13

Who is кто?

Что мы знаем о так называемых «exchange students», студентах по обмену? Разве что вверх тормашками они не ходят, да и разговаривают на вполне понятном нам языке. Обучаясь бок о бок в одном и том же вузе, мы проживаем две разные жизни. Так в чем же мы похожи, а чем отличаемся? 

 

История

Герои: Martin Wagner (Германия, Курс по истории России) и Елизавета Петрова (Россия, ФГН, ОП «История»)

1

Мартин

О плюсах и минусах

Вам очень повезло, что у вас есть система общих курсов. Студенты учатся в одной группе 4 года, сильно сближаются, проводят много времени вместе. У нас все не так. Мы свободно выбираем дисциплины, и студенты с разных курсов могут одновременно посещать одни и те же занятия. Поэтому на всех предметах совсем разные лица. Мы вроде учимся вместе, но большинство друг друга даже по имени не знают.

В Берлине у студентов больше свободы в выполнении экзаменов и курсовых работ. Здесь требования более жесткие, и большое давление оказывает тот факт, что подготовиться к экзамену и написать эссе нужно во время учебы.

В Германии нам даются длинные каникулы между семестрами. Февраль, март и даже две первые недели апреля мы просто пишем работы дома и готовимся. Дедлайны у нас тоже есть, но их соблюдение не так важно, как качество текста.

Окружение

Я стараюсь заводить как можно больше знакомств, причем не только с одногруппниками, но и с ребятами со всего универа. Однако самый удачный способ узнать друг друга получше для меня — изучения языков в так называемом «тандеме». То есть, чтобы продуктивно изучать русский, мне нужно найти российского студента, изучающего немецкий. Можно чередовать общение то на одном, то на другом языке, таким образом улучшая свой разговорный и заводя друзей одновременно. С одногруппниками мы обедаем вместе, посещаем московские достопримечательности. Правда, у меня намного больше свободного времени, чем у них: мне не нужно набирать такое количество кредитов.

2

Опыт работы и планы на будущее

В Германии несколько лет я был экскурсоводом в музее бывшего концлагеря Заксенхаузен, где у меня проходила альтернативная служба. Также я работал на кафедре истории Восточной Европы и даже участвовал в проекте издания источников из московских архивов. Я понимаю, что для успехов в исторической деятельности мне нужно развиваться в разных направлениях, и стараюсь умножать свой опыт. Например, недавно я помогал американцам найти архивные источники в Берлине и проходил стажировку исследовательским институтом в Китае.

Предсказания — это всегда сложно. Раньше родители часто спрашивали, кем я хочу стать в будущем. Тогда в ответ я задавал им вопрос, знали ли они, где окажутся в итоге, 20 лет назад. Конечно, нет.

Я, как говорят русские, шаг за шагом создаю свои проекты и приобретаю опыт. Если после дипломной работы мне предложат продолжить заниматься историей России, я с удовольствием соглашусь.

Уже сейчас я знаю, какие перспективы ждут меня в Берлине, если я выберу академический путь. Работа в университете начинается с должности аспиранта с заработной платой в 1200€ и доходит до профессора с окладом 4000€ соответственно.

 

Лиза

О плюсах и минусах

В Вышке очень яркая и насыщенная студенческая жизнь. Это действительно важно. На плечи вышкинцев сваливаются неподъемные количества дз и разных предметов, и, чтобы не свихнуться, нужно иметь возможность переключиться на что-то кроме учебы. К сожалению, обучаясь в своем корпусе, мы редко видимся с ребятами с других факультетов, зато все перемешиваемся в Зеленой Вышке или театральном клубе. Так появляются новые знакомства по всему универу. Я сама уже через это прошла и всем настоятельно рекомендую как можно больше участвовать во внеучебной жизни Вышки!

Но в один прекрасный (не очень) день ты просыпаешься утром и понимаешь, что, если не отложить все свои 10 дополнительных кружков и организаций на некоторое время — ТЕБЯ ЖДЕТ СМЕРТЬ В КОНЦЕ СЕССИИ.

3

Окружение

У меня чудесная группа, чудесный курс, чудесный факультет. Мы проводим очень много времени вместе. Организовываем посвящение первокурсников, Новый год, День историка. У нас постоянно что-то происходит: тусовки, собрания. Пары мы прогуливаем тоже вместе.  Мне не на что жаловаться, здесь я нашла вторую семью.

