IMG_5914

Вся Велоночь впереди

Специально для вас, The Вышка пообщалась с Сергеем Никитиным о том, как он придумал формат велоночи, сделал автобусный маршрут «Вышка» и что планирует делать дальше

Кто: Сергей Никитин, российский историккультуролог, действительный член Русского географического общества

Где: кафедра Проектов в области культуры НИУ ВШЭ

Что: «Велоночь», всемирно известная как Velonotte; МосКультПрог

Факт: может ездить на любом велосипеде, кроме сломанного

Про НИУ ВШЭ, студентов и стрит-арт

В этом году преподаю в Веронском университете мой новый курс «Города русской культуры: от Смоленска до Владивостока». А в НИУ ВШЭ проводится сокращение финансирования, и в этом году я не буду читать лекции.

Преподавать начал в Риме: там работал над диссертацией – искал материалы в Капитолийском архиве. Об этом узнали коллеги из Университетов Рима, Флоренции и Вероны,оценили тему и ее научную новизну, пригласили меня прочесть несколько лекций для студентов.

После возвращения в Россию я преподавал на Истфаке МГУ, потом в других вузах… Три года назад я пришел на кафедру проектов в области культуры в НИУ ВШЭ. Я уже знал, что там классно, что на ней особая атмосфера общения преподавателей и студентов.

Довольно скоро мы стали творить вместе со студентами.

Первым был автобус «Вышка» в рамках одного из дней открытых дверей ВШЭ. Специальный маршрут возил желающих по самым красивым и необычным владениям университета, и ребята показывали бывшие дворцы, поликлиники, фабрики, и, конечно, роскошный КЦ Вышки на Воронцовом поле!

Потом мы придумали однодневный автобусный «Маршрут Стрит-арт», поддержанный Департаментом транспорта. Мы тогда разработали автобусную экскурсию по самым ярким произведениям уличного искусства Москвы. Одним из спикеров был известный критик Валентин Дьяконов, столичный уличный художник Кирилл Кто лично провел две экскурсии по своим родным переулкам меж Курским вокзалом и Покровкой – там, где КЦ Вышки, кстати. Там были его знаменитые тексты, кто-то помнит, наверное, например: «Слушаешь шансон или тыкаешь айфон, не суть важно. Помни про свой район»? Проект получился просто обалденный, и он стоил затраченных усилий, времени, нервов. Мы сейчас готовим второй маршрут по восточным окраинам города.

IMG_5799

Про «Велоночь»

«Велоночь»начиналась с эксперимента. Мы с командой «Москультпрога» все время думаем о форматах: автобусы, троллейбусы, метро, речные кораблики… И вот в 2006 году, кажется, появился первый московский Велодень. А потом оказалось: мы создали трендовую вещь. Мэры крупнейших городов мира ездят на работу на велосипеде. А мы сделали велосипед научным.

Естественно, развитие было постепенным, а организация каждого события занимала и занимает много времени. Дело в том, что «Велоночь» – это кино, в котором все важно. Это синтез искусства, науки и пространства. Важен образ, который складывается у участников после общения с тем или иным культурным пространством. Поэтому так важны тест-драйвы, архивные исследования, работа художников и музыкантов – чтобы синхронизировать подсветку зданий, перекрытие улиц, музыку, речи спикеров и вообще все то, что делает велоночь «Велоночью».

Наша публика – это люди, которым интересно. Выбор темы — это то, что нам кажется актуальным, новым для города: Ботаническая Велоночь в Риме, Велоночь, посвященная 80-летию Московского Метро, Веломузыка в Питере и Лондоне…

 

Велоночь проходит в каждом городе, как правило, на двух языках: на местном и на английском. Трансляция ведется по местному радио. Очень многое зависит от радиостанции и ее формата. Например, чтобы порадовать взыскательную лондонскую публику,мы работали с ResonanceFm – это радио интеллектуалов. А еще у этого радио совсем нет новостных выпусков: у нас было 5 часов эфирного времени, чтобы заполнить его потрясающей музыкой. Ведущим стал Джак Черстон (Jack Thurston), автор знаменитой радиопрограммы BikeShow. А сейчас мы готовим третью Лондонскую Велоночь, она про музыку. Мы называем ее «ночь поющих улиц»: пассажи маленького Моцарта, вокал Эми Уайнхаус, гитарные соло Джимми Хендрикса, вибрации Боба Марли будут сопровождать нас на протяжении всего маршрута.

