%d1%82%d0%b0%d0%b8%cc%86%d0%bc

Time-management — проще, чем кажется

«Ненавижу окна между парами! Полтора часа времени впустую, ничего не сделаешь толком и уехать нельзя!» — каждый из нас хоть раз произносил эту фразу. Собрали для вас советы от Марии Долиновой, эксперта по тайм-менеджменту и выпускницы НИУ ВШЭ о том, как быть успешным в учёбе, расти над собой и при этом без угрызений совести смотреть сериалы и устраивать субботние тусовки

1. Устрой себе ежедневный «золотой час»

Это сейчас прозвучит нереально, но эксперты тайм-менеджмента правда утверждают, что это безумно полезно — вставать на час раньше. И с утра каждый день тратить ровно час на себя.

То есть выключить интернет, прервать все связи с внешним миром и остаться наедине с собой и своими мыслями. Этот час можно тратить по-разному, например расписать планы на неделю или писать в дневнике всё, что ты думаешь (это называется «утренние страницы»), задавать себе вопросы из разряда: «чего я хочу добиться сегодня?», «а правда ли всё, что я делаю мне нравится?», «что можно делать лучше, а я не делаю, и почему?».

giphy-1

Как правило, именно утром в еще свежую голову приходят новые полезные решения (начиная с того, как доехать в универ более удобным путём, заканчивая тем, как сделать очередной доклад интересным).

2. Найди «слонов», «лягушек» и «единорогов» и пойми, что с ними делать

В тайм-менеджменте так называются разные типы задач. Ты каждый день сталкиваешься с ними, но даже не подозреваешь об этом. А ведь стоит разобраться — сразу становится ясно, как верно расставлять приоритеты

  • Поведенческий мусор: вредные привычки, пользы — ноль, время съедено

(обновить инстаграм, хотя делал это 3 секунды назад, прочитать, как размножались трицераптопсы, смотреть тысячное видео про котят на «Youtube»).

  • «Дела бегущей Алисы».

Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее.

Дела, которые ты делаешь просто, чтобы ничего не изменилось. (не умер от голода, например, или от переутомления, или чтобы друзья от тебя не отвернулись): спать, поливать цветочки, убирать кровать, любить кота, убирать за ним, чистить зубы, мыть посуду.


Главная черта подобных задач — регулярность


Но, если что-то ломается (я что-то загрустил и перестал убираться, забыл, что даже неприкосновенная кипа бумаг на столе иногда нуждается в разборе), получается накопление очень неприятных дел. Они называются…

  • «Лягушки»

И в принципе, с ними всё просто — надо каждый день (допустим, с утра, когда легче на это решиться) «съедать» одну-две «лягушки». Начал день с выполнения противной задачи, которая действует на нервы, — сразу полегчало.

giphy-5

Таким методом за пару недель всех «лягушек» можно «проглотить», а в дальнейшем не допускать подобного завала.

  • «Задачи-слоны, единороги и мамонты»

Все они так или иначе связаны с нашим будущим.

«Слоны» — огромные задачи, которые кажутся совершенно неподъёмными, но делать их нужно (написать курсач, перейти на бюджет, в конце концов, закончить универ и получить диплом). Это задачи на месяцы, иногда на годы.

Эксперты тайм-менеджмента советуют каждое из таких больших дел разбивать на маленькие конкретные задачки — поэтапно шагать к большой цели. А чтобы не запутаться, завести список этих шагов.

«Единороги» и «мамонты» — существа, ныне (а может, и никогда) не существующие.

Различает их вот что — мамонты уже вымерли, а единорогов как бы нет. Следовательно, «задачи-мамонты» — это как слоны, большие, сложные, но только… неактуальные. Например, любая девочка, которая когда-то занималась танцами мечтает снова начать танцевать «когда нибудь». И корень зла как раз в этом: человек лишь собирается, но не может ответить себе на вопрос, правда ли этого хочет, а этот странный процесс «собираться», оказывается, высасывает очень много сил, поэтому надо уметь отказываться от «мамонтов».

