16095010-2014-05-16-12.47.50

Курс на Coursera

В Вышке активно развивают онлайн-образование, в частности сотрудничают с Coursera. Специально для вас The Вышка узнала, как она работает изнутри и кто те люди, что помогают преподавателям вести курс, но остаются за кадром

Что такое Coursera

Coursera – бесплатные онлайн-курсы от ведущих университетов мира.

В современном мире важность онлайн образования не вызывает сомнений. Кто-то читает информационные пабликиВконтакте, кто-то часами сидит на сайте National Geographic, а кто-то выбирает специальные курсы в Интернете. На сегодняшний день Coursera– один из самых популярных порталов для самообразования. Там можно выбрать курс на любой вкус и цвет – от основ программирования до концепции создания комиксов. «Зачем нам все это?» – спросите вы.  «Все очень просто. Мы хотим помочь вам учиться лучше и быстрее. Вот почему при разработке нашей платформы мы взяли за основу проверенные методы обучения, одобренные ведущими исследователями», – говорят создатели образовательного интернет-портала.

coursera-april-fools-underwater-basketweaving

Проект сотрудничает с ВУЗами, которые публикуют и ведут в системе курсы по различным отраслям знаний. Слушатели решают онлайн-тесты, просматривают видеоуроки и обсуждают сложные вопросы на форумах, где в этом им помогают преподаватели и их ассистенты.

При чем здесь Вышка

Одиннадцать образовательных курсов, завершившихся в первый год работы ВШЭ на платформе Coursera (2014 г.), собрали почти 300-тысячную аудиторию. К уже имеющимся курсам (семи русскоязычным и четырем англоязычным), которые начались и завершились на Coursera в конце 2014 добавились еще столько же. Расширение присутствия Вышки на платформе Coursera– это стратегическое решение университета. По словам проректора Сергея Рощина, blendedlearning, то есть сочетание технологий онлайн- и офлайн-обучения, становится одной из доминирующих тенденций в современном образовании. Но чтобы интернет-технологии можно было эффективно включать в образовательный процесс, курсы, подобные тем, что существуют на Coursera, должны быть не «дискретными», а достаточно регулярными и постоянными, поэтому предполагается в будущем даже часть предметов для студентов перенести на онлайн-платформу.

О том, что на форуме можно столкнуться как с профессиональными, обстоятельными комментариями по сути предмета, так и со злостным «оффтопом» на самые странные темы, говорила автор курса «Основы корпоративных финансов» Ирина Ивашковская.

Нужно отдавать себе отчет, что эту аудиторию мы не контролируем, что это – океан

Сергей Рощин
Проректор НИУ ВШЭ

На Coursera есть и форум для общения. И хотя «тролли» задают работы модераторам, форум выполняет очень важную функцию для самих слушателей, дифференцируя их. «Новички» могут быстро получить ответ на интересующие их вопросы по теме предмета, а более «продвинутые» слушатели получают возможность побыть в роли преподавателей. Николай Берзон отметил, что на форуме его курса можно было встретить профессиональных трейдеров, которые на конкретных примерах объясняли, как работает финансовый рынок.

Слово ассистентам

 

EaZyixwwUPY

Анна, ассистент преподавателя по курсу «Эконометрика»

Эконометрика была моим любимым предметом в бакалавриате, и, когда я узнала о возможном появлении курса по эконометрике от Вышки на Coursera, мне непременно захотелось стать частью данного проекта. Также мое решение помогать в данном курсе было связано с тем, что я знала, что Борис Демешев, который меня учил этому предмету в бакалавриате, обязательно придумает много нового и интересного. Так что я знала, что смогу не только помогать другим, но и узнать что-то новое и для себя как в эконометрике, так и в Coursera.

В процессе работы возникало много сложностей и неожиданностей, начиная с того, что для того, чтобы вести курс, надо было изучить, как Coursera работает изнутри.

Непростая задача, но в то же время очень занимательно было увидеть процесс с другой стороны: до этого я сама проходила курсы на Coursera, а теперь помогала в создании нового и делала все, что в моих силах, чтобы слушатели чувствовали нашу поддержку и оперативно получали ответы на возникающие у них вопросы.

По этой причине мы с Ваней (другим ассистентом) постоянно работали за кадром, составляя тесты, вбивая их в систему, прорешивая задания друг друга, отвечая на форуме по несколько часов в день.

В общем эмоций относительно курса очень много положительных, несмотря на то что усилий было приложено очень много и что курс занимал очень много времени, которое надо было распределять эффективно, чтобы успеть сделать другие свои дела и ответить на возникающие вопросы слушателей.

Snimok_ekrana_2015-10-20_v_10_27_43

Тимур, ассистент преподавателя по курсу «Институциональная экономика»

О Coursera я узнал почти сразу как она появилась, в 2012 году. Я работаю в сфере образования, поэтому регулярно слежу за новостями в этой области.

