За пределами лекций
Преподаватели для нас — строгие научные деятели, задача которых — проверять наши работы и ставить оценки. Но что мы знаем об их внеучебных интересах? Поговорили о том, какую современную литературу они читают и что советуют студентам
Алексей Алексеевич Макаров
Общеуниверситетская кафедра высшей математики
Я не так много читаю наших современников. Как писал О. Мандельштам, «… свое родство и скудное соседство мы презирать заведомо вольны, и не одно сокровище, быть может, минуя внуков к правнукам уйдет…». Это не в обиду всем ныне пишущим.
Лично мне из российских современников симпатичны критические статьи, лекции, проза Дмитрия Быкова, хотя проза у него не всегда ровная. В серии «Жизнь замечательных людей» стоит почитать его стихи и книги о Б. Пастернаке и Б. Окуджаве, роман «ЖД». Интересна проза Людмилы Улицкой, хотя порой она кажется мне затянутой. Думаю, что многим также может быть полезно почитать одного из моих учителей Г.С. Померанца «Записки гадкого утенка».
Из совсем современной поэзии я бы рекомендовал Александра Кабанова. И хотя у него за последние 15 лет, что мы знакомы, вышло уже 6 или 7 книг, но в продаже их не найти и читать надо просто в сети. Саша удивительно умеет находить «ниточку к сердцу» самых разных читателей, очень умело формируя образы и используя возможности языка. Современных поэтов вообще трудно найти на книжных полках: их либо не печатают, либо их книги моментально разлетаются. Именно поэтому не стоит пренебрегать сетевыми литературными ресурсами. Думаю, что читателям The Вышки может быть интересна очень откровенная и самобытная поэзия Веры Павловой. Очень советую книги Г. Кружкова — поэта, эссеиста, переводчика — прежде всего его «Лекарство от фортуны» (за неё он в начале 2000-х получил государственную премию).
Очень люблю Эмили Дикинсон — американскую поэтессу середины 19-го века. При жизни у неё было опубликовано всего два или три стихотворения, но 20 век принес ей всемирную славу!
Я не уверен, что на сегодняшний день очень популярные и раскрученные авторы действительно заслуживают того внимания, которое им уделяет пресса. Из зарубежных авторов 20-го века на меня большое влияние оказали К.Г. Честертон (только читать надо не его детективы об отце Брауне, а «Вечного человека», «Перелетный кабак» и его газетные эссе), Р. Роллан, Г. Гессе — «Игра в бисер», А. Камю — «Посторонний», Г.Гарсия Маркес — «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет», Д. Сэлинджер — «Над пропастью во ржи», «Выше стропила, плотники» и другие рассказы. Из более современных зарубежных авторов я бы посоветовал почитать М. Уэльбека «Покорность». Но в большом количестве Уэльбек, на мой взгляд, однообразен и скучноват, хотя тематика его романов о современной французской молодежи и будущем Европы, несомненно, актуальна.
Я с удовольствием читаю не только художественную литературу, нравится К. Робинсон «Образование против таланта» или Н. Мандельштам «Воспоминания». Поэзию М. Басё или Ду Фу я однозначно предпочту большинству поэтов «советского периода».
Мой читательский опыт говорит, что не надо гнаться за книгами современников, важно читать тексты для своего возраста и миропонимания. Поясню на примере поэзии: хорошо помню, что в 13–14 лет я был увлечен Н. Гумилевым, но уже в 18–19 на первое место вышли О. Мандельштам и М. Цветаева, а в 20–23 года Р.М. Рильке, М. Басё, И. Бродский. К пониманию и любви к А. Ахматовой и Б. Пастернака я пришел позже. Но у каждого, скорее всего, свой читательский путь.
К прочтению:
- Дмитрий Быков «Жизнь замечательных людей», «ЖД»
- Григорий Кружков «Лекарство от фортуны»
- Гилберт Кит Честерсон «Вечный человек», «Перелётный кабак»
- Герман Гессе «Игра в биссер»
- Альбер Камю «Посторонний»
- Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества», «Полковнику никто не пишет»
- Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи» , «Выше стропила, плотники» и другие рассказы
- Мишель Уэльбек «Покорность»
- Кен Робинсон «Образование против таланта»
- Надежда Мандельштам «Воспоминания»
Илья Михайлович Локшин
Факультет социальных наук, Департамент политической науки
Современная литература для меня — поэзия Шекспира, хотя кому-то такой ответ может показаться неуместным. На самом деле я принципиально не читаю совсем уж современных авторов: я не брал в руки еще слишком многое из того, что надежно проверено временем. Да и «современность», на мой взгляд, понятие расплывчатое: под ним можно понимать то, что пишут на злобу дня, про то, что специфично для «здесь и сейчас»; а можно — то, что характерно, например, для человека вообще. Того же Шекспира не кто-нибудь, а сам Сэмюэл Джонсон обвинял, кажется, в том, что римляне у него не настоящие — похожи на англичан XVII века. На это можно ответить, что Шекспир пишет не о римлянах и англичанах, а о людях вообще. Потому моя попытка пошутить, озвученная в начале, наполовину серьезна.
Для меня важен сам факт проверки временем: если о Захаре Прилепине будут говорить через 40 лет, я постараюсь прочесть и его. Это будет просто косвенный сигнал о качестве. Еще одна возможная причина моего равнодушия к современной литературе: подозрительность к «модному».
Может быть, это глубоко запрятанный снобизм (надеюсь, что нет), может, верная догадка о том, что «модное» и «содержательно глубокое» связаны между собой очень слабо.
