Искусство быть куратором
Что такое LMS? Где брать справку? Что такое рейтинг? Куда я попал, и где рядом недорого поесть? Справиться с любыми трудностями первокурснику помогает куратор. О том, как все началось в Питерском кампусе и продолжилось уже в Москве рассказала Алёна Петрова – студентка второго курса магистратуры и сотрудник Центра поддержки студенческих инициатив
В 2010 году активисты Питерской Вышки разработали проект под названием «Вливайся». Ребята поставили себе цель: набрать и обучить команду студентов второго курса, которые в дальнейшем встретят и примут первокурсников в Вышкинскую семью. Все помнят себя в роли первокурсника: хочется адаптироваться побыстрее, но не всегда понятно, как это сделать. Тогда на помощь и приходят кураторы.
6 лет в Петербурге, дальше Москва
Московская Вышка – это огромный мир с большим количеством семей-факультетов. Каждый год в Вышку поступают есколько тысяч первокурсников, которым хочется показать все преимущества обучения в нашем университете. У нас оявилась идея: реализовать в Москве наработки Питерского кампуса. На каждую группу первокурсников мы отбирали и готовили одного или двух кураторов. Ребята-кураторы в августе на неофициальных и в сентябре на официальных встречах приветствовали первокурсников различными играми и образовательными тренингами.
Кураторы Питерской Вышки знают друг друга по именам и в лицо, это очень камерный коллектив. Из года в год ряд проектов кураторы стараются реализовывать вместе, например, «Квест первокурсника».
В Москве же кураторов значительно больше — свыше трехсот человек. Внутри факультетов кураторы общаются, но познакомиться со всеми коллегами у них возможности нет. Если когда-нибудь Школа кураторов приобретет новый масштаб, возможно, будет выезд, на котором ребята узнают друг друга получше, но это только планы.
Статистика такова: в Петербурге примерно шестьдесят кураторов, конкурс составляет семь человек на место, в Москве более трёхсот кураторов, причем на некоторых факультетах конкурс составил четыре человека на место.
Как стать куратором?
Нужно следить за группой Центра Поддержки Студенческих инициатив Вконтакте, ориентировочно в феврале 2017 откроется новый набор. Следует подать заявку, получить ответ с приглашением на второй этап, решить кейс и прийти на собеседование.
Собеседование — это обсуждение твоих интересов и попытка понять, что бы ты сделал в той или иной непростой ситуации, которая может произойти с твоим первокурсником.
«Заковыристых» вопросов на определение специальных знаний мы не задавали, ведь куратор – это, в первую очередь, человек, который готов услышать, увидеть, понять и подсказать. Отбор был непростой. На собеседовании мы обращали внимание, насколько горят глаза у кандидата, коммуникабельный ли человек перед нами, сможет ли он войти в аудиторию и зажечь новых первокурсников желанием покорять Вышку.
Школа кураторов – это…
Полноценное обучение, во время которого мы рассказали ребятам, в ч ем будет их задача в следующем году. Во время Школы ребята проходили квест под названием «Вливайся». Они выполняли задания из веревочных курсов среднего или низкого уровня сложности, ходили по станциям и играли в игры.
После этого три-четыре часа ребята посещали лекции, например: «Event в разрезе кураторства», «Тайм-менеджмент», «Традиции группы», «Медиа-волонтерство» и др. Более того, состоялась демо-версия адаптационного тренинга, который кураторы провели для своих первокурсников в сентябре в рамках недели БЖД.
Почему это популярно?
Провожу аналогию с вожатыми в лагере и с ребятами, которые приезжают к ним в отряд. Если ребенок с детства ездит в один лагерь и годик-два наблюдает за своим вожатым, волей-неволей у него возникает желание стать вожатым самому. Кураторство аналогичным образом сработало и в Питере, и, судя по отзывам некоторых первокурсников, сработало и в Москве: к ребятам-первокурсникам пришли яркие зажигательные кураторы, и сейчас поступают вопросы от первокурсников: «как же стать куратором?»
