W1qnAeG_a3Y

Политическая наука: о сложном простым языком

 Уже больше года в Санкт-Петербурге существует научно-популярный проект «Гражданин Политолог», созданный исключительно студенческими усилиями. Он собирает ведущих экспертов для дискуссии об актуальных проблемах и показывает, чем настоящая политология отличается от болтовни. Организаторами проекта являются выпускники Вышки — Виктория Полторацкая и Кирилл Шамиев. После завершения очередного цикла встреч они рассказали о том, как пришла идея проекта и почему он важен. В качестве бонуса мы собрали для вас записи трех встреч, наиболее понравившихся нашей редакции

Об идее проекта

Виктория Полторацкая: Это была давняя идея. И у меня, и у Кирилла было ощущение, что сделать проект про политологию вне университета — это важно и необходимо.

Лично я рассуждала с той точки зрения, что есть много супер—специалистов в какой-то определённой сфере, но будучи студентом не так много возможностей послушать их именно по той теме, в которой они конкретно специализируются, просто потому что в их задачи входят более общие курсы по политологии

Плюс было ощущение, что нет площадки, где эти специалисты могли бы рассказать о себе и своих знаниях не для студентов, а для тех, у кого совсем нет выхода на такой контент. Идея была исключительно в голове, у Кирилла были свои мысли на этот счёт, мы долго это все обсуждали, а потом как-то случайно рассказали про это Мише Комину, выпускнику питерской Вышки, эксперту в «Центре стратегических разработок».

Он этой идеей очень загорелся, и благодаря его знакомствам мы звали первых спикеров, договаривались об организации с «Буковоедом», Полит.ру и Дмитрием Травиным, профессором Европейского университета в Санкт— Петербурге, который стал бессменным модератором встреч.

Кирилл Шамиев: Мы пытались реанимировать молодежное отделение Российской ассоциации политической науки в Санкт-Петербурге, набрали туда активных людей — тогда они были студентами и аспирантами, а сейчас они там же работают, преподают и пишут кандидатские — и начали думать, что мы можем сделать.

Поэтому мы решили сфокусироваться на популяризации политологии, тем более, что как раз на конец 2015-го — 2016-й год пришелся пик популярности непонятных людей на телевидении, которые называли себя политологами.

Стало понятно, что организовывать какие-нибудь конференции или научно-исследовательские семинары — это достаточно скучно, да и в Петербурге, на наш взгляд, есть всего три университета, где политологию преподают нормально (РАНХиГС, Вышка и ЕУ), и в нас они особенно не нуждаются.

Поэтому мы решили сфокусироваться на популяризации политологии, тем более, что как раз на конец 2015-го — 2016-й год пришелся пик популярности непонятных людей на телевидении, которые называли себя политологами.

И мы начали думать: «Что же такое происходит, почему политология не может за себя постоять?» Так пришла идея создать этот проект, тем более что уже были попытки реализовать его альфа-версию на базе департамента Прикладной политологии, хотя и менее удачные.

Мы собрались в Marketplace  на Невском проспекте — там были я, Вика, Миша Комин, Миша Карягин, кто-то еще, кто потом не принимал участия, и у нас появилась организационная группа.

О гражданских целях 

Виктория Полторацкая: Дискуссия о том, что цель “Гражданина Политолога” — научно-популярное продвижение политологического знания, ведётся не только в наших организационных кругах, но и среди тех, кто про наш проект слышал, знает его и как-то взаимодействует с другими НКО.

Мне хотелось, чтобы политология вернула себе доброе имя. Это была лично моя цель, но она, конечно же, по пути забила ещё один мяч — в ворота гражданского просвещения.

В целом есть два лагеря — тех, кто считает, что мы занимаемся гражданским просвещением, и тех, кто считает, что мы занимаемся популяризацией науки. Вероятно, правда где-то посередине, но я бы сказала так: когда мы начинали этот проект, лично я думала только о том, что политология должна стать в общественном сознании прежде всего наукой.

Наукой, которая очень многое объясняет нам об обществе, политике и жизни в нашей стране. Мне хотелось, чтобы политология вернула себе доброе имя. Это была лично моя цель, но она, конечно же, по пути забила ещё один мяч — в ворота гражданского просвещения.

