%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc_%d1%82%d1%83%d0%ba%d0%b0%d0%b5%d0%b2_3

Один в поле – воин

Легко ли даётся людям из обычных учебных заведений поступление в один из лучших вузов страны? Как оказалось, для успешного поступления недостаточно иметь талант, амбиции или «красивые глаза». The Вышка пообщалась с ребятами из не самых сильных школ, которые своим умом и усердием смогли пробиться в наш университет

Виктория Горева

%d0%b2%d0%b8%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%8f_%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%b0_2

Город: Серпухов- 15 (Курилово)

Школа: МОУ «Куриловская гимназия»

Факультет: Мировой политики и мировой экономики, ОП Востоковедение, 1 курс

Поступила по ЕГЭ на бюджет: английский язык (95), обществознание (90), история (98), русский язык (91)

В военном городке, откуда я родом, всего лишь одна школа – для населения около пяти тысяч человек этого вполне достаточно. Тем не менее, уровень образования достаточно хорош, знания, которые нам давали, помогли в ЕГЭ. Многое зависело от учителя: не на всех уроках я сидела и думала о том, как бы поскорее сбежать домой.

Из всего класса, из всех двадцати трёх человек историю сдавали только я и моя одноклассница, поэтому учитель не занимался усиленной подготовкой в школе: с нас просто спрашивали домашние параграфы, мы отвечали на дополнительные вопросы, потом нам давали тему и просили рассказать её на следующем уроке. Я безумно благодарна своему репетитору из другой школы – он смог натаскать меня к ЕГЭ и влюбил в историю. С русским языком также были проблемы: мне не нравилось, как преподавала наша учительница, а сейчас, как говорят ребята из школы, уровень преподавания стал ещё слабее.

Английский язык в моей группе был отличный, я до сих пор обожаю учительницу: всегда проверяли домашнюю работу, разговаривали только на английском, лишь некоторые моменты объясняли не на иностранном. В то же время ребята из другой группы ничего не делали: с преподавательницей они могли поговорить по-русски и выпить чаю. Уроки по обществознанию проходили не хуже: нас гоняли по учебнику каждый урок.

Абсолютно каждый день я дополнительно готовилась к экзаменам и, естественно, заканчивала поздно. После школы у меня было два репетитора, потом я приходила домой вечером, и оставалось сделать уроки.

Обычно я занималась по тем учебникам, которые мне давали репетиторы, а если возникали какие-то вопросы, то я искала ответы на них в интернете, кроме того, сайт «Решу ЕГЭ» был полезен за неделю перед экзаменом, когда ты «нарешиваешь и нарешиваешь».

Времени на развлечения и отдых не хватало: гуляла только по выходным пару часов с парнем, друзей видела на пятиминутных переменах в школе, в основном сидела за учёбой. Иногда я чувствовала, что не могу заниматься и мне жутко лень, посещали мысли отложить дела до завтра, но в итоге выполняла всё в этот же вечер, потому что понимала, что на следующий день у меня не будет возможности доделать задания.

Когда я упоминала о желании поступить в ВШЭ, знакомые говорили, что я сошла с ума, раз решила учиться в университете высокого уровня, спрашивали, уверена ли я, что справлюсь.

На меня не давили их слова, давил только страх недобрать баллов, так как мне нужен был только бюджет. Мама успокаивала меня тем, что они смогут оплатить обучение, если я не пройду, советовала меньше думать об этом и больше готовиться, но внутри себя я понимала, что не хочу терять планку – я планировала поступить только на бюджет.

Сейчас, спустя несколько месяцев, пора экзаменов всплывает в моей памяти вместе с бессонными ночами и кучей успокоительных. Получив удовлетворительные для меня результаты, я поняла: не так страшен черт, как его малюют.

