Каждому по клубу
Кино, камешки, книгу или огня? В Вышке найдется все и на любой вкус. Если есть спрос, то найдется и предложение. Пообщались с руководителями нескольких вышкинских клубов, о которых не знать просто стыдно
Киноклуб СКИФ
СКИФ в Вконтакте
Киноклубу исторического факультета (СКИФ) чуть больше двух лет, его основателем была девушка, впоследствии уехавшая на полгода учиться в Броннингем. Конечно, когда она вернулась и захотела принимать активное участие в жизни клуба вновь, руководителем уже был другой человек.
Григорий Волчков
Суть работы
Изначально в начале года мы продумываем все мелкие идеи, думаем, чего хотим за это время добиться, составляем программу, ищем концепции. Размышляем над тем, кто из вышкинских преподавателей мог бы нам помочь.
Например, фильм «Вне закона». На его примере мы хотим поговорить о такой манере повествования как Road Movie. Действие необязательно происходит все время на дороге, в машине, но сам сюжет структурно выполнен именно в таком жанре. Затем смотрим, кто из преподавателей нашего и других факультетов занимается подобной тематикой, кому это было когда-то давно интересно, кто был вовлечен в это. Пишем преподавателю, устанавливаем день, время и место и встречаем его.
Речь в данном случае идёт не о лицензиях, мы не зовем кинокритиков. Претенденты конечно были, но в основном сейчас опираемся на преподавателей. Они приходят и рассказывают о своих впечатлениях, о фильме и добавляют специфические знания, полученные в рамках тех тем, которыми они занимаются профильно.
Каждый раз получается по-разному. Это своего рода лекция, после которой начинается обсуждение тех моментов, которые были не совсем понятны в фильме, или вызвали какие-то чувства внутри. Иногда рассуждаем о речи докладчика, в качестве которого выступил преподаватель.
Схема на ближайшие полгода
Уже сейчас мы знаем, чем планируем заниматься в долгосрочной перспективе. Если нет стабильности во встречах, на мой взгляд, теряется сама концепция организации, поэтому мы продумываем, глядя далеко вперед.
Они считают подобного рода встречи интересным мероприятием. А мы в свою очередь обязаны предоставить для них максимально удобные условия.Важно понимать, что преподаватели – люди занятые, у каждого личная жизнь, их следует приглашать заранее, к тому же это не оплачивается, ведь они приходят на добрых началах, едва ли занимаясь самопиаром.
Стараемся держаться графика и собираться раз в две недели, но иногда это бывает проблематично. К примеру, весь прошлый год проводили показы на Петровке, но сейчас стало меньше свободного места, и поэтому мы переехали на Мясницкую.
Говоря о содержании, часто встречаемся с парадоксом, что именно тяжелые фильмы пользуются бо́льшим успехом. Например, работа Андрея Кончаловского 1967 года «Коротко история отсебятины». Тут не следует забывать, что мы же все-таки немножечко люди искусства, поэтому очень важно, чтобы куратор, который имеет заключающее значение в выборе картин, ориентировался на настроение, которое бытует в определенный момент времени, и понимал, что тема должна прямо или косвенно относиться к тому периоду. «Субмарина» — чисто октябрьский фильм. Ненавязчивый саундтрек и вся гамма создают хмуро-дождливое впечатление. Вообще, у нас очень красиво, особенно в конце зимы, когда спускаешься к Китай-Городу, полно домиков новогодней тематики, гирлянд.
О нас знает порядочное число людей, потому что раньше мы рассказывали про СКИФ в корпусах. Но в последнее время ходит мало народу. Показ той же «Субмарины» мы относим к золотым денькам – у нас было около 80 человек. В аудитории не хватало стульев, фильм начался, а они все подходили и подходили. А иногда доходит и до абсурда, и на показ собираются всего лишь около 5 человек.
Цель киноклуба
В этом году стараемся так подбирать фильмы, чтобы они были не готовым продуктом, а только началом на пути к дальнейшему разговору и запускали мыслительный механизм.
Нам хочется показать то, что почему-то вдруг не стало таким массовым и растиражированным, но, тем не менее, является очень глубоким и интересным. Мы не смотрим Пазалини, не смотрим Феллини. Действительно, это фильмы высокого вкуса. В этом году у нас запланирован Тарантино, но не «Омерзительная восьмерка», не «Джанго» и не «Убить Билла», это фильм, про который никто вообще не слышал, а жаль.
Именно на этом показе будет, скорее всего, А.Павлов (один из лучших кинокритиков России, доцент Философии НИУ ВШЭ). Он любит артхаус, написал про него книгу и, надеемся, достойно представит материал по данной тематике.
