обложка с дэбилом

Под особым контролем: как в СПбГУП отчислили «неугодного» студента

Андрей Котенко — бывший студент направления журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП), которого отчислили после публикации антивоенного контента в социальных сетях.

Ранее у Андрея не было разногласий с деканатом и одногруппниками. Он активно участвовал в университетских мероприятиях, получал благодарности от вуза, учился на 4 и 5. После начала боевых действий в Украине Котенко начал освещать и комментировать действия российских властей в социальных сетях, что стало причиной его конфликта с руководством вуза и некоторыми студентами. В сентябре этого года его исключили.

The Vyshka публикует историю Андрея об отношении преподавателей к «несогласным» студентам и о журналистике в СПбГУП.

Март

Андрей начинает публиковать антивоенные посты и истории в Instagram*. В это время за его социальными сетями начинает следить Валерия Андреевна Кудрань — заместительница декана факультета культуры по учебной работе. Андрей считает, что на негативное отношение замдекана к нему повлияла именно его политическая позиция.

Апрель

12 апреля в издании «Гласная» выходит интервью с бывшей преподавательницей СПбГУП Марией Рахманиновой, которая уволилась из университета после доноса от студента из-за политических высказываний на лекциях. 14 апреля Андрей размещает пост с интервью на своей странице в Instagram* и пишет о ложности понятия «вуз вне политики». По мнению героя, это становится решающим моментом, после которого деканат начинает активное наблюдение за ним в стенах вуза.

Сотрудники деканата начинают следить за посещаемостью Андрея. Героя вынуждают писать объяснительные после каждого опоздания: по версии университета, студенты должны приходить на занятия за 5 минут до его начала. Когда Андрей приходит за 4 минуты, ему приписывают опоздание. В деканате такое решение объясняют «приказом вуза». Сотрудники деканата отказались показывать его Андрею, а в других источниках найти его не удалось. 

По словам Андрея, такие замечания по поводу посещаемости происходят неоднократно. Его заставляют писать очередные объяснительные, в некоторых случаях под угрозой отчисления. Несмотря на это, студент ни разу не числился в ежемесячных списках нарушителей (есть в распоряжении The Vyshka).

«Всё дошло до абсурда — начинаю снимать видео за партой со словами: “Деканат! Звенит звонок, и я сижу за партой”, чтобы просто доказать, что я вовремя прихожу на занятия», — рассказывает Андрей.

Кроме того, Андрею сообщают, что его ставят на «особый контроль». Он подразумевает отчисление за одно дисциплинарное нарушение вместо трех. Герой подчеркивает, что официально никакого статуса ему дано не было, а контроль осуществлялся только на словах администрации.

Плюсик в карму

По словам Андрея, в ГУПе существует практика «необязательных» платных экскурсий и культурных мероприятий. На них от каждой группы должно быть выкуплено определенное количество билетов. Если желающие не набираются, студенты должны скинуться на билеты всей группой. Андрей заявляет, что на студентов постоянно оказывалось давление от культоргов, а сообщения с требованиями денег приходили стабильно каждую неделю. Андрей за подобные мероприятия платить отказывался.

В апреле Андрей берет больничный. В это время его с высокой температурой вызывают в университет для беседы. Сначала ему высказывают претензию — по мнению сотрудников деканата, он не болеет, а притворяется и просто «гуляет». Такой вывод в деканате сделали из-за архивного поста с улицы, который студент выложил в историях в Instagram*. Андрею также предлагают посетить одну из «необязательных» экскурсий. Андрей называет это «отбеливанием репутации» — те, кто посещают платные мероприятия и скидывают деньги, находятся у деканата на хорошем счету. Герой отказывается, ссылаясь на больничный, после чего его отпускают домой. Через пару дней деканат присылает Андрею письмо, в котором снова просит посетить одно из мероприятий. Позже выяснилось, что культорг его группы пожаловалась Кудрань на его «неучастие в жизни группы».

После выписки Андрей предоставляет в деканат справку о болезни. Однако сотрудники университета заставляют Андрея писать объяснительные об опозданиях во время больничного — 14 объяснительных за 14 дней. Кроме того, Кудрань предлагает Андрею уйти в академический отпуск из-за долгого отсутствия. На деле такой отпуск могут предоставить только после 25-дневного отсутствия. Андрей отказывается. 