Усложняя диалог о политическом, мы заставляем людей думать, осмыслять политические события в стране совершенно на другом уровне.

Кирилл Шамиев: Да, я так считаю и пытаюсь лоббировать эту повестку. Сейчас это ощущается меньше, но год назад я это ощущал очень остро, что есть научная политология, она закрыта в себе, пишет много статей, хорошие политологи пишут статьи на английском и публикуются в журналах с ограниченным доступом, которые либо очень дорогие, либо доступны только студентам хороших университетов.

А есть всякие шарлатаны — очень непрофессиональные и даже бессовестные люди, которые называют себя политологами (они могут даже реально закончить бакалавриат или специалитет по политологии в каком-нибудь странном вузе), выступают от имени политической науки на телевидении и объясняют, почему что-то хорошо.

Политология, во-первых, не оперирует терминами «хорошо» и «плохо», а, во-вторых, может приводить в корне противоположные аргументы о том, почему это что-то нелогично или неэффективно. Это могут  быть какие-то недавние события в нашей стране, что-то связанное  политическим режимом, много примеров.

Лично моя позиция заключается в том, что политическая наука, как и другие социально-гуманитарные науки, должны защищать себя в общественном обсуждении и тем самым показывать, что мы не фигней какой-нибудь на конференциях занимаемся, а чем-то важным, что помогает жизни общества — тем более в России, где политической науки не существовало до 90-х годов, и сейчас она тоже не всегда нормально воспринимается.

Мы все часто слышали комментарии о том, что политолог — это такой болтун, который ничего толкового сказать не может. Но это не так, и мы знаем, что политология пользуется сложными методами, которые требуют профильного образования для работы.

Гражданская цель состоит в том, чтобы показать, что наша реальность поддается нормальному качественному объяснению, и многие вещи можно и нужно обсуждать, используя науку и исследователей — просто им надо помочь говорить о сложных проблемах обычным языком.

Об организации проекта

Виктория: Очень много времени и сил. Сложно сказать точно, потому что организация начинается примерно за 3 месяца до цикла и заканчивается через пару месяцев после окончания — когда мы публикуем все видео и расшифровки.

Конечно, самое напряженное время — это за две недели до и во время самого периода дискуссий. Но сейчас у нас большая команда прекрасных ребят, которые прекрасно со всем справляются, и жить стало значительно проще.

Важное правило в такого рода проектах — не бояться делегировать обязанности и доверять другим людям.

Кирилл: Я думаю, что Вика уже в основном ответила, я немного добавлю от себя. Самый сложный этап длится месяц-полтора, и где-то полтора месяца подготовки, то есть всего три месяца.

За три месяца мы определяем темы — смотрим наиболее яркие сюжеты, пытаемся вспомнить, что произошло за год-полгода в международной или внутренней политике, в социальных процессах — и решаем, что может быть интересно нашим слушателям.

Потом начинаем думать, кого можем позвать, в каких организациях есть эксперты, и где-то за полтора месяца начинаем с ними связываться. За месяц мы связываемся с «Буквоедом» и просим предоставить площадку — там нас уже знают и радуются, потому что у них там и книжки покупают после «Гражданина Политолога», и в целом они социально ориентированные, за что им большое спасибо. Кто помогает: команда организаторов, она сейчас большая ( Полина Скуматова, Руслан Валиев, Валерия Лаврентьева, Виктория Здоровилова, Екатерина Бобровникова, Тая Шенцева и Александр Хлопов), там второкурсники и первокурсники политологии питерской Вышки, часть студентов из РАНХиГСа, Вика из Европейского университета,  а Тая и я, например, выпустились в этом году. Ну и «Буквоед», менеджер по организации мероприятий.

Об экспертах и встречах 

Виктория: Сначала мы садимся командой и в формате мозгового штурма придумываем программу, обычно за несколько часов. Думаем, что такого происходит сейчас в мире, или должно произойти в поле политики, что реально важно и актуально для людей. Актуальность темы именно на уровне интереса к её обсуждению — это, пожалуй, самое важное.

Люди приходят нас послушать не потому, что они хотят нудной научной лекции, а потому, что есть темы, которые их волнуют, или вопросы, ответы на которые они никак не могут найти.