Клуб ГО
Клуб ГО в Вконтакте
Игра го не так известна в России, как шахматы, но в свете недавних событий — победы компьютерной программы от Google AlphaGo над одним из сильнейших профессиональных игроков в го Ли Седоля, эта игра входит в поле зрения широкой аудитории. Несмотря на то, что официальная история Го в России насчитывает уже больше 30 лет, самый крутой профессионал едва ли переступил порог 35-летия. Игра Го серьезно развита на Востоке, крупные компании проводят турниры с призовым фондом, ну и как и в любом популярном спорте здесь высока конкуренция, поэтому детей с самого раннего детства отдают в специальные академии, школы и университеты по игре в го. Считается, что она развивает оба полушария мозга, память, логику, выносливость и терпение. Игра го пользуется популярностью на Востоке, и в нее любят поиграть за неспешной беседой или после деловой встречи в ресторанах и кафе.
Екатерина Гнеденко
Идея создания
История клуба началась в 2008 году по инициативе выпускника факультета Мировой экономики и мировой политики — Василия Юренкова. Он организовал в Вышке мастер-класс с учителем го и главой клуба «Сэнтэ». Заметив заинтересованность студентов, декан факультета Сергей Александрович Караганов лично выделил деньги на закупку всего необходимого для игры. Комплекты досок и камней для клуба привез из Китая студент 5 курса Дмитрий Гончаров, и с января 2009 в стенах Вышки появилось го.
В самом начале костяк клуба составляла команда сильных игроков, которые выступали на турнирах от имени нашего вуза. Но когда большинство из них закончили Вышку, го-клуб перестал функционировать, и лишь в 2011 году возобновил постоянную работу. Однако в связи с ремонтом корпуса на Покровке и переездом факультета два года встречи игроков были крайне редкими. И вот в ноябре 2014 года мы решили восстановить клуб, чтобы усилия наших предшественников не пропали даром и как можно больше людей узнали об этой игре.
Ребята, выпустившись, не оставили после себя никакой структуры. Не было никакого формата постоянных встреч и преемственности. Они просто собирались, играли и уходили домой. По сути мы продолжили такой же формат встреч, но когда Покровку закрыли на ремонт, факультет переехал, а Го клуб перестал существовать. Во время переезда факультета мы потеряли все комплекты, материалы, и где-то год или больше не могли их найти.
Клуб не функционировал. Потом нашли доски и попытались возродить. В тот момент я поняла, что если ничего не будет сделано, то о клубе забудут, и весь тот путь, который прошли идейные вдохновители, окажется напрасен.
Мы воссоздали клуб фактически с нуля. Никого кроме меня и двух человек не было. И в этом году, по сути, у клуба началась вторая жизнь.
Путь от новичка до Гуру
Почти все ребята сейчас 1-2 курс, но есть и старшекурсники, а также школьники из Школы Юного Востоковеда. Приходят и хорошие игроки из других вузов, но раньше приходило больше, мы просто играли, общались. У нас нет разделения на «ты из Вышки, а он – нет», но, конечно, сейчас больше первокурсников из числа тех, кто остался с нами после БЖД. На наше первое мероприятие пришло около 70 человек, в то время как мы рассчитывали на 30-40. Нам тогда пришлось делать вторую презентацию, чтобы вместить всех. Практически все ребята, кто сейчас едет на турнир, остались после тех двух презентаций.
Во всех корпусах Вышки существует только два кампуса, где есть Го клуб. Это Москва и Нижний Новгород. В других кампусах, возможно, и есть игроки, но мы не нашли формально действующих организаций. В нижегородском клубе есть очень активный руководитель, который загорелся идей приехать к нам провести турнир. Это было очень интересно, и было решено сделать из этого традицию. Недавно сами ездили, выиграли во всех номинациях. Наверное, это показатель.
Ребята часто приводят своих друзей, и это только поощряется.
Мы собираемся каждую пятницу на Шаболовке, разбираем партии, читаем лекции по теории го, учим играть новичков, пьем чай и общаемся. К нам постоянно приходят начинающие игроки, что очень вдохновляет: у го-клуба растут достойные продолжатели. Когда игра интересна и приносит радость людям, когда они узнают новое и расширяют границы мира, когда они заводят в клубе новых друзей — это то, ради чего и существует го-клуб.
Литературная студия НИУ ВШЭ
Студия в Вконтакте
О литературе не нужно писать лишних слов, она говорит за себя. Можно не только перечитывать любимые произведения раз за разом, но и привносить что-то своё.
