Обложка

Школа жизни: как спорт меняет личность

Профессиональный спорт может дать высокую зарплату, контракты, звания и известность. Однако немногие представляют, через какие трудности проходят спортсмены на пути к цели и как спортивный опыт влияет и на повседневную жизнь. Вместе с психологом The Vyshka разобрала моральные трудности большого спорта.

Через голод к вершине

Когда люди слышат о художественной гимнастике, то первым делом представляют себе хрупких девушек, выполняющих сложные элементы. Однако немногие догадываются, какой ценой спортсменки достигают подобной худобы. Например, Алине Кабаевой в 11 лет пришлось 3 дня пить только воду, чтобы похудеть на 3 килограмма: таково было условие Ирины Винер — главного тренера сборной России.

В гимнастическом мире считается, что идеальный вес спортсменки определяется формулой «-122 см от роста». Иногда соответствовать норме не получается, как бы ни старалась гимнастка, и не все тренеры реагируют на это адекватно. Подтверждение этому можно найти в документальном фильме «Обруч», снятом в Санкт-Петербурге в 2018 году. В нем молодые гимнастки заявляют: «Главное — не быть жирной». А после одну из этих девушек тренер публично сравнивает со старшими коллегами по залу и говорит, что четырнадцатилетней ученице «через два года надо будет открывать вторую дверь». Такая токсичная среда может стать причиной РПП. 

Тема РПП становится менее табуированной в российском обществе. Так, на телеканале «Дождь»* в программе «Женщины сверху» об опыте пищевых расстройств рассказали олимпийские чемпионки и профессиональная балерина. Героини признались, что не осознавали вреда диетной культуры и даже не подозревали, что недостаточное питание и ежедневные взвешивания — не норма. Только спустя несколько лет они поняли, что жили и тренировались с серьезным ментальным расстройством.

По данным канадского института расстройств пищевого поведения такие заболевания, как анорексия, булимия, орторексия и т. д., считаются наследственными, и эту генетическую предрасположенность можно активировать. Это может произойти как из-за травмирующих пищевых привычек, так и из-за внешней среды, в которой человек вынужден находиться. 

Так произошло и с Александрой. Сейчас ей 18 лет, 14 из которых она посвятила художественной гимнастике и стала мастером спорта. Для спортсменки карьера связана с преодолением себя: в самом начале ей не хватало ни физических данных, ни «фактуры». Гимнастка не была в числе фавориток в спортшколе, но вопреки этому становилась участницей крупных всероссийских соревнований. 

Когда Александре было 15 лет, она впервые столкнулась с расстройством пищевого поведения. Тогда девушка набрала вес из-за перестройки организма: в период взросления происходит перераспределение подкожно-жировой клетчатки. Тренеры отнеслись спокойно и не взвешивали девушку каждый день, но стали чаще напоминать ей о том, что следить за весом необходимо. Следуя их совету, Александра сбросила 3,5 кг во время подготовки к важным соревнованиям. Наставники похвалили, и выступление удалось. 

Я каждый день лежала в горячей ванной, гуляла пешком, чтобы сжечь калории, часто взвешивалась и постоянно смотрела на себя в зеркало, ела только тогда, когда голова кружилась от голода, тренировалась в теплой одежде. Это продолжалось около года, сил перестало хватать даже на учебу. Тогда я решила, что пора с этим завязывать

После травмирующего периода девушка смогла вернуться к жизни без ограничений в еде. Для того, чтобы восстановить здоровье, пришлось набрать больше веса, чем позволяют нормы художественной гимнастики. Александра призналась, что ей было очень тяжело, когда тренеры вновь напомнили про вес, но она продолжила восстанавливаться. В итоге спортсменка пришла в норму без жестких ограничений и вышла в ремиссию. «Что я вынесла из этой ситуации? Приняла себя и полюбила свое тело, научилась питаться интуитивно, задумалась о том, что своим воспитанницам буду говорить о весе аккуратно и экологично. Еще я поняла, что есть ментальные болезни, они очень страшны, ими нельзя пренебрегать».

Здоровое отношение к телу — это не только про принятие, но и про понимание его возможностей, избегание физических перегрузок и заботу о своей безопасности. Александра училась этому постепенно. Многие из травм появлялись у нее потому, что она не умела правильно распределять нагрузку и «убивала» себя на тренировках, несмотря на то, что ее тренеры старались грамотно строить тренировочный процесс. Например, желание девушки быстро восстановить форму после карантинного 2020 года привело к серьезной травме спины. Настолько серьезной, что речь шла о завершении карьеры.

