unspecified

И тебя на гражданина выучим

Мы часто слышим фразы «гражданское общество», «гражданское воспитание». Об этом говорят все, кому не лень, в особенности это актуально в связи с последними событиями. Питерская редакция узнала о проекте «Гражданское образование» студентов московской Вышки и поговорила с его создателями о том, тяжело ли работать со школьниками и должно ли государство поддерживать инициативы подобного рода

О проекте и единомышленниках

Женя Ефимова

ОП «Политология», 3 курс
Руководитель студенческой организации

Наш проект появился осенью этого года среди студентов-третьекурсников программы «Политология». У нас немало тех, кому интересна работа со школьниками и важно будущее нашей страны, поэтому мы довольно быстро нашли единомышленников и смогли начать свою работу в Лицее 1535 уже в октябре. В нашей команде, помимо политологов, есть выпускники этого лицея. В основе проекта лежит идея о том, что школа не просто дает ребенку знания, а воспитывает его как гражданина.

Гражданское образование — это калька с английского «civic education». Я занималась этой темой в рамках курсовой работы второго курса и накопила достаточно много интересных материалов. В какой-то момент мы поняли, что у этого всего может быть вполне практическое приложение.

Мы решили, что обычный формат вечерней школы нам совершенно не подходит и что нашей целевой аудиторией должны быть школьники 5–9 классов.

Наша цель не подготовка к олимпиадам, экзаменам или поступлению в престижные вузы. Вместо этого мы пытаемся открыть для них политику — или даже наоборот, открыть школу внешнему миру и впустить в нее реальную жизнь.

Для нас важны не знания, а навыки и опыт, которые ребята получают на наших встречах: умение делать публичные выступления, вести аргументированную дискуссию, грамотно пользоваться средствами массовой информации, организовывать коллективные обсуждения и приходить к общему решению. Кроме того, мы хотим заставить их задуматься над «взрослыми» темами, которых не хватает в школьном образовании, такими как гендерное равенство или антикоррупция, например.

Вероника Толоконникова

ОП «Социология», 2 курс
Организатор

О проекте я узнала в ноябре прошлого года из рассылки на групповую почту. Студенты-политологи приглашали социологов провести занятие в школе на социологическую тему. Это, кажется, все, что я тогда для себя подчеркнула. Решила заполнить анкету для волонтеров по трем причинам.

Во-первых, я искренне верю, что дети открыты к тому, чтобы взглянуть на мир с другой точки зрения. Работа с ними — это благодарное дело: есть реальная возможность, что ребята уйдут с урока, изменив свое представление о чем-либо, а не будут стоять на своей позиции вопреки ее абсурдности только потому, что им стыдно признать свою неправоту. И если есть возможность рассказать школьникам о чем-то важном для их развития как личности, как думающего человека и как ответственного гражданина, это нужно сделать.

Во-вторых, я правда считаю, что разобраться в какой-либо теме лучше всего можно, объясняя ее другому. В таком случае просто невозможно отнестись к знанию халатно, так как несешь ответственность не только за то, что есть у тебя в голове, но и за то, на что, вероятно, будут полагаться доверяющие тебе ребята.

Ну а в-третьих, опыт работы с детьми у меня уже был. Будучи в школе, я стажировалась в языковом центре на позиции преподавателя для младших школьников. Не углубляясь в подробности, хочу сказать, что проект объединил столько интересных, разносторонних и знающих студентов, что, будучи его частью, очень хочется работать и развиваться.

Сейчас ГО для меня — действительно значимый и важный проект. Очень хочу, чтобы он рос как качественно, так и количественно, и стараюсь этому способствовать.

На прошлой неделе мы вместе с Алисой Бабаевой проводили второй тренинг для новоприбывших волонтеров, где я фигурировала в роли, о которой бы не могла подумать еще пару месяцев назад.

Денис Панфилов

ОП «Политология», 3 курс
Волонтер-преподаватель

Основная цель этого проекта, на мой взгляд — помочь детям сформировать свой независимый и компетентный взгляд на жизнь, окружающие реалии, и, прежде всего, на самих себя.