Евгений Шишко

%d0%b5%d0%b2%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9_%d1%88%d0%b8%d1%88%d0%ba%d0%be_1

Город: Находка (Приморский край)

Школа: МБОУ «Гимназия №1»

Факультет: Компьютерных наук, ОП Программная инженерия, 2 курс

Поступил по ЕГЭ: русский язык (90), английский язык (77), математика (94), ИКТ (88)

Моя гимназия – единственная в нашем городе, кроме неё есть ещё около двадцати школ. Я бы сказал, что уровень образования средний, даже чуть ниже среднего, но этого должно хватать, чтобы ученики смогли сдать обязательные экзамены.

Учили математике не так уж и плохо, даже хорошо, но этого было мало для сдачи ЕГЭ выше девяноста баллов.

Преподавание действительно было направлено на то, чтобы все ученики просто сдали экзамен: учительница говорила, что у неё нет времени и ей самой ещё нужно разобраться с материалом.

Всегда хотелось, чтобы материала по математике было больше: например, не только базовый материал, но и немного из высшей математики. ИКТ, к сожалению, также было мало. Уроки русского языка мне никогда не нравились, и я самостоятельно готовился к ЕГЭ: мы разбирали задания, а учительница пыталась объяснить происхождение слов. Помню, она даже как-то сказала, что я не смогу сдать ЕГЭ на отлично, а я потом получил 90 баллов. Единственным плюсом школы было большое количество часов английского – шесть уроков в неделю.

Подготовка к ЕГЭ лежала на моих плечах полностью: я не нанимал репетиторов, да и в городе нельзя найти таких, чьи знания действительно ценны. Обычно я составлял примерный план подготовки так: открывал дома сайт «Решу ЕГЭ», выбирал варианты ЕГЭ и решал их, пользовался пособиями. Я уделял подготовке по часу в день, а в мае, когда уже начало «припекать», – по три.

Мне не составляло труда заставлять себя работать благодаря стимулу уехать как можно дальше от города. Удивительно хватало времени на отдых и развлечения, но только спортом начал заниматься реже, чем до одиннадцатого класса.

Если говорить об экзаменах, то, как мне кажется, ИКТ я завалил: на самом экзамене был лёгкий вариант, и те ребята, которые хорошо подготовились, написали ЕГЭ от 97 до 100 баллов. Я же активно готовился к математике последние полгода до самого экзамена, получил 94 балла. Так я понял, что, если действительно любишь предмет, сдать экзамен по нему на высокие баллы – более, чем реально.

Сергей Колесников

%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b3%d0%b5%d0%b9_%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%b5%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%be%d0%b2_1

Город: Самара

Школа: МОУ «Школа №6 им. М. В. Ломоносова»

Факультет: Коммуникаций, медиа и дизайна, ОП Журналистика, 1 курс

Поступил по Всероссийской олимпиаде школьников по литературе: победитель 2014-2015, призёр 2015-2016

Я первый победитель Всероссийской олимпиады по литературе в истории своей школы, даже единственный, кто участвовал. Мой класс был социально-экономической направленности, поэтому упор делали на историю и литературу, за счёт которых я и «прокачался» перед поступлением. Занятий по английскому языку было достаточно, а у профильной группы ещё больше – 5 часов в неделю.

Моя школа сумела сохранить хорошую репутацию с прошлого века, но на самом деле она уже давно отстала от других образовательных учреждений. Если судить по выпускникам, то с моего потока поступили в Москву и Питер только трое, отличники, участники олимпиад – в наш государственный, а остальные теперь учатся в экономическом университете, который по праву считается «шаражным».

Поступления в ВШЭ на журналистику от меня ждали все: если человек выиграл Всероссийскую олимпиаду, то он не будет оставаться в «захолустной» Самаре, где даже нет бюджетных мест на эту специальность.

У меня была потрясающая учительница литературы, благодаря которой я и попал на Всероссийскую олимпиаду: я считаю абсолютным достижением то, что все, даже двоечники, прочитали «Войну и мир», Достоевского, Тургенева, знали поэзию. Тем не менее, я был не совсем доволен, поэтому и занимался литературой сам, потому что преподавательница ориентировалась на тех, у кого был слабый уровень, и сбавляла темп.