Май

3 мая в СПбГУП проходит заключительный этап межфакультетской спартакиады — легкоатлетическая эстафета. Факультет культуры, к которому относится направление журналистики, занимает первое место. На следующий день в группе спортклуба университета в ВКонтакте выходит пост с поздравлениями победителей эстафеты. К посту прикреплены фотографии студентов, участвовавших в соревнованиях. Команда факультета культуры одета в патриотические манишки с георгиевской лентой и символом спецоперации — буквой Z. На фотографии присутствует один из одногруппников Андрея.

Позже бывшая преподавательница философии направления журналистики Мария Рахманинова комментирует фото на свой странице в ВК:

«Полюбовалась только что развеселыми Z-фотографиями журналистов второго курса, у которых вела в прошлом семестре. <…> Кончились как-то вежливые слова, и терпение вместе с ними кончилось. И вот что я скажу вам, дорогие коллеги (так ведь я вас называла раньше?). Никакие вы не коллеги. Вы никогда не будете журналистами, а будете половой тряпкой на зарплате, вечным ковриком для барина, холопами с интеллектом шампиньона. Потому что если даже в эпоху интернета вы не в состоянии понять, что к чему, и настолько не способны работать с информацией, что пляшете под дудку тех, кто сам ее не слышит, это уже не лечится».

Один из одногруппников Андрея, изображенный на фотографии, пересылает публикацию Рахманиновой в беседу группы, комментируя: «Всегда знал, что она сука». Между студентами завязывается конфликт. В свое оправдание студент утверждает, что манишку ему дали «за минуту до старта» и он не мог подставлять факультет. Другие одногруппники рекомендуют студенту «совесть свою не подставлять, а не факультет». На комментарии Андрея одногруппник реагирует угрозой (на запрос The Vyshka дать комментарий участник конфликта отказался).

После конфликта в беседе участник эстафеты обращается с жалобой на Андрея в деканат. Спустя несколько дней Котенко снимают с занятий для выяснения обстоятельств произошедшего. Замдекана Кудрань и ее помощница просят рассказать про конфликт в группе и контент Андрея в Instagram*.

Андрей рассказывает работникам деканата, что, по его мнению, именно его публикации в соцсетях стали поводом для разногласий с одногруппником. Ранее через него Андрей получил разрешение на съемку передачи для университетского телевидения. После публикации антивоенного контента это разрешение изъяли. По словам Котенко, одногруппник, поддерживающий спецоперацию, неоднократно сообщал в деканат о его постах и отказах от оплаты билетов на мероприятия.

Сотрудники деканата призывают Андрея «наладить атмосферу в группе». Помощница замдекана также просит героя соблюдать нейтралитет в соцсетях и не высказываться о политике:

«Навязыванием называется и размещение поста в Инстаграме*. Размещая пост характера за ту сторону или за другую, фактически вы распространяете эту информацию и влияете на общественное мнение. <…> Нужно о таких вещах подумать 10 раз, прежде чем размещать, и понимать какая цель».

Валерия Кудрань задает герою вопросы про опоздания. Сотрудники деканата называют его видео с фиксированием посещений, записанные ранее, «снисхождением», «одолжением» для преподавателей. На вопрос Андрея о вероятности отчисления Кудрань отвечает: 

«Никто Вас не отчисляет. Повода только не давайте»

После этого героя просят написать объяснительную за пропуск занятия.

По словам Андрея, такие разговоры с управлением вуза происходят еще как минимум трижды. В одном из случаев героя вызывают в администрацию вуза для беседы про его контент в соцсетях. Начальница управления по работе с деканатом Ирина Леонидовна Холодова распечатывает его посты и истории, спрашивает его мнение насчет этих публикаций.

Кроме того, управление вуза созывает дисциплинарную комиссию по делу Андрея. На ней неофициальный «особый контроль» заменяют постановлением на университетский учет, который также подразумевает отчисление после одного нарушения. 

Июнь

В начале июня, за день до аттестации, Андрей получает допуск к экзамену по истории отечественной журналистики. Во время консультации, несмотря на полученный допуск, преподавательница курса Нина Самуиловна Зеликина говорит ему: «На экзамен завтра можешь не приходить».

«А я пришел, потому что готовился, потому что знал материал. Может, не на хорошую оценку, но на тройку знал 100%», — рассказывает Андрей.

По словам героя, на экзамене он сначала письменно отвечает на билет, а потом рассказывает ответ преподавательнице, но та перебивает его.

«Посыпалось много сопровождающих вопросов, прямо во время моего ответа. Ей не понравилось как я отвечаю, и мне даже не дали право ответить на следующий вопрос из билета», — комментирует герой ситуацию на экзамене.

В итоге Андрей не сдает экзамен по истории отечественной журналистики и отправляется на пересдачу в сентябре.