Опыт работы и планы на будущее

Сейчас я волонтерю в музее ГУЛАГа.  Летом мы проходили там практику на протяжении трех недель, и мне так понравилось, что я решила остаться. Занимались совершенно разной деятельностью, успели и поработать в архивах с документами, разобрать экспедицию из Магадана и Камчатки. Мы действительно очищали кисточками привезенные материалы, дышали пылью, перечищали все гильзы, которые привезли в огромных количествах. В такие моменты ощущаешь свою профессию чуть ли не сакральной. За короткий срок мы с головой окунулись и получили массу приятных эмоций.

Я получаю огромное удовольствие от изучения истории и планирую хотя бы частично связать с ней свою жизнь. В то же время я умею работать с большими объемами информации в краткие сроки и смогу применить свои навыки в любой области от администрирования до экономической или юридической сферы. Меня привлекает механизм работы музея, но не выставки, а именно организация работы, я бы назвала это музейный менеджмент.

Между собой историки часто шутят, что нам, гуманитариям, никогда не найти хорошо оплачиваемую работу. На самом деле я абсолютно спокойно отношусь к тому, что моя зарплата поначалу будет 30-40 тысяч (а может и меньше). Не нужно делать из этого большой трагедии. Со стажем и усердием будет расти и доход.

 

Лингвистика

Герои: Milena Latorre (Испания, Курс по лингвистике) и Никита Змановский (Россия, ФГН, ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика») 

4

Милена

О плюсах и минусах

Университет очень хорошо подготовлен к принятию студентов по обмену. Персонал всегда готов предоставить всю необходимую информацию, решить возникающие проблемы, особенно приятно, что все говорят по-английский. В моем институте иностранным студентам было намного труднее. Здесь для удобства и организации создаются группы в Facebook и в Вконтакте, где мы можем задать интересующие нас вопросы и всегда получить ответы.

Мне очень нелегко справляться с большим объемом домашних заданий. Занятия по каждому предмету проходят всего один-два раза в неделю, и преподаватели дают дз на неделю вперед. Они не берут в расчет то, что у нас очень много других предметов, к которым тоже нужно готовится. Задания остаются невыполненными до самого последнего дня перед занятием, и в итоге не хватает времени на то, чтобы сделать их все качественно.

Окружение

В моей группе по русскому языку все иностранцы, и мы вместе часто проводим время. Что касается русских студентов в моей академической группе, я хочу узнать их получше, но существуют определенные сложности. Мы знакомы, можем перекинуться парой фраз, но это не совсем дружба. У них своя жизнь здесь, они уже давно разбились на группы, и стать своим в какой-то отдельной компании фактически нереально, особенно без знания русского языка.

5

Опыт работы и планы на будущее

Для лингвиста очень важна постоянная практика языка. В Испании я вела уроки английского и испанского. В институте я в первый раз попробовала перевести книгу с испанского на баскский (второй официальный язык в моем городе):  все школьные книги и учебники написаны на испанском.

В наше время найти работу сразу после института невозможно: выпускники никому не нужны. Мы должны готовиться, практиковаться в профессии, путешествовать, работать за рубежом. Работодатели хотят набрать персонал со стажем, но не дают возможности получить этот стаж.

Обычно люди едут работать за границу и потом возвращаются с хорошим знанием языков. В Испании немного профессиональных переводчиков, и я хотела бы занять эту нишу. Это престижная и высокооплачиваемая профессия, однако овладеть ей очень сложно.

 

Никита

О плюсах и минусах

В Вышке мы получаем образование очень высокого уровня, которое заточено под практическую и научную деятельность. Мы занимаемся уникальными проектами, у нас есть возможность попробовать себя в различных исследованиях. К тому же приятно осознавать, что у нас нет строгой иерархии, и студенты с преподавателями во многом коллеги.

Учеба дается очень нелегко, если не говорить прямо и грубо, истощает. Не каждый с ней может справится.

Я, как и многие первокурсники, получив Почемучник первокурсника с перечислением всех проектов Вышки, захотел поучаствовать в каждом, а потом, едва началась учеба, понял, что потянуть в состоянии максимум 1-2.