Куратор: друг или наставник?
Это стиль кураторства, каждый выбирает для себя то, что ему ближе. Я знаю, что некоторые кураторы дружат со своей группой, выезжают куда-то в выходные.
Важно одно: первокурсник может обратиться к куратору с любым вопросом, чтобы они вместе могли найти итоговый ответ.
Здорово, что девиз Школы Кураторов-2016 — «Куратор есть – проблем нет». Мы бы хотели, чтобы Школа в 2017 году состоялась в новом особом качестве – с учетом пожеланий и комментариев кураторов первого набора и с участием мотивированных первокурсников!
А как же Пермь и Нижний Новгород?
Дарья Кузнецова
Руководитель проекта (Пермь)
Мы посетили Проектную школу в Москве, посмотрели на Питерский проект «СОК». И я сразу загорелась, поняла, что поможет нашему кампусу развиваться. Потом у нас была внутренняя проектная школа, где мы попробовали разработать эту идею.
В конце августа мы провели Школу кураторов, где мы давали ребятам небольшие рекомендации, проводили мастер-классы и разрабатывали проекты. Тридцатого и тридцать первого августа группы впервые познакомились со своими ПАПами (кураторы называются ПАПы, а организация — «Общество ПАП — Помощь в Адаптации Первокурсников»).
Кураторство у нас начинается с сентября, а первый сбор заявок проводится в июне. Можно писать мне, а можно своим кураторам.
Единственное — мы должны точно знать, что это за человек и проверить его на практике. Школа ПАП отлично выполнила эту задачу. Мы смогли посмотреть на ребят, оценили их способности и определили, какую должность кто будет занимать.
У нас в среднем один-два куратора на группу, также есть модераторы — это ребята, которые отвечают за определенное направление (эконом, менеджмент и т.д.) Основная задача кураторов — поддержание атмосферы в группе, проведение внутригрупповых мероприятий, оповещение первокурсников. Первые две недели они выполняют обязанности старосты. Модераторы следят за проведением межгрупповых и межфакультетских мероприятий и помогают решать возникающие вопросы кураторам.
У нас очень дружная команда. Вместе мы собирали ребят на Парад первокурсников, общими усилиями проводили самое первое посвящение — проект «НеВеревка»: проведение веревочного курса в аудиториях. Многие ребята участвуют в организации других мероприятий в Вышке.
Яна Чеснокова
Руководитель проекта (Нижний Новгород)
В нашем кампусе кураторство только на стадии зарождения, но активный состав ребят уже образовался на факультете менеджмента. Летом я написала письмо в деканат, в котором изъявила желание стать куратором, но потом оказалось, что надо было спрашивать не в деканате, а у заместителя декана по учебно-воспитательной работе. В итоге девочка, которая связалась с заместителем декана по воспитательной работе, спросила у нашего потока о том, кто хочет стать куратором. Поучаствовать в проекте хотели многие, однако взяли тех, кто первый написал.
Никакой школы и подготовки у нас не было, я основывалась на том, что делал мой куратор, когда я была на первом курсе. Перед встречей с первокурсниками с нами разговаривала заместитель декана по учебно-воспитательной работе, она объяснила нам цель кураторства и рассказала про все подводные камни.
Я отвечала на различные вопросы, так или иначе связанные с уч ебой: Что такое сессия? Как определяют, кто учится на стипендию? Что будет, если опоздать на пару? Некоторые даже интересовались, сколько им нужно тетрадей. Также я рассказывала про внеучебную активность: в какие клубы Вышки можно вступить и как это сделать. Тренинги и игры я не проводила. Для этого у нас на факультете отводят время 2-3 сентября. С группой первокурсников работают преподаватели с кафедры психологии. Тренинги направлены на знакомство и сближение с группой.
Со своей группой первокурсников я ходила в кафе, куратор – это друг и помощник для ребят, и мы стараемся в полной мере показать, как хорошо учиться в Вышке!
Текст: Полина Жукова
Фото: Камилла Янбухтина