Еще задолго до Coursera я часто пользовался MIT OpenSource –интернет-ресурсом, на котором выкладывались курсы и задания одного из лучших технических университетов мира. Насколько я знаю, это был один из первых примеров такого рода – когда ведущий университет предоставляет свободный доступ к лучшим своим курсам. А когда появились EdX и Coursera, я записался сразу на очень разные курсы – от математической логики до мировой истории. Мне нравится учиться, поэтому для меня эти ресурсы стали чуть ли не основным хобби.

Поэтому когда мне предложили поучаствовать в создании курса на Coursera, я сразу согласился. Было интересно оказаться по ту сторону баррикади изнутри посмотреть, как это работает.

Идею предложила Мария Юдкевич, проректор Вышки и директор ИНИИ. У нас в институте собралась целая команда людей с большим опытом преподавания институциональной экономики, и мы решили перенести этот опыт в онлайн сферу.

Мы поделили курс на несколько больших тем. Каждый взял себе то, что ему ближе и совпадает с исследовательскими интересами. В течение примерно полугода мы регулярно встречались, обсуждали концепцию курса, содержание каждой темы, возможные контрольные задания и многое другое.

Наша задача заключалась в том, чтобы дать слушателям курса представление о том, что такое институциональная экономика, какие вопросы она изучает и почему эти знания могут быть полезны каждому. Даже тем, кто не собирается быть профессиональным экономистом. Мы готовили курс для максимально широкой аудитории.

Как я уже сказал, каждый готовил конспект по одной из тем курса. Мне досталась тема про институты и экономическое развитие». Она наиболее близка к моим интересам. Я попытался так организовать тему, чтобы у слушателей было представление о развитии этой области знания. О том, какие вопросы ставят перед собой исследователи экономического развития, какие ответы уже получены, а какие еще ждут своих. Мне кажется, что, судя по отзывам на форуме, у нас получилось сделать интересный и полезный курс для всех желающих повысить свои знания в этой области.

Особых сложностей не было. Это была интересная совместная работа. Я скажу так: за месяцы подготовки курса я многому научился у своих коллег :). Нам не так часто удается обсудить детали курсов, которые мы преподаем в Вышке. А здесь был целенаправленный обмен мнениями о том, как лучше подать тот или иной материал.

Многое из того, что мы обсуждали в эти месяцы, я теперь перенес в аудиторию к студентам. Так что получился занятный симбиоз онлайн- и традиционного образования.

Самый смешной момент за все время работы – это последний видеоролик, в котором собраны эпизоды, не вошедшие в курс. Знаете, как в некоторых фильмах Джеки Чана в конце показывают неудачные дубли. По-моему, это первый раз, когда на Курсере появляется что-то подобное. Это была отличная находка, я считаю. Не бывает хорошей лекции без толики юмора.

полина

Полина, ассистент преподавателя по курсу «Философия культуры»

Изначально я знала о Coursera в общих чертах:о том, что это портал онлайн-образования, о достижениях и преимуществах открытых онлайн-курсов на его примере, он был больше других порталов «на слуху». Но я не проходила на нём никакие курсы – читала их описания, смотрела программы, возможно, даже думала о том, чтобы на что-то записаться, но не представляла, как это будет работать конкретно со мной на практике и потому откладывала это.

Или бывало так: находился невероятно интересный курс, я восторженно читала описание, искала кнопку «записаться», а курс уже кончился, и непонятно, ожидается ли повторный запуск.

Впрочем, там есть, кажется, пометка «уведомлять меня о повторном запуске курса».

Предложил участие автор курса «Философия культуры», ординарный профессор Школы культурологии Александр Львович Доброхотов. В сентябре А. Мазуров из Центра развития образовательной среды пригласил всех ассистентов на общий семинар, где рассказывалось о том, как работает Coursera, – и началось!

Официально моя роль в этом проекте называется «ассистент лектора», основные задачи – модерация форума, составление проверочных заданий, редактирование субтитров к видеолекциям. То есть лектор пишет программу курса, обозначает все темы и подтемы занятий, записывает сами видеолекции, делает к ним презентаци, специальные сотрудники занимаются монтажом видео и созданием субтитров, а нам предстоит, например, загрузить на страницу темы презентацию (поскольку её может и не быть, она иногда факультативна), проверить наличие всех заголовков у видеолекций, проверить тайминг (для онлайн-курса это важно:слушателям необходимо заранее знать, сколько какой отрывок длится).

В общем, мы заблаговременно проверяем само наличие всех компонентов и материалов недельного цикла и их состояние. Редактирование субтитров – это не только орфография и пунктуация, но и терминологические моменты, правописание имён и дат, названий упоминаемых работ и книг.