Мне было легко присоединиться к проекту, так как мне в школе недоставало таких интересных и утверждающих встреч со студентами, которые добровольно делятся определенными знаниями и мудростями.

Даже от нескольких таких встреч я бы о многом задумался и начал бы стремиться к чему-то большему, хотя бы на какое-то время. И государство должно в первую очередь заботиться о такой мотивации и стремлении детей. Ведь если они будут сидеть 11 лет за партами, слушая одну и ту же нудную информацию без малейшего потенциала применения ее в жизни, ничего толкового на выходе не получится.

Современное школьное образование безнадежно отстает от реалий жизни, не предоставляет прикладных навыков общения и коммуникации с социумом, не дает детям понимания процессов в обществе и что с этими процессами можно делать.

Мария Балякина

МИЭФ, 3 курс
Волонтер-преподаватель

Мне кажется крутой и полезной идея говорить со школьниками на темы, которые обычно в школе не дают или дают в скомканном, странном изложении. Мне самой было недостаточно тех знаний, которые в меня пытались впихнуть в школе, они казались совершенно ненужными и скучными. Теперь же, понимая, что нужно и важно знать в подростковом возрасте, я стараюсь делиться этим.

Я считаю, что государство должно помогать таким проектам, поддерживать их, ну или хотя бы не мешать, потому что если каждый отдельный человек будет совершать правильный, осознанный выбор, то и общество будет работать эффективно.

У нас в команде много волонтеров (но всегда нужны новые свободные руки и светлые головы), так что я проводила всего два занятия в нескольких классах. Для этого мне хватило посещения нашего специального семинара, который проводят девушки из нашего проекта. На нем разбираются сложные ситуации, возникающие на занятиях, и способы их разрешения. Для подготовки я также читала несколько наших методичек, составленных ребятами на основе уже проведенных занятий.

Главная цель проекта — дать подрастающему поколению необходимые знания, которые могут помочь им в будущем стать осознанными гражданами и делать свой, независимый выбор.

На выпуске из школы мы часто не знаем своих прав и обязанностей, мы не представляем, как работает мир вокруг нас. И ГО пытается это исправить.

Илья Горельский

ОП «Политология», 3 курс
Куратор школы 1521

Участие в проекте я решил принять потому, что практически сразу осознал: «Вот чего мне не хватало в мои школьные годы». Вспоминая себя и своих одноклассников, могу сказать, что уже на рубеже 7–8 классов у многих было желание высказаться не только по темам школьной программы (которая мала кого заботила), но и обсудить «насущные вопросы» — то, что происходило в реальной жизни, там, «за окном». По мере взросления желание подискутировать все более усиливалось, а в итоге интересующие нас темы мы затрагивали, как это ни странно, на уроках литературы.

Проект «Гражданское образование» — лучшая площадка для обмена мнениями, для того, чтобы слушать и слышать друг друга в современной школе, не найти. Считаю, что не ошибся.

Конечно, работать со школьниками сложно. Но и легко одновременно. Легко, потому что они довольно охотно откликаются на все новое, необычное. В этом смысле проект — это, что называется, взлом фрейма — они такого не видели до этого, поэтому сейчас относятся к проводимым занятиям как к чему-то «с другой планеты».

Сложно же потому, что все равно приходится прилагать усилия для того, чтобы в середине урока им не наскучило и они не заснули на задних партах. Иногда это бывает сложно, потому что все понимают, что в отличие от урока, наши занятия — дело добровольное.

О преподавательском опыте

Денис: «Изначально я просто согласился помочь поволонтерить, так как нужны были преподаватели в новый проект, который основали мои приятели. Но потом я задумался и расписал давно созревавшее у меня в голове занятие по парадоксам и дилеммам, и вот тут уже появилась мотивация попробовать себя в роли учителя и наставника, который хочет и может поделиться важным (с его точки зрения, конечно) знанием.

После буквально первого же занятия страх и тяжесть ушли, главное — спокойно и быстро проанализировать аудиторию, выявить потенциальных нарушителей спокойствия и ни в коем случая не отклоняться от основного плана занятия.

Если соблюдать эти правила и при этом обладать харизмой и эмпатией, с детьми почти любого возраста можно найти общий язык.

