рассказывает, что в основном их аудитория это молодые женщины, но к ним приходили и преподавательницы, и женщины с детьми, и мужчины, хотя последние редко приходили во второй раз.
Аня подчеркивает, что в проекте «Её профессия» публика часто зависит от темы выступления, однако целевая аудитория проекта — девушки на ранних этапах построения карьеры. Хотя никаких формальных ограничений нет, поэтому на деловые завтраки приходят и мальчики, обычно от двух до десяти человек. Больше всего их интересуют деловые завтраки со спикерами-мужчинами: по словам Ани, они больше уважают их и доверяют их мнению.
О переменах в общественном мнении
Со времени создания сообществ отношение к феминизму, по мнению девушек, в обществе поменялось. Аня рассказывает, что когда она создавала «Ее профессию» были люди, которые не верили, что такой проект можно делать в МГИМО и в нашей стране, так как тогда феминистская повестка не была так популярна. Катя рассказывает, что афиши одного из первых мероприятий FEM TALKS сорвали через час после того, как их развесили.
Сейчас никто из них почти не сталкивается с таким отношением. Аня подчеркивает, что изменения происходят не только на уровне отношения отдельных людей, но и общества в целом. Аня приводит в пример организацию Росконгресса, которая организуют федеральные форумы и у которой в прошлом году появилась номинация «Женское лидерство», которой не было до этого. По мнению Ани, это говорит, что вопросам женских прав уделяется больше внимания.
Часто и слушательницы приходили со стереотипами о феминизме исключительно как о борьбе против мужчин. Как замечает Аня, многие удивлялись, что они зовут спикеров-мужчин. Однако это часто влияет на то, как меняется мнение некоторых их слушателей: «Мальчики воспринимают спикеров-мужчин как более весомый авторитет, чем женщин. Интересно смотреть на процесс трансформации, например, что парень пришел спорить, видит другого мужчину, который старше него и который объясняет ему, почему этот вопрос важен, почему важно и нужно поддерживать женщин».
Отдельной важной целью проекта Аня ставит менять мнение девушек о себе: «Существует внутренний страх: женщины в три раза реже говорят о зарплате на собеседовании, чем мужчины. Нам все время говорят, что надо быть поскромнее. Мы в начале деловых завтраков просим участниц назвать две вещи, которыми они гордятся, любые. И у девушек большие проблемы с тем, чтобы назвать хотя бы одно достижение, несмотря на то что это студентки МГИМО, Вышки, МГУ, МФТИ. Но их окрыляет, что женщина-спикер слушает, подбадривает и сама говорит, что она гордится не тем, что она гендиректор крупной компании, а тем, что вчера, например, она приготовила классный ужин».
Аня рассказывает, что с неуверенностью в себе помогает бороться камерный формат встреч, так как мы часто не знаем обратную сторону карьеры успешных женщин, поэтому они кажутся недосягаемыми: «Если успешная женщина приходит и говорит перед 20 людьми, то она говорит в том числе и о своей жизни. Ты начинаешь ассоциировать себя с ней. Ты видишь, что достичь успеха в карьере может быть сложно, и это нормально, что у тебя не получается сейчас. Девушек растят так, что они становятся перфекционистками во всем. Наш формат позволяет показать человеческую сторону женского лидерства. Это интересный парадокс: мы считаем, что женщина должна быть мягче, чем мужчина, но в вопросах лидерства мужчине легче говорить о своих слабостях, чем женщинам. Женщина никогда не должна показывать эмоций. Поэтому у нас так мало понятных ролевых моделей».
Катя рассказывает, что в проекте FEM TALKS они сталкивались с предрассудком, что все феминистские тексты сложные и недоступные для большинства людей. По мнению основательниц FEM TALKS, это связано с тем, что сама область гендерных исследований воспринимается как маргинальная в академическом пространстве и не рассматривается, например, в университетской программе. Однако после занятий курса, организованного в рамках проекта FEM TALKS, девушки получили отзывы, что все было не так сложно и запутанно, как слушательницам казалось в начале, и это знание применимо и на бытовом уровне.
Феминизм в академическом пространстве
Поводом для создания сообществ во многом стало отношение к феминизму, сложившееся в университетской среде. Например, Катя, Лана и Настя занимались гендерными исследованиями в университете еще до создания FEM TALKS. Научный руководитель Насти не мог помочь ей, так как сам мало разбирался в теме. Лана писала диплом по феминистской теории искусства, но в магистратуре оставила эту тему, так как было невозможно найти ни научного руководителя, ни оппонента, и отношение к теме было очень недружественное.
Желание сделать гендерные исследования не «маргинальным знанием», а частью академической программы сподвигло девушек на создание FEM TALKS. Тогда очень многие писали им, что делать такой проект в такой консервативной институции очень необычно и круто, однако не все в университете поддержали их. «Люди на философском факультете довольно специфические, они с очень большим скепсисом относятся к любому неклассическому подходу к знанию. Один исследователь назвал текст Марии Кувшиновой о «Дау» нервным текстом, хотя в этом нет ничего плохого и все феминистские тексты нервные, потому что они не могут быть иными, когда ты противостоишь целой системе, это всегда идеологическая нагруженность. В академии не хотели это принимать», — рассказывает о сложившейся ситуации Катя.
Девушки стали формировать идеи проекта как популяризацию феминизма вне академического пространства, так как столкнулись с непониманием в академической среде, как объясняет Лана: «Если сверху нет запроса и нет инструментов, чтобы это институциализировать, очень сложно сделать это снизу, ты всегда будешь оставаться маргинальным кружком любителей феминизма».
Другим важным фактором во взаимоотношениях феминизма и университета становятся стереотипные представления о направленности вузов. Например, как рассказывает Аня, есть университеты, традиционно считаются мужскими, как МФТИ, МАИ, медицинские вузы. В таких вузах девушкам сложнее найти ролевую модель, искать подруг, поэтому важно создать пространство, которое поможет им в поиске круга общения и построении карьеры.
Анна считает, что поменять мнение в обществе можно только начав с университетов: «Академическое пространство формирует наш дискурс, ведь оно уважается. Если тема обсуждается в научном пространстве, если она изучается, то это означает, что мы меняем общество. Студенты и вообще молодое поколение — значительный ресурс в формировании нашего общества: если их мнение изменится, то это означает, что та часть общества, которая наиболее социально и политически активна, поддерживает нас, и феминистская повестка будет быстрее признана».
Перспективы
Главный план и для проекта «Её профессия», и для проекта FEM TALKS — расширить аудиторию. Аня рассчитывает на популярность их проекта о женском лидерстве от лица мужчин-спикеров. Кроме этого, Аня надеется сделать сообщество «Её профессия» стабильным и действующим даже тогда, когда сама она перестанет им заниматься. В будущем Аня видит «Ее профессию» как часть действующей федеральной структуры с представительством не только в Москве, Петербурге и Ярославле, но и во всех региональных центрах.
Кроме медийности и расширения, Катя, Настя и Лана ставят себе цель сделать проект пространством для постоянного взаимодействия: «Мы делаем вечеринки, мы делаем это для того, чтобы люди всегда могли обратиться друг к другу, чтобы люди могли друг с другом знакомиться, обсуждать тему и дружить, и чтобы мы были в доступе», — объясняет Лана.
Кроме создания пространства для взаимодействия, девушки хотят, чтобы FEM TALKS стал платформой для исследовательниц, где они могли заявить о себе и публиковать свои тексты, если не могут или не хотят публиковаться в популярных изданиях.
Текст: Екатерина Волошина
Изображения предоставлены героинями материала
Редактор: Анастасия Елфимова