«Задачи-единороги» — это мечты. Они манят, притягивают, воодушевляют.

Но вот что с ними делать — непонятно (ну просто кошмар, как хочется уехать жить за границу, или познакомиться с самым любимым актёром и заобнимать его от всей души). Отказываться от мечтаний нельзя, поэтому выход прост: мы должны превратить “единорога” в “слона”, придумать как достичь этой цели, разбить на много конкретных понятных дел и «оседлать», наконец.

3. Не старайся всё успевать

Это правда невозможно, так можно сойти с ума. В одном из своих видео Мария советует:

Прояснить ситуацию поможет упражнение: выписываем дела, в которых мы не уверены, надо их делать или нет. И задаём к каждому из них ряд вопросов:

  • «хочу ли я это делать?»
  • «выбирал ли я этим заниматься?»
  • «полезно ли это для меня, для дела?»
  • «насколько?»
  • «могу ли я это делать?»
  • «не вынуждают ли меня это делать?»
  • «нравится мне это делать, люблю ли я это или это мучительно?»
  • «чувствую ли я что я должен это делать?»
  • «почему это ценно для меня?»
  • «есть ли в этом какой то смысл?»
  • «не навязали ли мне это?»
  • «как получилось, что я согласился?»
  • «это самое главное дело в моем списке дел на сегодня?»
  • «если я всё время откладываю это дело, чего я избегаю?»

Эти простые вопросы так редко сами приходят в голову, но после ответов на них станет гораздо легче определиться с тем, стоит ли тебе тратить свое драгоценное время на то или иное дело или нет.

4. Научись правильно отдыхать.

«Работать надо не 12 часов, а головой», — завещал нам великий Стив Джобс. И, если разобраться со своими задачами и правильно распределить себя во времени, сидеть по несколько часов даже над самой трудной задачей покажется невозможным, потому что все будет успеваться как-то само и гораздо быстрее.

giphy-3

Что мешает нам работать мало, но эффективно? Выгорание. Лучший способ борьбы с ним — правильный отдых.


Что значит правильно отдыхать?

  • Планируй отдых заранее (это хорошая мотивация, плюс важно помнить: переключение — тоже отдых).
  • Не надо нести работу домой, сделай дом — домом (кот, уют, одеялко, книжка и т.д.), а отдых — отдыхом; чем интереснее ты придумаешь себе выходной, тем выше будет настроение в течение рабочей недели (кстати, что там в кино нового?).
  • Начни жить без интернета и телефона вообще, хоть несколько часов (невозможно представить, как сильно мы устаём от лишней информации, живое общение правит миром).
  • Пойми, что тебя восстанавливает действительно (кому-то и прыжки с парашютом — отдых, а валяться на кроватке — мучение).

5. Всегда помни о главной цели 

Рано или поздно человек задаёт себе вопрос: “А для чего это всё?” Вокруг происходят события, срочные дела, мы занимаемся тем, что срочно, а не тем, что важно, все кружится. Поэтому надо держать перед собой напоминания о самых важных задачах, что сделать очень просто.

  1. Стратегическая картонка: просто листик картона, который постоянно где-то рядом, в сумке/ежедневнике, где угодно, постоянно смотришь на него и спрашиваешь себя: “Что я сегодня сделал для этого?
  2. Мотивирующая надпись на том, чем пользуешься каждый день (ручка, стаканчик, наклейка на компьютер, что угодно).
  3. Письма самому себе о своих высоких целях (темпами Почты России к моменту прихода письма для тебя оно уже будет настоящей неожиданностью).

Есть совсем простой способ: попроси кого-то, кто будет постоянно напоминать тебе о твоих целях, задавать вопросы. Это можно делать взаимно — тогда вам обоим будет польза.

Владей временем, ведь это самый главный твой ресурс!

А для желающих углубиться — вот ссылка на её канал про тайм-менеджмент в университете: https://www.youtube.com/user/timemanagement2020/videos?sort=p&flow=grid&view=0)