Окружение

Я начинал свою учебу в университете, не зная никого из своих однокурсников, но будучи знакомым со многими студентами старших курсов. Поэтому более близкие отношения у меня сложились именно с ними. А с однокурсниками я в основном общаюсь по учебным вопросам, даже на посвящение в студенты не ездил.

6

Опыт работы и планы на будущее

Поскольку я являюсь стажером-исследователем в лаборатории нейролингвистики, я ездил на разные мероприятия, связанные со своей профессией. В частности, в этом августе я участвовал в летней школе университета Рэдбоуд в Нидерландах «Introduction to Cognitive Neuroscience». Там было очень много участников из разных стран, и я мог сравнить опыт студентов. Мы все имеем между собой нечто общее, знаем некоторые универсальные концепты. Например, дедлайн — это слово известно всем, и эмоции насчет него, его сакральность тоже всем понятны. А есть некоторые особенные вещи, например, учеба не у всех начинается с 1 сентября. Но никакие различия не помешали нам найти общий язык и даже устраивать посиделки по вечерам. Стажировки особенно важны для меня, ведь нейролингвистика находится, можно сказать, на переднем плане науки. Ученые по всему миру занимаются исследованиями в этой области, а на конференциях можно получить ответы на интересующие вопросы из первых уст.

Я с раннего детства мечтаю о научной карьере, но если раньше это выражалось в выпрашивании у родителей микроскопа, в отрывании листочков от домашних растений и в попытках что-то в них рассмотреть, неправильно запуская микроскоп, то сейчас мои представления сменились более осмысленными, и я хочу заниматься фундаментальной наукой, исследованиями того, как взаимодействует язык и мозг.

После бакалавриата я планирую поступать в магистратуру и аспирантуру. Сложно сказать, что ждет меня после, ведь в России нейролингвистическая лаборатория НИУ ВШЭ – практически единственная, направленное конкретно на эту область. За что меня не очень любят мои родители, так это за то, что профессию я выбирал, не преследуя финансовую выгоду. Я просто хочу заниматься тем, что люблю, а уж средства на жизнь как-нибудь заработаю.

 

Экономика

Герои: Ieva Petraskeviciute (Литва, Программа двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета) и Владимир Руденко (Россия, ФЭН, ОП «Экономика») 

7

 

Ева

О плюсах и минусах

У меня двойная программа по экономике в Лондоне и Москве. Мне нравится, как преподаватели преподносят информацию, например, о российских перспективах и позициях в политической сфере. Мы обсуждаем разные взгляды и подходы. Это как раз то, зачем я приехала сюда: узнать страну, людей, мышление. Преподаватели очень открыты к критическому восприятию информации студентами. Они знают, что в стране сделано неправильно, и объясняют, почему это было сделано так.

К сожалению, здесь очень мало взаимодействия преподавателей со студентами. По моему мнению, материал воспринимается намного лучше, когда преподаватель не просто читает лекцию, а вовлекает студентов в процесс обсуждения. Живая дискуссия побуждает студентов защищать свое мнение и критически мыслить. Монолог преподавателя на протяжении 3 часов иногда усыпляет.

Окружение

У меня есть несколько групп друзей. С некоторыми я познакомилась на этой программе еще в Лондоне. Большую часть времени я провожу именно с ними, ведь мы уже знаем друг друга с прошлого года. Также я дружу с ребятами из моего класса по русскому языку.

Студенты по обмену, как правило, держатся вместе. Это происходит и в общежитиях, где также существует такое негласное деление. Мы не перемешиваемся. Я пытаюсь знакомиться с как можно большим количеством российских ребят, но мы здесь всего на один год и не успеваем сблизиться с местными студентами. Это не проблема Вышки, это общая проблема международного обмена.

8

Опыт работы и планы на будущее

У меня была трехмесячная стажировка в институте Лондона Royal United Service Institute. Там мы рассматривали экономические отношения Европейского Союза с Россией и Центральной Азией. Эта стажировка очень помогла разобраться в моей специальности. Мы увидели механизм работы изнутри.

Наверное, я все-таки пойду работать в сферу международных отношений с Россией. Именно поэтому я выбрала эту образовательную программу и изучаю русский. Обучаясь на международной программе, я понимаю, что передо мной открывается очень широкое поле для профессиональной деятельности.

