селедки

Электричка Одинцово-Москва

Осмысляем эстетику утренней электрички и пытаемся зафиксировать примечательные моменты, связанные с ней

Что вы знаете о любви? О, любовь – это прекрасное чувство. Она заставляет срываться с места, семимильными шагами преодолевать препятствия из ступенек, в пару мгновений оббегать прохожих и, ни на секунду не останавливаясь, нестись навстречу ей. Ей одной. Узнали себя? Я вот узнал. Именно такие чувства наполняют меня каждый день. Ведь мне нужна только она. Электричка Одинцово — Москва!

Двери с неохотой разъехались в разные стороны, и поток людей втолкнул меня в распростертые объятия электрички. Людей было как всегда много, люди как всегда были сердитые, усталые и озлобленные. Непонятно, злились ли они на ранний подъем, или причиной их плохого настроения стала давка, ими же и устроенная, однако лица большинства были кислыми и неприветливыми.

Двери закрываются. Электричка мчится навстречу большому городу

Одинцово — Баковка — Трехгорка — Немчиновка

Каждый, кто хоть раз преодолевал дистанцию от Одинцово до Москвы, подтвердит мои слова: первые несколько станций пролетают на одном дыхании. На спертом дыхании. Дышать в вагоне нечем, и с каждой секундой становится только хуже. Сколько вам приходилось обходиться без воздуха? 30 секунд? 40? Минуту? Электричка поможет поставить новые рекорды. Люди, решив, что они — газ, на каждой станции все прибывали и прибывали в вагон, стараясь заполнить собою все отведенное пространство. В глазах каждого читалась зависть к сидящим и стремление устроиться поудобнее, во что бы то ни стало. В ход шло все — от локтей и туловища до сумок, портфелей и прочих подручных средств.

Вообще на протяжении всего пути единственная мысль: “КОГДА ЖЕ УЖЕ НАКОНЕЦ?”, но на первых минутах она не дает покоя. Редкий оптимист способен преодолеть первые несколько станций в час пик с улыбкой на лице.

Немчиновка — Сетунь

Отрезок между этими станциями, возможно, самый важный этап  всей поездки. Именно здесь где-то на второй минуте пути начинаешь чувствовать легкое головокружение, пальцы норовят сильнее вцепится в поручень, а легкие постепенно наполняются воздухом. Новым воздухом, совсем не таким, каким они дышали всего пару мгновений назад. Да, здесь начинается наша столица. Даже ежедневно пересекая МКАД, все равно продолжаешь чувствовать нечто необыкновенное, некую причастность к чему-то большому.

Существует поверье, что все москвичи, выезжая за черту, несколько секунд чувствуют себя неловко

Москва как будто не отпускает их, тянет силой притяжения в центр, стараясь закрутить всех и каждого в центрифуге событий. Вы скажете, здесь много воды и лирики, и будете правы, но чем как не ей заполнить пространство, глядя в окно на скучный урбанизированный пейзаж.

Сетунь — Рабочий поселок — Кунцево

Тот момент, когда организм привыкает к окружающей действительности, довольно сложно уловить. Просто в один миг наступает такое состояние, когда ты уже не замечаешь ни людей вокруг, ни шум мчащегося состава. Это – золотые минуты поездки в электричке, и каждый старается вызвать их различными методами. Некоторые люди читают книги, другие просматривают сводку новостей. Кто поизвращеннее – умудряется даже посмотреть кино. Ну а что? Если говорить о фильмах про зомби-апокалипсис, вагон электрички может похвастаться превосходным 5D.

Снимок экрана 2015-11-16 в 16.26.08

Однако Кунцево — это переломная точка маршрута. Именно здесь поток людей перестаёт вваливаться в электричку и начинает выливаться из неё, попутно сбивая всё на своем пути. Именно на Кунцево можно случайно выйти, просто потому что ты стоял у входа, и толпа решила, что тебе пора. Вцепившись в поручень, я крепко стоял на ногах и, стиснув зубы, представлял себя то отважным мореплавателем, сопротивляющимся шторму, то спартанцем в Фермопилах. Когда казалось, что бороться с потоком больше нет мочи, я наконец завидел свободное место совсем рядом и волевым усилием достиг его, тяжело опустившись на кресло и переводя дух. На меня было страшно смотреть. Рюкзак висел на одной лямке, кепка съехала на бок, а наушники вылетели из ушей и жалобно болтались, норовя зацепиться за что-нибудь. Поезд мягко тронулся и двинулся дальше.


