CE_2

Звуки питерской Вышки

Ежегодно на базе питерской Вышки проводится музыкальный фестиваль HSE Music Fest, призванный поддержать вышкинские музыкальные коллективы, продолжающие традиции петербургских групп: от «Сплина» до «Психеи». Несмотря на юный возраст участников, каждому из них уже успели покориться самые крупные городские площадки. Питерская редакция поговорила со студентами Вышки, для которых увлечение музыкой превратилось в нечто большее, о том, как создать группу и правильно расставить приоритеты между учебой и творчеством.

С чего все начиналось

Мегаватты

Егор Балушкин, студент 3 курса, ОП «Социология и социальная информатика», бас-гитарист группы «Лифт на Луну»: Мысль создать группу пришла в голову совершенно спонтанно. Фактически мы с друзьями просто шли по улице и неожиданно решили: нужно собираться, учиться и играть. Самые первые выступления прошли в Кингисеппе (город в Ленинградской области прим. The Вышка). Собственно там и образовался костяк группы. На мой взгляд, те первые полтора-два года были скорее стартовой площадкой для того, чтобы учиться и набираться опыта как хорошего, так и плохого.

Идея назвать группу именно так пришла в голову нашему вокалисту после того, как мы разочаровались в своем предыдущем названии. Оно и правда было ужасное, даже вспоминать не хочу. Как он придумал словосочетание «Лифт на Луну» одному богу известно, но сразу стало понятно: это то, что нужно. К такому названию можно придумать кучу разных смыслов. Для нас это одновременно и метафора невозможности, и лифт, который с помощью музыки отправляет до самой Луны. В общем, когда оно было озвучено, нам показалось, что это невероятно модно и нужно отныне называться именно так.

С тех пор мы — «Лифт на Луну». А в лифте, как известно, всегда играет музыка, причем самая разная. Поэтому с самого начала мы решили, что не будем определять наш жанр

И, конечно, тут же выдумали свой собственный — лифт-рок.

По сути в музыке, которую мы исполняем, важно только то, чтобы она нам нравилась. Это может и не ново, зато очень важно. Играть что-то не ради себя, а ради кого-то другого, как минимум скучно. Сразу начинает казаться, что занимаешься чем-то не тем. Поэтому мы ориентируемся только на свои ощущения. И это дает свои плоды! Мы находимся полностью в свободном плавании, притом что движемся мы, естественно, только вверх, как и подобает любому лифту.

Владислав Чернацкий, студент 1 курса, ОП «Менеджмент», соло-гитарист, вокалист, композитор группы «Мегаватты»: Идея сформировать группу возникла у нас достаточно давно, и в итоге все эти мечты сложились в один вектор. Все началось 4 года назад, когда мы с отцом поехали на фестиваль «Нашествие» и там ночью наткнулись на ребят, которые организовали на парковке целую сцену, на которой могли выступить все желающие. Мы тоже решили сыграть несколько песен и загорелись желанием приехать в следующем году и выступить, но уже с отрепетированной программой. Сначала закупили две электрогитары и почти год ушел на разучивание песен для полноценного концерта. Но на фестивале подавляющую часть репертуара мы не смогли сыграть с требуемым качеством из-за косяков организаторов. Нас это не остановило.

До декабря 2015 года сочинялись собственные тексты, придумывалось название, а в январе 2016 года, взяв в качестве барабанщика моего брата, мы начали проводить первые репетиции у себя дома. В феврале к нам присоединился басист, и полностью укомплектованная группа начала полноценную деятельность. К июню 2016 года большая часть собственного и каверного материала обрела свое, достаточно драйвовое звучание.

В итоге мы поехали на «Нашествие», прихватив с собой полный комплект музыкального оборудования, и отыграли два полноценных сета, состоящих преимущественно из песен собственного сочинения, в первую и вторую ночь фестиваля

Сцену, как и ранее, организовали посреди поля на парковке. Потом в результате двух месяцев невероятно интенсивной работы в ноябре мы дали полноценный сольный концерт в клубе «Зал ожидания» с полноэкранным видео, фейерверками, подтанцовкой, аниматорами, топ-моделями и прочими элементами шоу.

Виктор Сыропятов, студент 2 курса ОП «История», гитарист и вокалист группы «Clouds Electric»: Когда я поступил в ВШЭ и приехал в Питер, мне хотелось найти единомышленников, создать группу и играть собственные песни. Музыкой и сочинительством я занимаюсь с где-то с 14 лет. К этому времени у меня уже была идея назвать группу «Clouds Electric», так как это название, на мой взгляд, было легко произносимое и хорошо отражало идею саунда, который я хотел делать. Идею мне подал российский фильм «Электрические облака», в котором меня очень впечатлила визуальная составляющая. На стиль музыки очень большое влияние оказал британский и американский альтернативный рок девяностых-нулевых. Плюс прослеживается сильное влияние различных электронных стилей.