Приобретенную во время тяжелого спортивного опыта осознанность в отношении себя и своего тела Александра перенесла и в другие сферы. Например, она помогла в период подготовки к ЕГЭ. Тогда девушка действительно заботилась о себе: следила за режимом сна и достаточным питанием и останавливала процесс подготовки полностью, если чувствовала истощение. 

Я очень многое почерпнула из своей непростой карьеры, и это может помочь моим будущим воспитанникам. Теперь я умею качественно работать и вовремя отдыхать. Гимнастика научила меня ценить своe здоровье и ментальный баланс для достижения целей 

ВОПРОС: Как сформировать здоровое отношение к своему телу?

Здоровое отношение к своему телу — это про своевременное отслеживание потребностей и отсутствие перегрузок. Вместе с ним приходит понимание, что у всех людей изначально разные предрасположенности и физические особенности. Большой спорт не учитывает это и сохраняет множество устаревших установок по отношению к внешнему виду спортсменов. Стоять против этого — изматывающе, но необходимо. Такие установки создают ощущение беспомощности, бессилия, а в длительной перспективе разрушают человека. В идеале такую обстановку не нужно терпеть: лучше сразу обращаться к психологу или психотерапевту.

«Ты была полное го***»: цена золота 

Наставник — это ближайшая опора и поддержка спортсменов. Но за десятки и сотни часов подготовки к соревнованиям он может стать и их главным врагом. С такой ситуацией столкнулась и Екатерина Аюпова. 

Девушка посвятила художественной гимнастике 13 лет. С 5 до 12 лет спортсменка тренировалась в Санкт-Петербурге, не знала, что такое тревога, наслаждалась приятными моментами с подругами по команде и занятиями с любимым тренером. Наслаждалась, несмотря на то, что тренер позволяла себе повысить голос в ее адрес или хлопнуть по рукам или ногам. После она звонила маме Екатерины со словами: «Здравствуйте, извините, ваша дочь сегодня вывела меня из себя, и мне пришлось так привести ее в чувство». Такие отношения Екатерина не считает насильственными: она говорит, что кричать на спортсменов вполне нормально, а тренировки могут быть достаточно напряженными.

Благодаря высоким результатам с 12 лет Екатерина начала тренироваться на базе сборной России в Новогорске, а ее новым тренером стала двукратная олимпийская чемпионка Евгения Канаева. Гимнастка вспоминала этот период так: «Я тренировалась до потери пульса, до потери сознания. На летних сборах тренировки занимали до 19 часов в сутки с небольшими перерывами, выходных у меня не было — я их не заслуживала». Тогда Екатерина переживала активный период роста, когда мышцы и кости особенно подвержены повреждению. От сильных нагрузок появилось много травм: гимнастка призналась, что она тренировалась буквально со сломанными ногами и даже не могла ходить, а передвигалась по ковру на руках или ползала на коленках. Сейчас Екатерине 19 лет, и эти травмы беспокоят ее до сих пор.

Находиться в Новогорске было тяжело не только физически, но и морально. Девушка рассказала, что Канаева унижала ее и доводила до истерики. При этом тренер установила табу на слезы. 

Она говорила: «В Новогорске плакать нельзя. Если ты не можешь сдержать свои эмоции, то выходишь, успокаиваешься и возвращаешься дальше работать»

Психологическое давление на юную спортсменку оказывала не только тренер, но также мама и вице-президент федерации Татьяна Колесникова. Они звонили Екатерине из Питера и ругали за подобные эпизоды. Травля была со всех сторон, никто не знал, как на самом деле проходят тренировки. «Я никому не говорила: понимала, что мое слово ничего не весит, если я скажу что-то, то мне не поверят», — призналась гимнастка. 

Близким и наставникам спортсмена важно помнить, что травмирующее влияние нагрузок можно свести к минимуму. Психолог Анастасия Митрофанова считает, что для этого нужно чаще интересоваться состоянием человека, предлагать не связанные с тренировками поездки и мероприятия, расспрашивать о хобби и помогать в планировании времени и поддержании баланса с другими сферами жизни.

История Екатерины разворачивалась незадолго до событий документального фильма «За пределом». В картине показано, как к Олимпиаде 2016 года готовили Маргариту Мамун, будущую чемпионку. Большой резонанс вызвали не успехи гимнастки, а тренерские методы. В адрес спортсменки Ирина Винер произносит такие слова: «Ты пошла нафиг», «Ты была полное го***», «Пошла она нафиг, если она не борец», «Скотина такая!». 