Наша публика на событиях в Москве, Казани, Петербурге юная и динамичная. Особый колорит вносит наш радиопартнер – будь это федеральный Маяк, буржуазный Серебряный дождь или веселое Авторадио. Широкая, разная аудитория позволяет нам говорить в разных культурных регистрах, создавать как образовательные, так и экспериментальные проекты.

Про города, Москву и московское метро

Город – это место встречи. Потому так интересны мировые города – Венеция, Стамбул, Москва, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Санкт-Петербург — в которых элемент интернациональности имел и имеет огромное значение. Успех города – это привлекательностьдля талантливых людей, не важно, где они родились.

Я люблю города и верю в них как в генераторы экономики и культуры. Барселона — это не Каталония, Москва – не Россия

Город всегда разный, полиритмичный; когда меня просят показать Москву, я веду в Немецкую слободу, на Бауманскую – там, где творили Петр Великий, швейцарец Франц Лефорт, легендарный авиаконструктор Андрей Туполев, и я слышу: это не Москва. А потом мы отправляемся на Ивановскую Горку и любуемся видами Кремля, и люди опять говорят: «Это ведь не Москва». И в Марьине тоже интересно. Вот такая Москва: разная, многослойная. Потому тут так интересно.

cP2rxCHR7AA

Про будущее

Меня часто спрашивают: «Какой у вас бизнес-план?» А я говорю: «У нас бесконечный бизнес-план!»

Велоночьпроходит, но возвращаться к тому, о чем мы рассказывали, вы будете еще несколько лет.Вы окажетесь на станции метро Чистые пруды и будете искать место, где стоял памятник Кирову – об этом мы, например, рассказывали на Велоночи. Вы будете проходить по станции метро Кропоткинская и видеть то, что легло в основу ее образа: египетский зал соседнего Пушкинского музея. Такая вот реминисценция – гениальная станция!

Или вы будете смотреть на высотку над станцией метро Красные ворота и одновременно и гордиться, и ужасаться тому, что здание строилось под углом, на самом краю котлована –выхода метро. Под ним был заморожен грунт, и 10 лет оно «вставало» на заданную точку. Представляйте, что все эти 10 лет чувствовал инженер Абрамов, который пошел на риск?

Именно о риске, научно-обоснованном риске, смелых архитекторах станций метро, прославивших нас на весь мир, мы рассказывали на МетроВелоночи. Москва и метро неразделимы. Это огромный культурный пласт. Метро каждый день превращает приезжих из разных городов мира в москвичей. Если по какой-то причине человек не ездит в метро, то он еще не москвичи он еще не понимает, как устроен город. Содержательную часть этого проекта мы готовили два года к восьмидесятилетнему юбилею метрополитена.

Что еще

О чем еще думаю? О музыке! Мы готовим премьеру на Венецианский карнавал – комическую оперу «Innamorato Pigro».

Это еще один новый формат: актеры и зрители – все на гондолах, а Венеция станет живой декорацией

IMG_5907

Недавно мы с коллегами проехали всю страну по Транссибирской магистрали: лекции, встречи, море впечатлений. В какой-то момент ходили по Байкалу, и стала рождаться новая опера «Транссибириата»; ее первые фрагменты войдут в наш новый экскурсионный продукт «Волшебный Красноярск» в начале ноября.

Идеи

Как мы работаем? Мы из разных стран, нас объединяет вера в города и интеллект, любовь к путешествиям и музыке. И нам интересно сотрудничать с местными сообществами и генерировать новые. Например, на 9 Московской Велоночиучастникам было предложено одеться в цвета своей ветки: цвет как повод для общения, социализации участников. Мир, в котором есть локальность, – он ведь уютней. Кстати,на Велоночи больше всего костюмировались ребята с зеленой ветки.

Велоночь –это путешествие в мир, где царствуют новейшие исследования и неповторимые истории, в мир, где интересно.

Текст: Аля Романовская
Фото: Олеся Иванченко