Наконец, последний аргумент: я не читаю современную литературу потому, что с детских лет хотел принадлежать к чему-то большому и значительному, к давней традиции, к веренице людей, тянущихся к современности и касающихся ее, но из дальних времен (разумеется, в основе этого суждения лежит допущение о том, что всегда нужно выбирать: прочитанная книга современного автора означает отказ от чтения классики). Как сказано про Одиссея: он вернулся домой «пространством и временем полный». Мне с отрочества хотелось жить в современности, но полным пространством и временем, а для этого нужно усвоить Традицию. Мне казалось, что это очень здорово: быть, например, двадцатипятилетним человеком с трехтысячелетней душой! Это, конечно, романтическая идея, но она дорога мне.
Я совсем не считаю неправыми тех, кто читает современную литературу или даже только современную литературу: в конце концов, и Шекспир когда-то был «современным автором» в строгом смысле этого слова.
Василий Андреевич Ключарёв
Факультет социальных наук, Департамент психологии
Если говорить о поэзии, то мне нравятся стихи Веры Павловой, особенно ее детские альбомы, они нежные и робкие.
Из прозы стоит почитать «Оскара и Розовую даму» Эрика-Эмманюэля Шмитта. Я читал ее довольно давно, и хотя не получил сопоставимого удовольствия от других книг Шмитта, именно «Оскар и Розовая дама» заставили меня задуматься и посмотреть вокруг (в том числе и на себя) другими глазами.
Внимания заслуживают и «исследовательские» детективные романы Орхана Памука («Меня зовут красный») и классика только умершего Умберто Эко («Имя Розы»): интересно, интеллектуально и красиво.
К прочтению:
- Эрик-Эмманюэль Шмитт «Оскар и Розовая дама»
- Орхан Памук «Меня зовут красный»
- Умберто Эко «Имя Розы»
Михаил Георгиевич Павловец
Факультет гуманитарных наук, Школа филологии
«Для себя» я предпочитаю читать ту часть текущей словесности, которую иногда называют «актуальной» — ту, которую отслеживают и отмечают такие небольшие, но авторитетные в экспертных кругах премии, как Премия Андрея Белого, НОС, «Различие», Премия Аркадия Драгомощенко и т.п. Хотя я открыт и более популярным ее явлениям, тем более, что провести между ними четкие границы не всегда получается, они достаточно проницаемы — вообще, мой главный интерес направлен на творческие практики именно тех авторов, которые не боятся пересекать любые границы, будь то границы допустимого в искусстве, границы между прозой и стихом, между различными стилями, языками, границы авторской субъектности. Если говорить о поэзии (а мне кажется, сейчас происходящее в поэзии — как это было и 100 или 200 лет назад, на рубеже иных веков — интереснее, чем происходящее в прозе), то в настоящий момент мне очень интересно то, что делают Александр Беляков, Данила Давыдов, Лев Оборин, Виктор Лисин — намеренно называю поэтов разных поколений.
Прозу знаю хуже, но если назвать несколько сильных впечатлений последних лет, то это повести Дениса Осокина «Овсянки», Игоря Вишневецкого «Ленинград», книга Полины Барсковой «Живые картины»; добавлю сюда стихотворную поэму Марии Степановой «Война зверей и животных». Хотя по большому счету должен назвать здесь несколько десятков авторов, за творчеством которых слежу жадно и постоянно.
Если же говорить о том, что бы я посоветовал непременно прочитать студентам Вышки (и читателям «The Вышки»), то это достаточно подготовленный и мотивированный читатель, чтобы ставить перед ним весьма высокую планку, которую однако сложно расшибить лоб, столкнувшись с абсолютной «герметичностью» книги (говоря горнолыжным языком, для этой аудитории в основной ее массе, не только «синие», но и «красные» трассы вполне по силам, а есть и те, кому и «черные» по плечу).
К прочтению:
- Дмитрий Осокин «Овсянка»
- Игорь Вишневецкий «Ленинград»
- Полина Барскова «Живые картины»
- Мария Степанова «Война зверей и животных»
- Владимир Сорокин «Метель», «День опричника», «Пир», «Теллурия»
- Виктор Пелевин «Священная книга оборотня», «t»
- Василий Аксёнов «Волтерьянцы и волтерьянки»
- Людмила Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик» — «роман, интересный своей неудачностью» — история о еврее, ставшем католическим священником, о человеке, не сломленном трудностями окружающего мира.
- Михаил Елизаров «Библиотекарь» — книга будет интересна молодёжи, у которой сегодня пробуждается интерес к феномену «советского» — книги советского писателя Громова: о буднях колхозников, о нарвской заставе — довольно обычные произведения, но при некоторых условиях они дают читателю власть над другими людьми.
- Валерий Вотрин «Логопед»
Владимир Геннадьевич Николаев
Факультет социальных наук, Департамент социологии
Я мало читаю современных авторов, за литературными модами не слежу, предпочитаю насыщенную и осмысленную классику: и зарубежную, и русскую. Потому что она просто лучше.
Если брать прозу, то могу привести только одно исключение — Харуки Мураками, у него я читал почти всё, что вышло на русском языке: по-настоящему глубокие и очень тонкие произведения. Если говорить о поэзии, то у меня есть круг современных поэтов, которых я читаю, навскидку: Сергей Соловьёв, Светлана Кекова, Владимир Алейников, Александр Бабушкин, Юрий Извеков, Татьяна Осинцева, в последнее время Виктор Качалин, Светлана Чернышова, Татьяна Литвинова — это настоящая поэзия. Поэтому и читаю.
Я бы всё же рекомендовал читать классику. Жизнь коротка. На мой взгляд, тратить её на пену волн маркетизированной массовой культуры — бессмысленно.
А теперь обещанная полка и промокод «TheVyshka» на месяц бесплатной подписки. Приятного чтения.