Собрались мы так: через знакомую я встретился с Борисом, которого она отрекомендовала как хорошего барабанщика. С Виктором я учусь на одном курсе, но общаться мы стали после выезда курса, где с неожиданностью для себя обнаружили, что являемся единомышленниками в плане музыки. Николай — басист — жил в одном общежитии с Виктором, который и привлек его, так как нам, собственно, нужен был басист.

Иван Левченко, студент 1 курса ОП «Менеджмент», гитарист группы «Jack Yellow»: История, наверное, вполне обычная, как у всех. Года три назад нас с другими членами группы объединили общие музыкальные интересы и мы решили, что хотим играть любимые песни. Потом так вышло, что получилось написать что-то свое. С этим и возникло желание играть нашу музыку для чужих ушей. Что касается названия, то эта история окутана мраком тайны. Могу сказать только, что шли мы к нему очень долго.

Опыт выступлений

Лифт на Луну

Егор: Мы пытали счастье на двух больших фестивалях, связанных с рок-музыкой. Первым был Emergenza. В 2017 мы дошли там до финала и благодаря этому сыграли на самых масштабных площадках Питера: в клубах «Аврора» и «Космонавт». Второй фестиваль — «Рок-Иммунитет». На нем мы победили и выступили сначала в клубе «А2», а потом на празднике выпускников «Алые паруса» в том же 2017 на Дворцовой. Судя только по моим ощущениям, Лифт на Луну раскрывается, когда играет перед большой публикой. Как павлин расправляет хвост. Есть группы, которые на open-air начинают играть как-то по другому, иногда даже лучше, чем на записи. Как Касабиан, например. Вот и мы, мне кажется, из той же обоймы. Хотя еще посмотрим, конечно, open-air у нас был только один.

Владислав: У нас на счету 4 сольные программы, которые представлялись на «Нашествии», в клубах «Зал Ожидания», «MOD» и «Action». Плюс многочисленные выступления на фестивалях, конкурсах и open-air. На мой взгляд, самые запоминающиеся концерты были именно в «Зале Ожидания», а еще в клубах «Аврора» и «Космонавт», в рамках международного фестиваля Emergenza.

Виктор: За полтора года существования группы мы дали всего три концерта. Все из них организовывала одна и та же питерская эмо-тусовка. В основном на них приходило не больше ста человек, нас же слушало человек 20, получалось довольно андеграундно.

Однако на последнем концерте, когда мы играли финальную, довольно лиричную песню, несколько человек танцевали под нее медленный танец, и это было безумно приятно наблюдать со сцены

Иван: В течение прошлого года нашей группе посчастливилось сыграть в нескольких крупных клубах вроде «Авроры», «Космонавта» и «Оперы» в рамках международного музыкального фестиваля Emergenza. Кроме того, мы были участниками прошлогоднего вышкинского музфеста, выступали в «Зале Ожидания». До сих пор считаем, что это был один из наших лучших сетов.

Как совмещать учебу и творчество

Jack Yellow

Егор: Трудностей в совмещении учебы с музыкой у меня не возникает. Вообще, считаю, что не бывает сложно, если то, чем ты занимаешься, увлекает. Мне вот безумно нравится играть музыку, и я получаю большое удовольствие от своей учебы. Особенно сейчас, на третьем курсе. В конце семестра, конечно, бывает напряженно, но каждую бессонную ночь я всегда вспоминаю с улыбкой до ушей. Важна расстановка приоритетов, но тут никогда не угадаешь, универсальных правил нет. Для меня в приоритете на первом месте всегда стоит группа, для кого-то может быть по-другому. Если реже об этом задумываться, то и проще сразу становится, потому что не нужно предполагать, что будет через месяц и начинать депрессовать по этому поводу. Хотя и такое бывает.

Владислав: Я не вижу особой сложности в том, чтобы успевать и то, и то. Иногда бывают моменты, когда мероприятия, которые проходят в Вышке, идут друг за другом или накладываются на концерты, которые проходят вместе с группой. Тогда подготовка к ним немного осложняется, поскольку приходится фокусироваться сразу на нескольких событиях, а это бывает нелегко. А так, спокойно удается совмещать учебу и творческую деятельность.