Ещё в девятом классе я решил, что буду поступать по олимпиаде, потому что ЕГЭ не надёжен, а подготовиться за три года к олимпиаде и выиграть её – достижимая цель. Во время подготовки к олимпиаде я чётко распределил время, когда заниматься и отдыхать. Долго пытался построить программу самостоятельных занятий, но, в итоге, понял, что идеальный рецепт – не выходить из потока, весь год занимаясь тем, что тебе нравится, читая литературу и изучая её. Раз поймаешь волну, и дальше уже не трудно. Я читал сайты, на которых были советы по олимпиаде, читал «Арзамас» и исторический журнал «Дилетант», но в основном готовился по наитию, зная классиков литературы.

Получив в одиннадцатом классе призёра, я перестал готовиться к ЕГЭ: у меня была планка написать выше шестидесяти. Мне спокойно хватало времени на отдых, друзей и девушку (хотя пик наших отношений пришёлся на одиннадцатый класс), хобби, потому что литература и была моим хобби. Так как школа не сильно нагружала, хватало немного времени. После олимпиады, когда нагрузки стало заметно меньше, мы могли видеться не каждый вечер, но несколько раз в неделю. Раньше я часто слушал музыку, почти жил ею, мне было трудно выходить на улицу без наушников, но пришлось пожертвовать этим ради подготовки к олимпиаде и экзаменам. Я гораздо реже ходил в театр, на выставки, на те же самые встречи друзей, но находил на это время, когда было желание.

Елизавета Федотова

%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b0_%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0

Город: Москва

Школа: ГБОУ «Гимназия №1552»

Факультет: МИЭМ НИУ ВШЭ, прикладной математики, 2 курс

Поступила по ЕГЭ: физика (65), русский язык (92), математика (85)

Я поступала в школу в восьмой класс с хорошим настроем: мне обещали отличное гуманитарное образование и сильный уровень иностранных языков. В первый год было сложно учиться из-за адаптации и формата обучения: уроки английского языка проходили только на английском, классы были маленькими. Спустя год учёба в гимназии показалась мне гораздо более легкой, чем в прежней школе.

В девятом классе я решила для себя, что хочу углубиться в технические науки, но, к сожалению, как раз с этим и были проблемы – у нас было всего два учителя по физике и три по математике на всю школу. Я бы не сказала, что каждый из них качественно преподавал, особенно по физике: порой мне приходилось открывать учебник и заново разбирать дома материал прошедшего урока. Учебник советских времён «Мы повторяем физику» из домашней библиотеки действительно помогал заполнять пробелы, были пособия по физике, которые также прорешивались самостоятельно, потому что учительница на уроке редко давала тесты с выбором ответа, которые легко списать.

Уже в десятом классе я пробовала решать учебники, по которым занимались другие школы, более сильные по уровню подготовки к ЕГЭ по математике, но у меня не вышло. Тогда я решила, что мне стоит пойти на специальные подготовительные курсы ЕГЭ по математике и физике при НИЯУ МИФИ. Они дали мне толчок в нужном направлении, и я, приходя домой, уже знала, что и как решать самостоятельно.

После того, как я закончила курсы, у меня возникла мысль перейти в лицей при МИФИ, но я слишком поздно задумалась об этом и в итоге осталась в гимназии. Родители также отговорили меня от этой идеи, потому что сомневались, смогу ли я освоить новый материал и успешно подготовиться к предстоящим экзаменам.

Я владела хорошей математической базой, при том, что никогда не усердствовала: материал мне давался сам, программа в гимназии была простой, но для ЕГЭ этого было мало. Жаловаться не буду, учителя старались, давали много заданий, тем не менее, им не хватало квалификации для подготовки к ЕГЭ.

С русским языком, как и с любым гуманитарным предметом в гимназии, всё было хорошо. Я попала к замечательной учительнице, которая переживала за уровень русского языка в школе: она не только готовила к экзамену, но и проводила дополнительные уроки, которые организовывала по собственной инициативе.

