Sorry Babe, My Heart Belongs To HSE
Что делать, если ты обычный первокурсник, но очень хочется заявить о себе на весь университет? Создатели Интернет-магазина HSE Express Денис Якимов и Павел Самойленко рассказали о том, как стать частью вышкинского комьюнити и не потерять лицо
Знакомство
Мы учились в одной школе. Так случилось, что наши интересы сошлись в научной деятельности, и мы стали делать совместные проекты по физике.
Денис: По случайности вышло, что мы оба поступили в Вышку, а потом как-то раз я предложил Паше съездить со мной и купить толстовку с символикой Вышки на склад.
Идея создания
Не было какого-то преднамеренного плана, мы не шли к этому долгие годы и не продумывали заранее. Просто в один момент эта идея пришла к нам в голову, когда мы увидели, как работает все производство вживую. Мы подумали: “А почему бы и нет?” Банальное размещение логотипов на толстовках уже всем поднадоело. Поэтому мы решили не просто делать приевшиеся официальные принты, а создать полноценный внутривузовский бренд с оригинальным дизайном. Едва ли не каждый хочет, чтобы на его одежде красовалась символика вуза, но зачастую многие из толстовок однотипны и никак не подчеркивают уникальность конкретно твоего университета. Подходить к дизайну нужно обдуманно, всё-таки наш внешний вид — это способ самовыражения.
Павел: Воплотить сувенирную одежду Вышки во что-то близкое по духу streetwear – одна из наших главных целей.
Мы стали сами покупать ткань, прогрессировали в технике печати принтов, совершенствовались и участвовали в качестве спонсоров как на крупных мероприятиях, например фестиваль медиа, рекламы и дизайна HSE Young and Creative и ежегодной вышкинской премии Чугунное яйцо, так и на днях рождения некоторых студентов. Мы раздавали толстовки бесплатно и получали положительные отзывы от наших клиентов. Нас рекомендовали своим друзьям и знакомым, делали селфи и отмечали в социальных сетях. Лучший способ проверки качества – эмоции и отзывы наших клиентов.
Бизнес план и первые этапы
Денис: Это безумно звучит, но в самом начале даже речи не шло о бизнес плане. У нас не было ничего. Это наша большая ошибка.
Мы просто решили создать толстовки с собственным дизайном. Никто не задумывался о планах действий на случай брака целого потока одежды или неожиданного отказа производителя наложения принта в самый ответственный момент. Начали с нуля, и долгое время работали, если не в минус, то чуть выше нуля. Держались только за счет положительных отзывов клиентов. На самом деле, подобного рода сложности – основная причина, по которой подобного рода стартапы сворачиваются очень быстро. Ребята устают от длительных застоев и отсутствия ажиотажа, создаваемого первокурсниками в августе-сентябре. Самые терпеливые зато становятся довольно известными.
Как-то раз мы встретились с создателями вышкинских Интернет-магазинов в одном из пабов Москвы. Обсудили с ними ведение бизнеса, общие проблемы, выпили и отлично провели время. Не как с конкурентами, а как с возможными коллегами в будущих более серьезных проектах. Все ребята талантливые, доброжелательные, да и с некоторыми сходятся интересы не только в сфере производства одежды.
Как стать частью Вышки
На нас было подписано лишь 12 человек, каким-то волшебным образом нас нашел Витя Тинт и попросил пару толстовок на розыгрыш для Ночи Социолога. Тогда мы искали тот самый дизайн, который выстрелит. И из десяти возможных принтов в конечном итоге был выбран только один, впоследствии столь полюбившийся вышкинцам “Sorry, Babe, My Heart Belongs To HSE”. После этого к нам начали обращаться представители различных студорганизаций и предлагать проспонсировать их мероприятия.
Павел: Организаторам данных ивентов прежде всего интересно получить партнера, который будет готов предоставить товар бесплатно, а когда продукция и политика спонсора полностью отражает потребности участников мероприятия, быть незамеченным почти невозможно.
Вышки хватает
Конечно, были мысли о выходе на более широкую аудиторию в других вузах, но для этого нужно знать фишки, какие-то локальные мемы тех или иных вузов. Если мы погонимся за аудиторией, то уйдём от уникальной концепции нашего магазина. Откровенно говоря, вышкинское комьюнити само по себе большое и динамичное: появляются другие магазины, ты чувствуешь дух соперничества, и это, в частности, заставляет не выбиваться из колеи. Сейчас мы провели редизайн, улучшили ткань и качество нанесенного рисунка. Трепетно относимся к тому, из какого материала сделана толстовка или футболка и стараемся сделать их еще лучше. Каждый наш заказ делается индивидуально под человека, и нет такого, что дома или на складе валяется тонна одежды. Мы делаем строго под заказ.
Об опыте на первом курсе
Чем отличается первак от любого другого студента? Он просто ещё не вник в то, что происходит вокруг него. Он еще не прочувствовал весь движ. Ты сразу понимаешь, что становишься частью чего-то большего, хотя бы посетив день Вышки в Парке Горького. Высшая школа экономики – не просто универ, а особое место, и особое комьюнити, в которое нужно вникать. И так исторически сложилось, что HSE Express вникал во всю эту среду вместе с нами. Все, что вводилось внутри магазина – прямое отражение нашего видения Вышки.
Денис: Вспоминая первый курс, нельзя не упомянуть о завалах по учебе. Приходилось разгребать их прямо на складе во время производства. Откровенно говоря, делать домашку на коленке в окружении станков и термопресов – не самое приятное времяпрепровождение. Но кто говорил, что будет легко?
Оказываясь в таких ситуациях важно научиться расставлять приоритеты и распределять время. Если ты чувствуешь, что дело идет в ущерб учебе, нужно что-то менять.
Конечно, мы не думаем, что это заменит основную работу, или будет нашим единственным хлебом на всю оставшуюся жизнь, но развивать это и дальше нам никто и ничто не мешает. Несмотря на то, что мы в деле всего год, неплохой опыт из него мы извлекли.
Факты из жизни и стартовый капитал
Паша учится на Прикладной математике, параллельно разрабатывает концепцию своего будущего проекта, связанным с IT и журналистикой, рассматривает HSE Express как хобби. Стартовый капитал получен благодаря вложениям в рыночные активы.
Денис учится на Компьютерной безопасности и видит свой проект будущего именно в этой сфере. На это направление уделяется также все свободное время от учебы и магазина. Денис является регулярным участником кейс-чемпионатов России. Стартовый капитал был получен на основе фриланса в Интернете.