На собрании в конце учебного года преподаватели показывают список взысканий студентам второго курса. На слайде видно, что за последний семестр Андрею приписывают 5 взысканий (есть в распоряжении The Vyshka). Несмотря на это, имя героя, в отличие от других перечисленных студентов, снова не фигурирует в официальном ежемесячном списке нарушителей.

Сентябрь 

8 сентября Андрей повторно не сдает экзамен:

«Ситуация аналогична первой. Все точь-в-точь. Только из четырех пришедших пересдали все, кроме меня. Не хотелось бы давать оценку тем одногруппникам, которые пересдавали вместе со мной, но это были люди, которые учились на оценку три, не выше. И когда я рассказал мастерке курса, что я единственный не сдал, она была в шоке от того, что каким-то образом сдали те, кто учится плохо».

Андрею назначают пересдачу с экзаменационной комиссией на 14 сентября. Комиссия состоит из трех педагогов: преподавательницы по истории отечественной журналистики Н. С. Зеликиной, по истории зарубежной журналистики И. В. Вагановой и мастерки курса О. И. Яловой. По версии Андрея, во время пересдачи заместительница декана В. А. Кудрань самостоятельно вписывает себя в комиссию. 

«По итогу комиссия состояла из четырех человек, что априори неправильно — нет перевеса голосов, — заявляет Андрей, — Кудрань, не выслушала моего ответа — она заявилась на пересдачу за пять минут до окончания. Несмотря на это, оценивала она меня наравне с другими членами комиссии».

По словам Андрея, пересдача длится 1,5 часа. Он отвечает на вопросы из билета и на дополнительные вопросы от комиссии. По окончании его ответа мнения преподавателей разделяются: Яловая и Ваганова голосуют за аттестацию студента, Кудрань и Зеликина — против. После этого сотрудница деканата начинает «очернять» его репутацию. Еще в апреле Кудрань сообщала Зеликиной, что Андрей гуляет во время больничного и прогуливает семинары. На пересдаче заместительница декана делится этими фактами из студенческой жизни Андрея с остальными преподавателями, рассказывает про его деятельность в соцсетях и в университете. Андрей заявляет, что слышал, как Зеликина ставит комиссии ультиматум: «Вы можете ставить ему любую оценку, я [ведомость] подписывать не буду». Андрею отдают зачетку без оценки. 

«После того как экзамен закончился, довольная Кудрань вприпрыжку — я не утрирую, она реально „поскакала“ радостной походкой — направилась в деканат. А потом были слова ее коллег с приятным удивлением: „Да ладно? Да ла-а-адно?“», — сообщает студент. 
19 сентября выходит приказ об отчислении. Официальная причина неуспеваемость студента.

The Vyshka связалась с преподавателями и представителями администрации СПбГУП. В. А. Кудрань и Н. С. Зеликина не отреагировали на наши вопросы об отчислении Андрея. Один из членов комиссии по пересдаче И. В. Ваганова рассказала редакции, как, по ее мнению, прошла экзаменация:

«Меня потрясло глобальное незнание Андрея, потому что у меня по истории зарубежной журналистики он занимался хорошо. <…> Учиться надо и готовиться к экзаменам».

Однако, по мнению Андрея, его «завал» на экзамене и отчисление связаны с публикацией политического контента в Instagram* и давлением со стороны деканата. Кроме того, герой заявляет, что СПбГУП должен выплатить ему около 350 тыс. рублей — за обучение и проживание в общежитии на 3 курсе. Фактически Андрей не был переведен на следующий курс, так как он не прошел экзаменационную аттестацию. Но обучение было оплачено еще в 2021 году. Администрация университета сообщила студенту, что деньги не вернут — их уже израсходовали на содержание вуза и оплату работы педагогов.

После ряда заявлений о возврате денежных средств университет прислал Андрею письмо с угрозой о дополнительном взыскании за обучение:

«Внесенная Вами плата лишь частично покрывает расходы Университета. <…> При этом у нас имеется право в судебном порядке потребовать от Вас возмещения судебных издержек в полной мере и принять меры по взысканию с Вас полной суммы понесенных нами расходов на обучение». 

Однокурсники Андрея отказались давать комментарии по поводу его отчисления и обстановки в вузе. Один из студентов заявил: «Пока учусь в ГУПе, это невозможно». По словам Андрея, студенты университета профсоюзов остерегаются возможных последствий и проблем с администрацией. 

*Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook, признаны экстремистскими на территории РФ.

Авторы: Надежда Гаврилова, Илья Шувалов, Дарья Гратилова
Редакторы: Дарья Артемова, Леонид Бенкович