Порой я заставляла себя готовиться к экзаменам из-за того, что школа отнимала много времени теми же уроками по математике и физике, а вечером дома мне опять приходилось отрабатывать и осваивать недавно пройденный на уроке материал. В конце 11 класса я наняла репетитора по математике и физике с курсов при МИФИ, чтобы быть уверенной в своих силах, но преподаватель по физике показался некомпетентным – уже после первого занятия я поняла, что это не принесёт пользы.

Когда я поняла, что накопленной базы за три года подготовки мне хватит, я могла спокойно гулять целый день, при этом не подвергая себя стрессу и переживаниям по поводу ЕГЭ.

Мой выбор одобрили многие друзья и родители, но всё-таки поступление в ВШЭ было удивительным для всех. Некоторым знакомым казалось странным поступать сюда из-за стереотипного мнения: они были уверены, что наш университет связан именно с экономикой и социологией, а технические факультеты можно перечесть по пальцам.

Радмир Тукаев

%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d0%bc_%d1%82%d1%83%d0%ba%d0%b0%d0%b5%d0%b2_1

Город: Лениногорск/Бугульма

Школа: МБОУ «Татарско-турецкий лицей имени Мустафы Онджеля»

Факультет: Социальных наук, ГМУ, 1 курс

Поступил по олимпиаде школьников имени Н. Д. Кондратьева: II степень

Школа, в которой я учился, – сельская с уклоном на физмат, а также английский, татарский и турецкий. Английскому и татарскому учили с первого класса, турецкому – с седьмого, а в одиннадцатом даже ввели китайский, так что с языками всё было в порядке. Но важнее для меня была экономика, которую преподавали не так блестяще: не было человека, который в совершенстве владел и экономическими, и математическими понятиями, также нужными для экономики.

Проблема была ещё в том, что в наших краях нет хороших репетиторов по экономике, которые подходили моему обучению и подготовке к олимпиаде: учителя давали скорее общие знания, и не хотелось тратить деньги родителей лишний раз.

Мне пришлось выкарабкиваться из этого положения самому, но первые попытки были крайне непродуктивны: во-первых, не у кого было просить помощи, во-вторых, в интернете читал всё подряд, связанное с экономикой и финансами, а библиотека нашего маленького города не располагала нужными книгами. Я изучал рынок ценных бумаг, корпоративные финансы на Coursera и с помощью книг, групп ВКонтакте. Спустя некоторое время началась более структурированная подготовка: находил необходимые материалы, интересовался у сведущих людей, что взять прочитать, чтобы подготовиться к олимпиаде, смотрел видео-уроки на Youtube.

Каждый день я готовился только к олимпиаде, по сути, жил только ею, но это было не в тягость – я с интересом изучал экономику и финансы для души. Времени хватало только на сон, никаких развлечений, фильмов, смотрел пару сериалов на финансовую и мотивационную тематику – так прошли мои последние два года перед поступлением. Разве что в конце одиннадцатого класса начал готовиться к ЕГЭ: чтобы подтвердить олимпиаду, нужно было получить больше 75 баллов по математике.

Хорошей мотивацией для меня были выпускники, которые приезжали в школу. С одним из них я сдружился: он был для меня ментором и внёс свой вклад в учёбу. Друзья из интерната также поддерживали и подбадривали, верили, что мы сможем поступить в университеты нашей мечты. Только некоторые из родственников советовали поступать не в Москву, как я хотел, а в Татарстан или Башкирию, ближе к семье. Были и те, кто заявлял, что я не смогу потянуть дороговизну московской жизни и переезд. Мне было неприятно с ними разговаривать, поэтому я научился пропускать их слова мимо ушей.

Прагматизм, целеустремлённость, любовь к своему делу – эти черты характера помогли мне поступить. Я с первых дней активно влился в студенческую жизнь и действительно убедился на своём опыте, что Москва – город возможностей, одна из которых и подарила мне билет в столицу.

 

Текст: Майя Афанасьева

Фото: Алеся Грушко, Марина Романова, Майя Афанасьева