Я знаю языки и сама могу выбирать страну, в которой буду работать. От этого выбора будет зависеть моя заработная плата и дальнейшие перспективы.

 

Вова

О плюсах и минусах

Студенческая пора, говорят, лучшее время в жизни. Наверное, так и есть. В сравнении со школой появляется больше свободы выбора. В Вышке эту свободу можно применить, занимаясь тем, что тебе интересно. У нас есть все что хочешь от дебатов до катания на лыжах. Разве что керлинга нет, но я за свою жизнь видел только одну девочку, которая занимается керлингом, и то мне, видимо, повезло.

Я бы очень хотел, чтобы наше образование больше ориентировалось на профессии.  Стало более профильным, а то так получается, что мы изучаем предмет в общем, и он ни для одной работы, кроме преподавания, не понадобится. У меня уже третий курс, а единственный полезный для профессии предмет —  это финансовые рынки.

Если не стажироваться, ты понятия не имеешь, кем ты сможешь работать, окончив вуз. Например, макроэкономика…  Где мне ее применять? Допустим, в каких-то аспектах она и пригодится, но в целом… Могу я написать в резюме, что я макроэкономист? Нет, конечно. Даже должности «макроэкономист» нет.

9

Окружение

С первого курса у меня была супердружная группа, но ее расформировали. Я не переживал сильно, пошел в ту группу, где у меня было больше всего друзей. Правда, на тусовки мы все равно ходим с процентами 20 из всех. Это в фильмах показывают университетские группы, где все друг другу братья. Я в такое не верю, слишком радужно. Но универ объединяет людей, и это круто.

Опыт работы и планы на будущее

Стажировки нужны, чтобы понять, что, куда, как, зачем, сколько платят, нравится/не нравится.

Есть такой тип ребят, которые постоянно где-то стажируются и забивают на учебу вообще. Если ты хочешь стажироваться в суперкрутой компании, то, мне кажется, тебе нужно забыть, что такое жизнь и сон. Я не знаю людей, которые в долгосрочной перспективе справились бы. Стажировки на лето или раз в неделю — другое дело, это все могут. Правда, у меня еще и таких не было.

Конкретно мой пример не очень хороший… Я хотел стать юристом! Но я не пошел на юрфак, потому что не хотел сдавать историю. Для меня экономика была чем-то гуманитарным и понятным, а на деле оказалось, что здесь масса формул и расчетов… Мне порой бывает очень сложно, и кажется, что это совсем не мое. Поэтому я не могу представить, что я буду делать, когда выпущусь, возможно, пойду получать второе высшее юридическое. Хочется найти что-нибудь, связанное с экономикой, но где бы пригодился мой гуманитарный склад ума. Еще, конечно, нормально зарабатывать, чтобы свалить из этой страны… Черт, мы же патриоты. Ладно, чтобы остаться в этой стране, но… Побывать и в других странах. У экономистов очень большие перспективы и карьерная лестница, но первая должность может быть за гроши: 30-40 тысяч максимум. Я не собираюсь гнаться за деньгами с самого начала, мне нужен хороший опыт.

 

Международные отношения/политология

Герои: Ivana Ihnatova (Словакия, курс по дипломатии и международным отношениям) и Антон Степанов (Россия, ФСН, ОП «Политология»)

10

Ивана

О плюсах и минусах

Я учу русский уже 6-7 лет, и это мой второй иностранный язык. Здесь мне удается значительно улучшать его.

Мне вообще очень нравится русская культура, и я очень ждала эту поездку. У меня был большой выбор стран, куда поехать по программе обмена, но Москва была лучшим выбором для меня. Я очень ценю культурный опыт, который мне удается здесь получить.

Самым трудным было составить график обучения. Мы должны перемещаться каждый день из корпуса в корпус по несколько раз. Поэтому очень сложно организовать свое время. Иногда занятия из одного корпуса отменяются или переносятся в другой корпус за несколько минут до начала лекции. Все путаются, не могут найти нужный кабинет и преподавателей. Эти проблемы с организацией могут сильно испортить настроение.

