owen-davey-folio-art-facebook-education-_fb_-l

Научи: как стать репетитором

Чтобы обучение было успешным, ученик должен быть увлечен предметом, а помочь этому может грамотный педагог. От общего настроя ученика, от того, какую информацию он получает и подкрепляет ли ее практикой, зависит то, как сформируются его навыки и можно ли считать процесс обучения успешным.

О видах мотивации

Существует два вида мотивации: внешняя и внутренняя.

Люди с внешней мотивацией исходят из того, что их ждет награда или наказание. Например, школьник готовится к ЕГЭ, потому что, если он сдаст его плохо, его будут ругать, а если хорошо — похвалят и купят новый компьютер.

Обладать внутренней мотивацией значит быть заинтересованным в теме как таковой или иметь задачу, которую хочется решить. Например, ученик, поступающий на пилота точно знает, что ему нужно сдать ЕГЭ по физике минимум на 90 баллов.

Практические советы

Старайтесь мотивировать ученика и поддерживать в нем интерес к предмету

В зависимости от мотивации, которой обладает ваш ученик, нужно строить стратегию обучения. Ученику со внутренней мотивацией можно дать возможность побыть преподавателем, например, оценить сочинение, написанное другим школьником, или дать возможность приготовить доклад по дополнительным материалам.

Siddhita upare / Dribbble
Siddhita upare / Dribbble

К ученику с внешней мотивацией придется подобрать другую стратегию. Во-первых, можно попробовать его внешнюю мотивацию перевести во внутреннюю: соотнести знания, которые он получает на уроках, с вещами, которые его окружают в жизни. Во-вторых, стоит избегать пространных объяснений и рассуждений, давайте только ту информацию, которая точно пригодится.

Помните, что ученики отличаются от вас

Не ждите от школьника такого же уровня концентрации и мотивации, что и у вас. Учитывайте и то, что жизненный опыт и картина мира у людей бывают разными. Чтобы ученику было проще, используйте наглядные средства, истории, образы и аналогии.

Включайте в свои занятия интерактив

Для того чтобы уроки были продуктивными, не ограничивайтесь лекциями. Постарайтесь вносить как можно больше интерактива в ваши занятия, задавайте вопросы, наблюдайте, как ученик усваивает материал, предлагайте ему различные задания. Например, если вы изучаете английскую лексику по теме «загрязнение окружающей среды», можете устроить дебаты, попросить ученика подготовить аргументы, а сами подготовьте аргументы другой стороны.

Lai / Dribbble
Lai / Dribbble

Чтобы двигаться в правильном направлении, составьте план ваших занятий

Выявите проблему, которую вы пытаетесь решить. Для начала определите, какие пробелы в знаниях или навыках есть у ученика. Может быть, он много знает о художественной литературе, но не может структурировать информацию и написать логичное сочинение. Тогда нужно акцентировать внимание именно на структуре изложения, а не на восполнении пробелов в знаниях.

Задайте конечную цель. Цель должна быть конкретной и ощутимой, вы должны ее увидеть и быть способными объективно оценить ее достижение. В случае с ЕГЭ ощутимой будет цель, выраженная в баллах. Увидеть, достигли ли вы цели «понимать русскую литературу», довольно сложно.

Определите расстояние между отправной точкой и конечной. Некоторые знания и навыки мы получаем быстрее, а некоторые медленнее. Постарайтесь правильно рассчитать время и количество материала, который ученик может усвоить. Например, научиться решать квадратные уравнения можно быстрее, потому что есть определенный порядок действий. Если вы учите писать сочинения, то нужно больше времени, чтобы научиться анализировать текст, выучить литературные термины, прочитать произведение.

Glen Cross / Dribbble
Glen Cross / Dribbble

Решите, как далеко вы пойдете. Вы можете двигаться к 100 баллам на ЕГЭ, а можете остановиться на 75. Это зависит от желания и возможностей ученика. Разные стремления требуют разных усилий и разной расстановки приоритетов.

Ориентируйтесь на запоминание учеником информации

Ученик должен не только понимать, что вы рассказываете, но и запоминать это, а потом воспроизводить. Чтобы слушатель запомнил сказанное вами, помните о некоторых законах нашей памяти.

  • Нас привлекают только значимые и необычные вещи. Если информация будет уникальной и важной для человека, он ее точно запомнит.
  • Учебный процесс не должен быть монотонным.
  • Рабочая память имеет предел, поэтому сокращайте или группируйте информацию.
  • Чтобы перевести информацию в долговременную память, просите ученика выполнять задачи на основе полученных знаний.
Randompopsycle / Dribbble
Randompopsycle / Dribbble

Резюме

  1. Добавьте немного интриги в ваши занятия, заставляя ученика задуматься над проблемой. Так он будет получать знания не пассивно, а активно. Можно предложить ученику интересную задачу или головоломку.
  2. Стоит помнить, что иногда мотивации мешают внешние обстоятельства. Может быть, у школьника нет достаточного количества свободного времени или у него проблемы в семье. Эти проблемы тоже стоит учитывать и по возможности решать.
  3. На первых занятиях интересуйтесь, что нравится вашему ученику, и используйте его увлечения при планировании урока и домашних заданий.
  4. Показывайте на примерах, а не рассказывайте.
  5. Концентрация внимания безгранична и зависит напрямую от вовлеченности.
  6. Побуждайте ученика мыслить творчески, например, в качестве домашнего задания по литературе он может написать маленький рассказ.
  7. Избегайте непрерывного потока информации. Давайте слушателю возможность закрепить знания прежде, чем перейти к следующей теме.
  8. Не перегружайте ученика, иначе он начнет искать возможность отдохнуть во время ваших занятий.

Автор: Елена Савинова