Екатерина рассказала, что обычно тренер — главная защита для гимнастки, но с Евгенией Канаевой оказалось по-другому. Наставница без повода высмеивала юную спортсменку на перерывах, а потом на нее косо смотрели в зале. Девушка не догадывалась, почему так происходит, и ей не у кого было искать понимания, ведь она была первой воспитанницей в тренерской карьере Канаевой. Только спустя время другие тренеры в Новогорске осознали, что проблема была не в спортсменке.

Когда все заканчивали тренироваться в 5-6 вечера, я — в 10-11. Я приходила в номер и плакала. Поэтому я приняла решение в пользу своего здоровья и психики и вернулась в Санкт-Петербург к первому тренеру

ВОПРОС: Нормально ли насилие в спорте? 

На мой взгляд, насилие — индикатор того, что что-то идет не так, и в любом случае ненормально. Тренер не справляется с выгоранием, поджимают сроки подготовки, что-то из желаемого не соответствует действительности: в любом случае можно найти причины этих негативных проявлений и исправить их, не допуская насилия. Важно помнить, что нет ничего более ценного, чем психологическое благополучие человека: если оно будет нарушено, будет сложно получать удовольствие от любых достижений.

У триатлониста Марка Высоцкого ситуация сложилась по-другому. В большом спорте он уже более 12 лет и ни разу не сталкивался с проявлениями психологического насилия. Наоборот, в его отношениях с тренерами всегда присутствовала поддержка. Например, при переходе из плавания в триатлон предыдущий наставник сказал, что в новом виде спорта будет больше шансов на успех.

Так и получилось, сейчас спортсмен — член сборной России. Его пример показывает, что для высоких достижений не нужно насилие. 

Марк считает, что высокий результат спортсмена невозможен без комфортной психологической обстановки, и отмечает, что ему повезло с наставниками: они старались найти с ним общий язык и не допускали давления. По его мнению, именно комфортная обстановка играет главную роль в спорте: если задавить спортсмена психологически, то невелика вероятность, что он хорошо выступит. «Это даже важнее физической натренированности. Психология может перечеркнуть все в один день».

Екатерина Аюпова, напротив, положительно оценивает пережитый спортивный опыт, хотя и считает, что все произошедшее было жестоким. Девушка рассказала, что это сделало ее более сильным человеком морально и физически.

Такую школу жизни может дать только спорт: он рано показывает, какие бывают люди, и это помогает в дальнейшем. Я рада, что прошла такой путь

ВОПРОС: Правильно ли говорить, что жесткий спорт вместе с пережитым психологическим насилием и травмами делает человека сильнее? 

Стрессовые ситуации, за которыми следует полноценный отдых, действительно скорее закаляют человека, если при этом он успешно справляется большее количество раз, чем терпит неудачу. Однако сильный и длительный стресс истощает ресурсы человека и рискует перерасти в хроническую форму. Чтобы избавиться от него, потребуется длительный период восстановления.

В корне неверно считать, что именно жестокий спорт делает человека сильнее. Так может показаться лишь при беглом взгляде со стороны. Опыт пережитого насилия действительно делает человека менее чувствительным к происходящим событиям, в том числе негативным, но это не имеет ничего общего с подлинной силой духа, опирающейся на осознанность и понимание своих потребностей. Для формирования сильной личности важны задачи, требующие моральной и физической мобилизации. Однако нужно следить за тем, чтобы стресс не превращался в хроническую усталость.

«Мы поедем на Игры?»

Не всегда карьера спортсменов складывается так, как им хочется, даже если они делают для этого все возможное. В субъективных видах спорта, таких, как художественная гимнастика, важно, какой регион или страну представляет спортсменка и кто ее тренер. Чтобы быть первой, недостаточно хорошо выступать. Серебро Дины Авериной на Олимпиаде 2020 в Токио, несправедливое по мнению многих, может быть тому подтверждением. 

В скоростных видах спорта, где результат зависит только от самого спортсмена, акцент смещается на эффективность тренировочного процесса. Тренеру и подопечному важно вместе сформулировать, какого результата они хотят добиться, и вместе идти к цели. Если этого сделать не получается, спортсмен может столкнуться с чувством нереализованности и неуспешности, которое может повлиять и на жизнь за стенами тренировочного зала. 