Виктор: На самом деле, это зависит от того насколько серьезно ты относишься к музыке. Мне кажется, что в Вышке достаточно сложно совмещать на серьезном уровне учебу с творчеством. Я бы уделял второму больше времени, но не всегда получается. Хотя, я думаю, что это не зависит от учебного заведения.

Где бы ты не учился, однажды придется расставить приоритеты

Иван: На мой взгляд, в вопросе расстановки приоритетов между учебой и творчеством, каждый должен решить для себя. При условии, что такая необходимость выбора одного в ущерб другому вообще появляется. Лично я в приоритет скорее поставлю музыку, но на личном опыте пока что с таким выбором не сталкивался.

Самые запоминающиеся случаи с репетиций или концертов

Clouds Electric

Егор: С каждой нашей репетиции можно писать целый сценарий к фильму. Меня всегда восхищает, что они каждый раз разные. Это, кстати, во многом помогает не скучать. Мы собираемся по четыре раза в неделю и абсолютно все зависит от общего настроения. В понедельник мы можем усердно работать над чем-нибудь, быть очень скрупулезными, останавливаться на мелочах, разбирать их, много думать, много обсуждать и все по делу.

На следующий день за всю репетицию сыграть полторы песни для галочки и шутить шутки как на плохого качества версусах

А на третий день вообще поссориться из-за какой-то мелочи до такой степени, что видеть друг друга не хочется. И все для того, чтобы на четвертый день собраться опять и совершенно нормально друг к другу относится. Никогда не знаешь, что происходит в «Лифте на Луну». Даже если сам ты в нем едешь уже не один год. Пожалуй, это и есть то, что нравится мне больше всего.

Владислав: Во время последнего сольного концерта был один интересный случай. Мы тогда пригласили Александра Чернецкого (лидер петербургской рок-группы «Разные люди» прим. The Вышка), и посередине программы был момент, когда он играл вместе с нами. После того как Александр отыграл свою часть, он вместе с моим отцом ушел за кулисы, так как начиналась вторая часть, в которой пел преимущественно я. Папа должен был выйти ближе к концу отделения.

Но когда пришло время ему появиться на сцене, я увидел, что что-то пошло не так. Допел свой куплет и понял, что он на эту песню уже не выйдет, и мне пришлось, на ходу вспоминая его партию, петь за него

Все закончилось очень пристойно, только некоторые зрители обратили внимание, что песню спели не так, как обычно. Оказывается, наш гость был очень впечатлен нашим выступлением, это немного затянулось и наш расслабившийся от комплиментов фронтмэн заметил, что не успел выйти на свою часть, только в самом конце песни. Были у нас и эпизоды, связанные с тем, что на выступлении отказывало оборудование, ломались дымогенераторы и заливали все скользкой жижей, не работали мониторы, видеоинженеры путали видеоряд. Все это мы преодолеваем с юмором и задором, так как драйв от сцены и творчества помогает нам в таких ситуациях.

Виктор: Во время одного концерта нам очень сильно хотелось сыграть одну песню, которая требует любого девайса для воспроизведения минуса. Выступали мы в одном из более-менее популярных клубов-баров на Лиговском проспекте. Так как концерт задерживался, мы с солистом Денисом решили пойти поискать подходящий нам провод для подключения ПК. В конечном итоге, мы обежали приблизительно 5 магазинов музыкального оборудования в радиусе примерно трех километров, но найти подходящий провод у нас не получилось. В итоге вернувшись обратно, мы сразу начали выступать, не настраиваясь и разыгрываясь. 

Текст: Полина Малахова

 Фото: Арслан Каримов

 Редактор: Светлана Киселева

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите сюда, чтобы проинформировать нас.

Также рекомендуем
Питерская редакция встретилась с главным редактором «Новой газеты» в Санкт-Петербурге Дианой Качаловой, чтобы поговорить об отношении редакции к государственным СМИ и о проблемах профессии в России.
Каково это: побывать по ту сторону научной деятельности? Поговорили с организаторами лженаучной премии ВРАЛ и узнали, как написать научную работу, достойную такой награды
Студент НИУ ВШЭ и студентка Санкт-Петербургского художественного училища им. К.Н. Рериха запустили проект в поддержку ЛГБТ сообщества. Как и почему — узнала питерская редакция.
В Питерской Вышке открылась ОП «Коммуникационный дизайн». Кураторы групп Митя Харшак, Рия Таволга и Андрей Люблинский рассказывают о тонкостях учебного процесса.
Студенты питерской Вышки приоткрывают завесу тайны над профессией вожатого и рассказывают, что на самом деле стоит за работой в летнем лагере и найти общий язык с детьми