Кроме тестов и проверочных работ в конце каждой недели, мы писали объявления для начала каждой недели: три пункта в свободной неформальной форме о том, что слушателям предстоит пройти, напоминания о дедлайнах. Тест, посвящённый теме недели, в течение всех семи дней можно проходить без штрафов, а со следующей недели они назначаютсякаждый день. Спустя эту вторую неделю возможность пройти тест закрывается (этим были расстроены те, кто в довольно большом количестве присоединился к нам примерно на 4-5 неделе).

Мы вставляли в видеолекции интересные цитаты и несложные вопросы на стоп-кадре,чтобы смотреть и слушать было интереснее, чтобы слушатель не только пассивно впитывал информацию, но и учился задавать вопросы сам на примерах внутри нарратива лекции. Ну, и модерация форума – общение с участниками, с ними обязательно надо общаться каждый день хотя бы немножко, это естественная часть курса. Отвечали как на технические вопросы (которых уже примерно к 3 неделе стало в разы меньше), так и на содержательные, – в трудных моментах приглашали ответить Александра Львовича, и присутствие лектора на форуме добавляло всему мероприятию солидности :).

Сложности, думаю, более или менее очевидны. Тайм-менеджмент: с одной стороны, это сравнительный фриланс – отвечаешь на форуме раз в день, но откуда угодно и во сколько угодно, придумывать тесты – то же самое (выбираете на неделе свободные вечер-другой, устраиваете «брейнсторм»); но к ночи с воскресенья на понедельник (это лучше, чем с утра в понедельник) всё должно быть выложено на сайт и готово (хотя иногда время публикации устанавливается утреннее –это зависит от географии участников, в каких часовых поясах кого больше). Совершенно разный уровень участников, их подготовки, их отношения к предмету (это связано с общим проблемным статусом гуманитарных дисциплин в постсоветской России, и русскоязычные гуманитарные курсы на Coursera – один из факторов его улучшения), нужно быть очень внимательным в общении, уметь объяснить доступно и внятно, то есть перед тобой даже в модерации форума стоит некоторая педагогическая задача. Готовить же задания и тесты было несложно и интересно – да, это кропотливая и трудоёмкая работа, но это требовало от нас задействования всех наших профессиональных навыков и компетенций, чему мы были только рады.

Сложности возникли с расчётом формулы итоговой оценки: на что сколько процентов отвести, из чего её складывать…

Мы включали активность на форуме в оценку, 10%, для получения которых надо трижды отписаться в обсуждении (желательно, разумеется, написать что-то содержательное). Не все были этому рады: среди причин недовольства называли и позднюю запись на курс (присоединился на 7 из 8 недель и всё оставшееся время знакомился с уже написанным на форуме), и нежелание общаться на форуме в принципе. Но ведь 3 реплики за 8 недель – это несложно, к тому же, необязательно задавать вопросы, можно и отвечать на них! И общение на форуме – это своеобразная версия семинарского занятия, которое не существует без увлечённой дискуссии по теме (мы создавали отдельную ветку для каждой недели, а дальше слушатели могли создавать сами и посвящать общение подтемам, особенно заинтересовавшим их).

Форс-мажора вроде «не выложил задания в понедельник»/«не общался с участниками форума неделю, и они решили, что их уже бросили и о них забыли» не случалось: от проблем неправильного тайм-менеджмента мы старались себя максимально обезопасить. Периодически вызывал непонимание сам формат работы – здесь нужно запастись терпением и раз за разом отвечать на очень похожие вопросы, которые тебе к 3 неделе кажутся совсем простыми, но ведь примерно так и работает техподдержка. К счастью, спорных работ было не больше 5, так что это не потребовало больших усилий. Но слушатели были очень благодарны за такое внимание к ним.

Что дала работа в Coursera? Крутую строчку в резюме.

Кроме шуток, можно сказать официальным языком рекомендательных писем про бесценную (вообще-то так и есть) возможность задействовать собственные компетенции культуролога (прошедшего курс «Философия культуры» на 2 курсе в аудиторном формате) в Digital Humanities на портале мирового значения.

Нет, лично мы, кажется, не приобрели в процессе модерации форума новых знакомых, хотя, думаю, многие члены форума перезнакомились и продолжают общение о философии культуры вне курса. Мы попробовали себя одновременно в качестве модераторов форума и составителей разного рода учебно-информационных материалов – от тестов до анонсов. Мы узнали о Вышкином «Центре развития образовательной среды» и о других курсах, которые запускались от нашего университета. Наконец, нам неизменно нужно было представлять себя на месте среднего участника курса, смотреть на задания его глазами, так что мы, помимо прочего, повторили «Философию культуры».

Итак, если после таких пламенных речей вы решили сразу регистрироваться на все курсы, то тут главное – не переусердствовать и оставить время на сон. А если появилось желание пообщаться с такими же людьми, полными энергии и энтузиазма, приходите в Digital October, где «лаборатории знаний всегда бесплатны, всегда проходят по одному адресу в центре Москвы, а их кураторы всегда общаются с вами на русском языке».

Текст подготовила Мига Пенкова