И, что самое важное — нужно рассказывать полезные вещи, те, в которые преподаватель сам верит и хотел бы, чтобы ему о них рассказали в школе. Я придумывал свое занятие из этих побуждений, и, насколько могу судить, детям оно нравится.

Так что здесь нужно доверять своей собственной интуиции и неплохо бы прибавлять к этому действительную заинтересованность. И даже несмотря на то, что я по жизни не очень хорошо общаюсь с детьми, именно в таком формате я ощущаю обоюдную пользу от нашей коммуникации».

Маша: «Чтобы стать преподавателем, нужно быть готовым быстро реагировать на изменения среды вокруг тебя, не бояться подростков (они наша главная аудитория) и любить то, что делаешь. Если преподаватель, какого бы возраста он ни был, будет страстно любить свой предмет и с удовольствием рассказывать о нем другим, то и аудитория будет заинтересована».

Илья: «Мне кажется, что самое главное качество для любого учителя – это способность держать внимание аудитории. Важно суметь зажечь ее в первые несколько минут, а уже дальше можно непременно ожидать положительного для нас результата. Именно поэтому в рамках проекта регулярно проводятся тренинги для совершенствования навыков преподавателей, а потом полученные навыки мы применяем на практике».

О занятиях

Маша: «Я провожу занятия по финансовой грамотности. На уроке мы обычно говорим о том, как работает финансовая система в России и как функционирует банки. Мы обсуждаем, кто и зачем может завести себе кредитную карточку, по каким критериям выбирать свой банк. Ребята также играют в игру, во время которой они должны составить бюджет типичного школьника или студента на месяц вперед. Такие задачи помогают им усвоить материал и лучше осознать, как можно применить новые знания в жизни».

Денис: «В моем опыте забавные ситуации были связаны с ответами детей на мои вопросы и обсуждением абстрактных категорий. Часто, обсуждая теоретические мысленные эксперименты, ребята предлагали очень бытовые решения вопроса, например, в «Дилемме вагонетки», они предлагали кричать рабочим, чтобы те ушли с рельсов, на которых их собьет поезд, или возмущались тому, что вообще делают люди на путях, по которым идет поезд.

С маленькими детьми это сложнее всего, так как у них пока очень слабое представление об абстрактном, и даже после десятикратного объяснения, что такие условия теоретичны и фиксированы, они продолжали давать наивно милые ответы, призванные на спасение всех участников эксперимента, хотя по условию кто-то должен умереть».

И, конечно, очень интересно читать отзывы о занятии: там дети делятся впечатлениями от "Я узнал, что такое парадоксальная дилемма" и "Я узнал, что бывают такие толстые люди, которые могут остановить поезд! " до "Я узнал, что нужно 10 раз подумать, прежде чем принимать решение" и "Ы". Просто "Ы". До сих пор считаю это высшей похвалой».

Илья: «Лично я еще ни одного занятия не провел, но мне приходится часто «ассистировать» волонтерам, которые проводят занятия в моей школе. При этом чуть ли не главная моя задача как куратора заключается в том, что я должен снова и снова напоминать администрации, что в среду мы придем, проведем интересное занятие. Также приходится постоянно регулировать вопросы с нашей "контрольной группой" — 8 "В" классом, который то уедет на экскурсию, то уйдет в полном составе на замену».

Планы на будущее

Женя: «Сейчас мы работаем с пятью школами, в ближайшее время планируем взаимодействовать с как можно большим количеством. Выпускники этих школ — наши помощники, они помогают установить контакт с администрацией, а затем становятся кураторами своих школ в рамках проекта.

Наша команда планирует развиваться как количественно (для чего нам нужны, конечно, новые волонтеры-преподаватели), так и качественно. В первую очередь нужно наконец покинуть пределы родного ФСН и начать активно привлекать к работе проекта студентов других факультетов.

Кроме того, мы намеренны работать над развитием сообщества гражданских просветителей — педагогов и ответственных граждан, готовых вовлекать в политику тех, кто все еще считает, что это скучно или бесполезно».

Текст: Анна Петросянц
Фото: из личных архивов героев