Ерофей Моряков
Идея создания
Студия существует с 2009 года и неоднократно претерпевала изменения, касающиеся формата встреч, смен руководителей или числа активных действующих лиц. В 2012 году ребята, ранее участвовавшие в различного рода литературных клубах Москвы, решали создать свой на базе НИУ ВШЭ. Основательница того клуба сейчас работает в доме писателей и иногда зовет нас к себе.
Раньше было проще. Существовала площадка, мы часто собирались, планировали делать презентацию на ночь в культурном центре, была крутая идея поэтической дуэли между Маяковским и Есениным. Готовили сценки, отрывки из произведений. Делились мнениями, не совпадали в них и в итоге вылились в несколько самостоятельных организаций, работа которых постепенно свелась к нулю.
Периодически появляются люди, готовые взять весь процесс на себя, они приходят, дают толчок, яркой звездой вспыхивая на небосводе, но и также стремительно исчезают. Долгое время все многообразие литературных собраний сводилось к эпицентрам культурных событий, будь то День Вышки или Свободный микрофон в Дубках.
Сейчас концепция студии завершила свое развитие и готова развернуться в полномасштабный проект.
Из цели дать анализ, критику, передачу чувств и эмоций посредством прочтения того или иного произведения и его последующего обсуждения, мы выросли до более глобально осуществимой цели: научить людей писать. Мыслить, оттачивать технику и общаться с мастерами своего дела.
Формат встреч
Все занятия состоят из двух частей, прикладной и теоретической, при этом разбавленных встречами с современными поэтами и писателями, проведением мастер-классов и так называемого «выхода в поле».
Важно понимать и уметь отличать, что есть беспросветные кучи кибермусора, разлагающиеся стихи.ру и прочие агрегаты, ныне отжившие свой срок. Сейчас, когда писать может любой, а его плоды в совершенно свободном доступе могут видеть все, значение слова начало угасать.
Нужно учиться создавать композицию, точно выверенную и отработанную. Пусть 100 трудов уйдут в стол, но зато в конце получится Один. Который в конечном итоге, спустя много лет, также окажется в топке в связи с безграничным развитием мастерства.
Таким образом, у нас дается теория, задания на качественную отработку ее дома и возможность общения с теми людьми, которые уже добились определенных высот.
Высшая школа огня
Высшая школа огня в Вконтакте
Многие смотрят с замиранием сердца на то, как ловко ребята умеют справляться с огнем. В детстве многие из нас боялись подойти даже близко к горячему пламени, а сегодня у нас есть возможность испытать подобное на себе.
Михаил Урусов
Идея создания
Как-то я написал сообщение: «Есть ли Файерщики в Вышке?», мне ответила одна девушка, и где-то полгода мы крутили вместе с ней и ребятами, которые потом ушли. С сентября к нам пришли новички, которых мы начали учить, пришли несколько опытных файерщиков, которые давно крутили. Потом присоединились ребята: они просто увидели наши занятия в парке и решили стать частью команды. До осени формировали основной состав. Основная проблема на зимний период состояла в отсутствии зала. Найти вне Вышки трудно, а внутри — еще нереальнее.
Мы не являемся формальной организацией, потому что мне лень возиться со всей этой морокой и бегать с бумажками. Формально мы – подразделение Высшего пилотажа, и нас не существует.
Просто изначально я все планировал не как организацию, а просто как клуб файерщиков, которые вместе тренируются, неважно, откуда они. Вместе учатся и ездят на фестивали. Мы выступали на Дне Вышки, и как раз после этого у нас появился поток людей.
Самое необходимое для новичка
Найти нашу группу ВК, написать непосредственно либо руководителю, либо в самой группе, и потом мы свяжемся, все расскажем и покажем. Если у человека нет реквизита, выдаем на первое время, потом либо помогаем собрать самому, либо советуем, где купить.
Новичку условно до хорошего уровня, при условии периодических тренировок, достаточно где-то год. Если серьезно заниматься, самому гореть желанием и не просто запоминать какие-то элементы с тренировок, а дополнительно прорабатывать все еще раз, день за днем, пробовать новое. Пока ты пришел, ты тренируешься до упора. Все периодически приходят и начинают крутить то, что хотят, показывают что-то новое. Манипуляция тем и хороша, что всю базу можно выучить по видео, а все сложные трюки придумать самим.
Мастер-классы организованы сейчас по тому же принципу. Вам не будут рассказывать, как выполнять простые упражнения. Очень много людей, которые приезжают на фестивали просто посмотреть на процесс. Ты получаешь не инвенты, а то, куда копать, учат целой теории. Количество элементов стремится к бесконечности, а их комбинация к двойной бесконечности. Существует отдельный мир теорий, например, Теория цветов. В манипуляции все очень свободолюбивые. Посмотрев на выступление профессионала, сразу ты не сможешь запомнить и капли из того, что он покажет. Однако, уловив общее движение, непосредственно пробуя сам, ты понимаешь, о чем шла речь, дорабатываешь и придумываешь что-то своё.