Лайфхак

Как выжить в утренней электричке

1. Войдя в электричку, оглянись вокруг. Ищи глазами большие и тяжелые предметы о которые можно опереться;

2. По возможности, постарайся не вынимать наушники из ушей;

3. Держись… нет, ДЕРЖИСЬ за поручень;

4. Всегда исследуй обстановку на наличие пенсионеров;

5. Будь готов дать бой ушлым, желающим на тебя прилечь, соседям;

6. Помни мамин совет, что не стоит сорить деньгами. Если тебе попались уж очень настырные продавцы/попрошайки — внимательно изучай пейзаж за окном или дай им достойный отпор;

7. Если ты слишком буквально воспринял мамины советы и ездишь зайцем, то избегай контролеров: беги, когда все бегут, будь начеку и помни про возможность перебежать в другой вагон;

8. Пойми, пятиминутный сон — тоже сон;

9. Не забудь про перерыв в расписании.


Кунцево — Фили

Пара глубоких вдохов и выдохов по методике физкультурника дали о себе знать, и вот, уже почти полностью остановившись, я оглядел вагон новыми глазами. Народу убавилось раза в четыре, люди по-прежнему стояли и сидели довольно близко друг к другу, но теперь между ними можно было спокойно перемещаться без вреда для здоровья. И этим тут же воспользовались появившиеся из ниоткуда торговцы, музыканты и попрошайки. Выстроившись в колонну и рассчитавшись на первый-второй, они друг за другом с интервалом в минуту стали демонстрировать чудеса маркетинга и пиара: иногда собственный вокал, но чаще жалостливую мину на лице и протянутую руку.

Вообще об этих маркетологах можно писать отдельную статью, обособленное место в которой заняла бы и каста попрошаек. Обычный студент по пути от места жительства до универа при большом желании, чистой душе, неуемной сердобольности и бездонном кошельке может вылечить больных, накормить голодных, защитить обездоленных, спасти угнетенных и опохмелить пьяных. Любой каприз за ваши деньги. Хотел примерить плащ супергероя? Получите и распишитесь.

Глядя в окно, я ждал, когда на горизонте покажется силуэт Филевской платформы. Теперь почти все сидят и в вагоне как будто становится просторнее.

торговцы

Фили — Тестовская

Поскорее воткнув наушники и выкрутив громкость на максимум, я решил уйти из мира посторонних звуков в собственное музыкальное пространство и немного порелаксировать. Но планам моим не суждено было сбыться. Наслаждение от звуков фортепиано, гитары и скрипки быстро сменились резкими и настойчивыми толчками. Открыв глаза, я увидел перед собой пожилую даму, гневно глядящую на меня из-за больших круглых очков и что-то быстро говорившую. К счастью (или к сожалению), в ушах моих все еще были затычки, и я не мог разобрать ни слова. Я видел лишь губы, после каждой реплики складывающиеся в презрительную гримасу.

Путем недюжинного мыслительного процесса я быстро понял, что меня просят освободить место, и, повинуясь воле агрессивной старушенции, поднялся на ноги. Пассажирка опустилась на сидение, но продолжала что-то настойчиво говорить. Слушать её не было никакого желания. Я почему-то был уверен, что слово спасибо вряд ли произносят с таким выражением лица. Да и слогов в нем неизмеримо меньше, чем в том потоке, что на меня изливали.

Справедливо рассудив, что поспать я уже не успею, я ретировался в другую часть вагона, подальше от летевших мне вслед: “Молодежь уже не та…”

Тестовская — Беговая

После того как двери поезда закрываются за последним клерком из Moscow-City, и электричка трогается в путь, наступают последние минуты движения. Сердце радостно бьётся в предвкушении прибытия. А в вагонах уже можно развернуться, и сидячие места больше не кажутся редкостью. Особенно ярко это чувствуется на Беговой, где выходит, кажется, большая часть пассажиров. Когда вагон уже наполовину пуст или наполовину полон, поездка превращается в сплошное удовольствие.

Москва (Белорусский вокзал)

Я сидел себе, спокойно поглядывая на пролетавшие мимо коробки домов, группы машин и громады небоскребов. Затишье перед бурей – вот слова, характеризующие финальный этап маршрута электрички Одинцово — Москва. Люди подобно бегунам встают с места и приводят себя в боевую готовность. Впереди их ждет рабочая суета, спешка, метро, толкотня и множество других событий, о которых мы не сможем ничего утверждать.

Точно сказать можно лишь одно – вечером они снова окажутся здесь, в этом поезде, и будут следовать обратно, чтобы повторить свой путь. День за днем. Вечер за утром. Ровно час в день жители Дубков и Одинцово проводят в электричке. Семь часов в неделю. Тридцать часов в месяц. Пятнадцать суток в год! Вы только задумайтесь об этом. Поняв это, я решил, что электричка – тоже часть жизни. Ровный отрезок со своими паузами и остановками, с собственными взлетами и падениями, плюсами и минусами. С грязным прокуренным тамбуром и удобным, комфортабельным сидением. С пьяным соседом или милой девушкой напротив. Своя. Родная…

Станция Москва Белорусский вокзал. Поезд дальше не идет. Просьба покинуть вагоны

Текст: Костя Валякин

Иллюстрации: Александра Даниель