11

Окружение

Мне очень повезло с моей группой, я встретила очень-очень-очень много замечательных людей. Как студентов по обмену, так и российских ребят. Многие всегда готовы помочь с любыми проблемами. В специальной группе по русскому языку со мной учатся студенты из Германии, Франции, Соединенных Штатов, мы разговариваем между собой только на русском, не свободно, конечно, но мы стараемся. Все ребята очень интересные и дружелюбные, мы даже планируем вместе поездку в Мурманск или Санкт-Петербург.

Опыт работы и планы на будущее

У меня еще не было никаких стажировок. В прошлом году я работала летом, но это никак не было связано с моей специальностью. Конечно, я считаю, что это очень важный опыт и собираюсь попробовать себя в своем профиле в следующем году.

Сейчас я учусь в бакалавриате, и мне еще только предстоит поступить в магистратуру. По моей специальности для меня открываются множество путей, по которым я могу пойти: политология, экономика, дипломатия, международные отношения. Пока что я лишь исследую мир вокруг и свои возможности в нем.

Антон

О плюсах и минусах

Мне нравится либеральность вуза, в хорошем смысле этого слова. Наличие красной кнопки, относительно развитое студенческое самоуправление позволяют ощущать себя не низшим звеном пищевой цепочки, а полноценным участником образовательного процесса. Также хочу отметить, что все преподаватели очень открыты. Если есть какие-то проблемы, всегда можно обратиться за консультацией абсолютно любого рода. Каким бы тупым твой вопрос ни был, в департаменте Вышки найдется человек, который сможет помочь разобраться.

А вот рубрика «эксперименты» меня бесит. В частности, прошлогоднее нововведение с учебными проектами. Идея сама по себе хорошая: помимо курсовой работы, которая вырабатывает навык академического письма, у тебя есть проект, который помогает приложить полученные теоретические знания в практическую плоскость. Но у меня сложилось ощущение, что это остановилось на этапе проработки идеи. Никто вообще не знал, что нужно делать.

И я сейчас говорю не о студентах, я говорю о преподавателях. Один факт того, что подробный формуляр оценивания был прислан преподавателями  буквально за 24 часа до защиты проектов, и студенты пришли на защиту, понятия не имея, что от них требуется. Я понимаю, что система не отлажена, тестируется. Но не до такой же степени.

12

Окружение

В первый год нас разделили на три группы, а со второго появилась специализация на аналитиков и управленцев. Может быть, из-за этого наша группа не кажется мне сильно дружной, хотя на первом курсе девочки мальчиков поздравляли с 23 февраля, а мальчики девочек — с 8 марта. Со второй половины второго курса на это забили. И я не думаю, что это от неожиданного взросления. Просто потому, что старые групповые уклады порушились, а новые не создались. Лично я больше общаюсь со своими старыми довузовскими друзьями.

Опыт работы и планы на будущее

Стажировки я пробовал проходить, но они не были связаны с моей специализацией. После первого курса я стажировался в Российском Союзе Молодежи в отделе по связям с общественностью. А после второго курса я начал и сейчас почти закончил стажировку в ВТБ 24 в отделе подбора персонала. Не знаю, насколько можно сказать, что это моя специализация… Скорее нет, чем да, но многие ребята, которые совсем не знают, куда податься после политологии, идут в такие смежные области. Я тоже решил попробовать, тем более это уникальный опыт, который позволяет взглянуть на себя глазами работодателя. У меня был гибкий график и всего 20 рабочих часов в неделю, но совмещать это было фактически нереально. В среднем я спал часа 3,5-4 в день. Складывалось ощущение, что я устроил себе дополнительную сессию, и ощущение, нужно сказать, не из приятных.

Жизнь после вуза — это больной вопрос, и, думаю, не для меня одного. Многие поступали в вуз неосознанно, не руководствуясь какими-либо рациональными критериями, а по принципу «девушка очень милая сидела в приемной комиссии». А обучаясь здесь, представить, что ты будешь делать дальше…

У меня еще даже стажировок от вуза не было, хотя я и приблизительно знаю, что вуз может предложить мне.  Может быть, мне и хочется пойти на госслужбу, потому что у меня папа и дедушка – военные, но это совершенно не означает, что мне понравится. На данный момент я рассматриваю две альтернативы: академическая сфера и государственная служба. Но это очень абстрактные категории. Возможно, когда у меня начнутся дельные практики, я смогу понять, что это, и принять более осознанное решение.

 

Текст: Юлия Цветкова

Фото: Мария Багина