Постоянного состава сейчас около 9 человек, но при этом люди всегда нужны, особенно если им это интересно. Для фестиваля такое количество людей, которые будут крутить и заниматься, для хорошего номера, среднего по качеству, вполне и более чем достаточно. Просто я не люблю, как происходят файер-шоу в нашей стране и СНГ. Мы подтачиваемся либо под технику, либо под артистизм. Они не просто крутят чтобы крутить.
Грамотная подготовка номера к фестивалю требует действительно очень много времени. Как таковыми файер-шоу мы еще не готовы заниматься, скорее больше манипуляцией в целом, просто для саморазвития. И готовы открыть двери всем желающим.
Файерщики в Москве
Наше сообщество как бы есть, но при этом весьма малочисленно. В Москве как-то все сами по себе. Мы собираемся на фестивалях и разного рода мероприятиях, но не более. Нет четкой структуры. Файерские фестивали есть под Ростовом, под Нижним Новгородом, часто они идут вкупе с танцами типа трайба и йогой, сейчас возобновился Киевский фестиваль. Один из самых масштабных — это «Живые огни» в Питере в конце сентября. Даже в Москве время от времени проводится что-то.
Польза организму и не только
Это тренирует все группы мышц абсолютно. Чем мне нравится манипуляция — в отличие от простых зрелищных видов искусства она очень открыта для новых идей. У нас нет списка обязательных элементов, равно как и запрещенных.
Ты всегда можешь внести что-то своё. Если ты в состоянии вместо одной палки крутить три – пожалуйста. Жонглируешь пятью – еще лучше. Хочешь добавить танцы, гимнастику или акробатику – мы это принимаем. Главное, чтобы смотрелось красиво.
Была известная история в 2013 году, когда одна команда разработала новую конструкцию стафов/палки из карбоновых трубок, и смогла на них стоять. Эта идея мгновенно приобрела популярность, и из-за этого сильно пошла в массы. Это технически довольно сложно, но кто-то все же пробует.
История зарождения искусства
Ведутся споры, что такое манипуляция: спорт или не спорт. Каждый решает для себя сам, если вы идете за техникой – это спорт, артистизм, идея, постановка номеров, музыка – искусство. Но мы не попадаем под определение спорта из википедии. У нас нет соревнований. Есть фестивали, где оценивают только твою технику, однако все очень субъективно. Чисто понравилось-не понравилось. Именно поэтому обычно судей очень много, в районе 5-6 человек, для достижения максимальной объективности.
Ходит красивая история про племя маори, что у них якобы были огненные камни на веревках. Ну это так, для легенды и ритуалов. Одно ясно: пройдя долгий путь из Азии в Европу, манипуляция, наконец-то, затронула и нас.
Современные тенденции развития
Европа не занимается фестивалями. Они снимают видео и получают лайки. Живут на Ютубе. В России это малопопулярно. Среди коллективов сейчас очень много коммерции, а опытные профессионалы этого не любят. У нас как: «Ой, я научился крутить несколько элементов, ой, я себя не поджигаю, ой, я хочу выступать за деньги». Коллективов, показывающих что-то оригинальное, красочное забавное и с хорошей техникой сейчас очень мало. У нас не так популярно самообучение. Среди опытных артистов снимают слишком мало наработок. В Европе, в отличие от нас, нет коммерции. Они не делают огненные шоу, да и свадьбы у них не такие.
Мы очень молодые. Самому опытному профессионалу чуть меньше 30 лет. Ребята думают, что раз они умеют крутить 5 базовых элементов, то можно спокойно идти крутить за деньги. Поэтому происходит большой отсев на тех, кому это действительно интересно, и тех, кто бы хотел этим дальше заниматься.
Основное скопление файерщиков наблюдалось на Болотной площади последние лет 6, но сейчас зарождается тусовка на Китай-Городе под эгидой первого жонглерского клуба «Дикая планета». Приходят новые люди, собираются ребята, которые хотят делать красивые шоу. Проводятся фестивали и конвенции с целью обмена опытом. Манипуляция – это еще и жонглеры. Но не то, как учат в цирке, а то, как хочется. Так что, в целом, это представляет собой огромный пласт наработанного материала, который по своему объему близок к вселенной, всегда открыт для нового и позволяет приблизиться к бесконечному самосовершенствованию.
Текст: Надежда Фатеева
Фото: Марьяна Балезина