Набор спикеров рождается не всегда по знакомству, но немаловажно для нас заранее знать, что это за специалист, как он или она умеет выступать, говорить простым языком и так далее.

Кирилл: Да, сначала выбираем тему, а потом смотрим, кого мы знаем. С кем-то сразу понятно: если тема по реформам, то это, например, преподаватели Вышки: Григорьев И.С., Декальчук А. А. и Стародубцев А. В., их надо просить. А так — заходим на страницы университетов и исследовательских центров, смотрим странички исследователей или преподавателей, которые там работают, и пытаемся понять, подходят ли они к теме.

Таким образом происходит отбор, заранее мы знаем процентов 15, зато потом — всех, и это очень хорошо. Иногда бывает — я бы сказал, в 50% случаев — что эксперты не могут, уезжают на конференции или еще что-то.

Мы ведь в такое время проводим, в конце ноября — начале декабря, есть всегда зимняя конференция, и летом все основные в начале июня. Но все удается, я считаю, что у нас были очень хорошие спикеры. С частью из них нужно было поработать, но это наши организационные дела, которые мы хотим улучшить, чтобы наши дискуссии были более информативны для слушателей.

Что будет дальше?

Виктория: Новый сезон будет в конце ноября — начале декабря, и делать его будут преимущественно наши новые ребята , которые в большинстве своём из Вышки, хотя есть и студенты РАНХиГСа. Мы готовы со своей стороны помогать всем, чем сможем, но основная проблема в нашем физическом отсутствии в стране в следующем году. Однако это не значит, что мы отдаляемся от проекта: у нас много новых идей и задумок, мы хотим запускать разные дополнительные проекты на базе ГП, в которых будем принимать более активное участие.

Кирилл: Новый цикл в конце ноября — начале декабря и, может быть, до этого организуем что-нибудь одноразовое, какие-нибудь новые субпроекты в течение июля-ноября, посмотрим.

Команда сформировалась действительно хорошая, ребята все активные и талантливые — и я говорю это не ради похвалы, у них реально есть свои способности и таланты, в которых они превосходят нас, и они готовы развиваться.

Да, это изменит нашу вовлеченность, потому что мы переезжаем в Будапешт, так как поступили в Центрально-Европейский Университет. Но мы не оставляем этот проект, я не вижу никаких проблем с тем, чтобы помочь с выбором тем или спикеров, написать или позвонить кому-то — сейчас это можно сделать из любой точки Земли.


Люди хотят перемен: что происходит с Западом

Вскоре после ноябрьской победы Дональда Трампа на выборах в США «Гражданин Политолог» собрал экспертов из СПбГУ, Европейского Университета и фонда Фридриха Наумана, чтобы обсудить, почему на Западе стал популярен так называемый «правый популизм». Встреча интересна не только разговорами о внутренних проблемах западных стран, но и возможностью проверить декабрьские предсказания политологов о недавних выборах.

Запись встречи на Youtube: youtu.be/iS8fyOJjiis

Транскрипция встречи на сайте Полит.Ру: polit.ru/article/2017/04/16/populism/

The Great Debate — зачем политике наука?

Открытие декабрьского сезона запомнилось слушателям сольным выступлением Григория Голосова, одного из известнейших российских политологов и профессора Европейского университета. В ней он объясняет, насколько тяжело создавать надежное знание о работе общественных механизмов и насколько часто общество, в том числе российское, эти знания использует.

Транскрипция встречи на сайте Полит.Ру: polit.ru/article/2017/04/29/golosov/

Экономика vs государство современной России: что дороже?

Та самая «подпольная» встреча на тему, без перерыва актуальную для России на протяжении нескольких десятков лет. Маргарита Завадская из Европейского Университета и Павел Усанов из РАНХиГС (любимые многими в разное время как Вышкинские преподаватели) рассуждают о влиянии государства на экономику, и экономики — на государство.

Запись встречи на Youtube: youtu.be/5oCmcEed16s

Транскрипция встречи на сайте Полит.Ру: polit.ru/article/2017/03/04/ecostate/


Текст: Максим Расчупкин
Фото: личных архив проекта