Екатерина Аюпова дважды претендовала на участие в чемпионате Европы, но выступить там так и не смогла. В 2016 году гимнастку впервые внесли в заявку, но за неделю до старта Ирина Винер сделала замену в составе. По словам гимнастки, роль сыграли и неудачное выступление на последнем старте перед европейским первенством, и неизвестность питерского тренера девушки, и сама Ирина Винер. Екатерина не скрывает, что на главу федерации, стараясь продвинуть свою ученицу Марию Сергееву, оказывала давление Амина Зарипова — тренер олимпийской чемпионки Маргариты Мамун. 

В 2017 году Екатерина также не поехала на чемпионат Европы, но уже из-за тренерского просчета: ввести ее в групповое упражнение решили слишком поздно. 

Я приехала в Питер, и вице-президент федерации гимнастики сказала мне: «Ну все, Аюпова, твоя лавочка закрыта. Ты больше не будешь первой, даже если будешь хорошо выступать. Ты никогда никуда не поедешь» 

Так и случилось: после этого Екатерина никогда не стояла на пьедестале и не выступала на крупных соревнованиях. В надежде перезапустить карьеру спортсменка даже сменила вид программы и выступила на Спартакиаде летом 2018 года. Но это не помогло, и вскоре ее убрали из состава в пользу более титулованных гимнасток. 

Девушка говорит, что ни о чем не жалеет: «Могла ли я добиться большего? Да, могла, при другом раскладе с тренерами. Если бы я сейчас вернулась в Новогорск, я бы ни одного действия не поменяла, даже быстрее бы уехала. Мне просто не повезло». Екатерина завершила карьеру в 18 лет в статусе мастера спорта международного класса, победительницы и призерки всероссийских и международных соревнований. Несмотря на то, что с чемпионатом Европы не сложилось дважды, у нее нет чувства нереализованности. Спортсменка отдавала спорту всю себя и на последнем старте выступила в свое удовольствие.

История Марка Высоцкого — еще и о важности взаимопонимания тренера и спортсмена. Триатлонист принял участие в первенстве Европы в 2021 году. Его целью было призерство этого старта, которое могло бы стать последним словом в юниорской категории. Марк был готов тренироваться больше, хотел менять методику тренировок, потому что чувствовал, что обладает всеми данными и потенциалом, чтобы получить медаль европейского первенства. Спортсмен понимал, что для более серьезных наград нужен другой подход к тренировкам. Но наставница оставила все как прежде. 

Первенство Европы закончилось не так, как хотелось Марку. Попытки обсудить произошедшее с тренером ни к чему не привели. 

После этого старта у меня было опустошение: ты год готовишься вдали от близких и семьи, постоянно на соревнованиях и сборах, убиваешь много сил и здоровья. Я нисколько не жалею об этом выборе. Однако когда ты понимаешь, что год просто потерян, сталкиваешься с чувством нереализованности. Оно присутствует и сейчас 

После первенства Европы Марк вернулся в Москву, но тот разговор с тренером ничего не изменил. «Когда прошла Олимпиада в Токио, я спросил у своего тренера: “Ну что, Ирина Николаевна, мы поедем на Игры в 2024 году?”. В ответ я не услышал ничего, и у меня опустились руки. Олимпиада для спортсмена — высшее достижение. Но для кого-то она недостижима и остается ироничной мечтой, пока другие действительно могут туда попасть». 

Спортсмену не хватило самого главного — тренерского содействия и поддержки. Герой вспоминает этот период как «черную полосу». Марк оказался перед выбором: закончить карьеру, смириться, работать в офисе и жить в однушке в Москве или добиваться желаемых высот и качественной жизни. Спортсмену повезло, он нашел нового тренера из Санкт-Петербурга и снова поверил в себя. С чувством нереализованности он борется уже в новом городе и в новой для себя взрослой категории. 

Как бывшим спортсменам справиться с чувством нереализованности?

Если человек погружается в любую деятельность с головой и начинает игнорировать другие сферы жизни, он во многом делает ставку на «все или ничего» и сильно рискует личной удовлетворенностью жизнью. Если чувствуется пустота после того, как из жизни ушло что-то важное, и эта рекомендация применима не только к спорту, необходимо подвести итоги этого этапа пути, отпустить то, что уже не вернуть, и начать выстраивать новые цели. Наиболее комфортно и эффективно это можно сделать в тандеме с психологом или психотерапевтом. 

*По решению Минюста России телеканал «Дождь» внесен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента 

Текст: Анастасия Самонина
Иллюстрации: Наталья Зеленова
Редактор: Анна Терешева