Преподаватели Школы культурологии рекомендуют книги на ярмарке Non/fiction

Главное книжное событие года, ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, пройдет в ЦДХ с 28 ноября по 2 декабря. Собрали для вас топ книг, представленных на ярмарке, по версии преподавателей Школы культурологии. 

Ян Левченко

  1. «Мир Образов. Образы мира» (под редакцией Наталии Мазур)
    Фундаментальная хрестоматия по классике visual studies, хотя и не без архаичного искусствоведческого снобизма. Для первой работы такого уровня на русском языке важнейшая веха.
  2.  Фредерик Джеймисон, «Постмодернизм, или Логика позднего капитализма» 
    Классика, которую сложно обойти вниманием всякому человеку гуманитарного склада. Она опоздала примерно на 20 лет — вышла бы, если без утопических претензий, году в 1998, пришлась бы к месту, а сейчас — только поставить на полку. Но поставить надо.
  3. Адам Гринфилд, «Радикальные технологии. Устройство повседневной жизни»  
    Это не только что вышедшая, но заслуживающая самого пристального внимания книга ведущего дизайнера, маркетолога и технологического публициста рассказывает о том, в каком будущем мы оказались, как необратимо изменилась повседневность эпохи четвертой индустриальной революции, и, разумеется, как можно с помощью всего этого счастливо жить.

Анна Ганжа

  1. Мария Пироговская, «Миазмы, симптомы, улики: запахи между медициной и моралью в русской культуре второй половины XIX века»  
    Я думаю, эту книгу ждёт такой успех, как у знаменитого исследования Ольги Вайнштейн о дендизме — соотношение эвристики, исторической насыщенности и методологической выверенности — безупречное, а исторических ольфакторных исследований в России практически еще не было.
  2. Джорджо Агамбен, «Автопортрет в кабинете»
    Я очень ценю этот издательский жанр разрозненных монологов здесь плотно цепляются друг за друга факты биографии, глубоко закапсулированная рефлексия, полупроговоренное и недоговоренное.
  3.  Ги Дебор, «Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве»
    Это полезный, очень полезный сборник работ, написанных Ги Дебором в разные годы. Кажется, что всё описанное там должно было давным-давно устареть, но в России еще даже до конца и не освоено. Исследователи современного искусства, которые уже заговорили на языке Рансьера и Буррио, смогут обогатить свой концептуальный лексикон и расширить границы актуалистского жаргона.

Ольга Рогинская

  1.  Марина Давыдова, «Культура Zero. Очерки русской жизни и европейской сцены»  
    Путеводитель по современному театру от лучшего театрального критика.
  2.  Антуан Лилти, «Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750-1850)»
    Фундированный историко-культурный взгляд на «горячую» тему звёзд и знаменитостей в современной культуре.
  3.  Говард Рейнгольд, «Умная толпа: новая социальная революция»  
    Эта книга уже стала классикой культуральных исследований. Отдельное внимание к ней может быть связано с интересом к практикам флешмоба.

Артем Рондарев

  1.  Фредрик Джеймисон, «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма»  
    Книга посвящена исследованию такого до сих пор проблематичного концепта как постмодернизм: вне зависимости от того, как вы к нему относитесь, нельзя пропустить практически центральный труд на данную тему, хотя бы затем, чтобы знать временные рамки этого явления, его проблематику и его структурные элементы и не считать более, как справедливо пишет автор предисловия Александр Павлов, что постмодернизм это Деррида и иже с ним.
  1. Элайджа Уолд, «Как The Beatles уничтожили рок-н-ролл»  
    Не знаю, насколько прилично рекламировать книгу, которую сам перевел, но смысл в том, что о музыке у нас книг вообще выходит немного, о популярной музыке тем более, а уж таких объемных и масштабных трудов, охватывающих практически весь двадцатый век и подробно описывающих не традиционные биографии звезд, а контексты и условия, в которых эти звезды появились, и совсем по пальцам перечесть. В каком-то смысле эта книга эталон того, как надо рассказывать о поп-музыке, и ее, конечно, следует читать всякому, кто намерен заниматься исследованиями в этой области.
  2. Ги Дебор, «Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве»  
    Сборник текстов Ги Дебора, одного из лидеров ситуационистского интернационала и автора чрезвычайно популярной и влиятельной книги «Общество спектакля». Про ситуационизм и все, что с ним связано, сейчас вообще полезно читать, потому что это эта форма прямого действия и семиотической партизанской атаки на традиционные символические структуры, неоднократно осмеянная и дезавуированная, сейчас, в эпоху уличного активизма, хип-хопа и вновь возрождающегося интереса к панк-этике оказывается странно актуальной.

Текст: Алла Гутникова

Редактор: Анастасия Ларионова